Важным методологическим приемом исследований служит выбор подхода к решению проблемы.
Признаки, определяющие подход к решению проблем:
1. Начнем с того, что выделение класса проблемы, т.е. отнесение ее к «жестким» или «мягким», определяет подход к ее разработке.
Например, существует такое понятие, как «жесткий» подход. Это означает, что для решения проблемы используется формальный аппарат, исключающий факторы, не поддающиеся формализации. «Мягкий» подход заключается в том, что разработчик проблемы не решается пренебречь какими-либо факторами и ведет поиск решения с привлечением формальных и эвристических методов исследования.
2. Следующий признак характеризует глубину исследования и важность последствий полученного решения.
В статье Р. Акоффа «Искусство и наука управления беспорядком» [1] выделены три подхода к решению проблем:
1. Клинический подход — это частичное решение проблемы, когда полученные результаты достаточны для заключения о состоянии объекта или сложившейся бизнес-ситуации.
Клинический подход — это основа диагностики системы.
• Его ориентация — экспериментальные исследования и эвристические методы, решение основывается на прошлом опыте и субъективных суждениях.
• Клиницисты используют в исследованиях и формальные методы, которые, однако, не играют определяющей роли. Их результаты исследований на основе формальных методов подвергаются качественному анализу на основе имеющегося опыта. Кроме того, они полагают, что такой подход минимизирует риск и делает максимальной вероятность выживания.
Недостатки клинического подхода:
плохая структурированность результата;
отсутствие точных критериев для его оценки.
2. Исследовательский подход —- это нахождение оптимального результата в процессе решения проблемы.
• Его ориентация — математические методы и модели, натурные и модельные эксперименты. Здесь наблюдается аналогия с «мягким» подходом.
• Исследовательский подход наиболее распространен, и его применяют компании, цель которых — скорее процветание, чем просто сохранение, стремление к росту.
• Исследовательский подход не исключает применения клинического подхода к решению отдельных задач проблемы, который выступает под термином «диагностика». В этом случае, чтобы предотвратить разбавление оптимальных решений качественными соображениями, предпочитают получать оптимальное решение основных задач проблемы.
3. Проектирующий подход — это устранение проблемы путем изменения сути тех реальных обстоятельств и объектов, которые инициировали проблему.
Цель проектирующего подхода состоит в изменении системы, где развивается проблема, либо внешнего окружения этой системы, с тем чтобы приблизить систему к желаемому состоянию. Желаемое состояние — это скорее развитие, чем расширение или сохранение. Развитие означает увеличение способности и потребности повышать как собственный уровень жизни, так и уровень жизни партнера.
Таким образом:
ü клинический подход — это информация, профессиональные и научные знания, понимание, опыт;
ü исследовательский подход — генерация, доработка и оценка новых идей, вариантов или других различных разработок;
ü проектирующий подход синтезирует методы, приемы и инструменты клинициста и исследователя и добавляет новые компоненты.
Разработка сложных проблем начинается с применения клинического подхода и завершается проектирующим подходом.
Рассмотрим пример решения проблемы, приведенный Р. Акоффом [1].
Компания, производящая станки, столкнулась с резким снижением спроса на продукцию. Последствия этих колебаний были разрушительными и разорительными. Руководство компании в целях решения проблемы периодически использовало прошлый опыт работы и красноречивые рассуждения на основе здравого смысла. Такой подход оказался неадекватным, поскольку проблема не поддавалась решению и со временем усугублялась. Тогда руководство компании решило прибегнуть к исследованию и оптимизации операций. Была сформулирована проблема — выравнивание производства в соответствии со спросом на продукцию. Сложность заключалась в невозможности получения достаточно точного прогноза. Полученное решение оптимизационной задачи дало незначительное улучшение положения компании. Затем был сделан переход к проектирующему подходу. Проблема была сформулирована заново и сведена к задаче уменьшения колебания спроса, а не колебаний реакции на существующий спрос. Деловая активность была переориентирована на уменьшение колебания спроса. Для этого была введена новая производственная линия, выпускающая продукцию, спрос на которую находился в противофазе по отношению к колебаниям спроса на основную продукцию. В результате колебания суммарного спроса на два вида продукции снизились до 7%. Устранение проблемы за счет перепланирования схемы бизнеса продвинуло компанию ближе к ее идеалам — стабильной занятости.