Модель классического цикла

Наиболее типичный классический цикл исследования проблемы приведен в табл. 5.2.

В классическом цикле выделяются пять этапов.

Каждый этап характеризуется своими задачами исследования.

Несмот­ря на достаточно строгую логику последовательности в этапах и зада­чах классического цикла, каждый исследователь вносит свои отличи­тельные особенности в их формулировку.

Особенно это касается постановки проблемы и формирования исходного множества альтер­натив (ИМА).

Для исследования «жестких» проблем разработан мощный арсенал формальных методов.

Например, решение традиционной «жесткой» проблемы системы управления — выбор целевых рынков в соответствии с ресурсами и возможностями предприятия, обеспечивающих повы­шение эффективности его работы, — может осуществляться с помо­щью различной комбинации методов.

1) Прежде всего постановка зада­чи может быть одно- и многокритериальной, а именно: максимизация общей прибыли или общей выручки, минимизация затрат, максими­зация использования ресурсов.

2.1) Затем распределение товара по рын­кам может рассматриваться как статическая, детерминированная задача, исходная информация которой характеризуется полной опре­деленностью, а решение находится методами линейного программи­рования.

2.2) Можно допустить, что входная информация — вероятностная, с существующей моделью ее распределения, тогда задача поддается ре­шению с применением стохастического программирования. От при­нятой гипотезы будет зависеть сложность решения и доказательность полученных результатов. Практически любую проблему управления можно рассматривать в подобном контексте.

Таблица 5.2

Этапы и задачи классического цикла исследования проблемы

Этап Задачи этапа Суть этапа
I. Постановка проблемы 1. Изучение природы про­блемы, ее первоначальное толкование 2. Сбор информации о ситу­ации 3. Обработка и анализ ин­формации 4. Формулирование пробле­мы и ее концепции 5. Обоснование актуальнос­ти решения проблемы Что известно о проблеме? В чем корни проблемы?
II. Структурирование проблемы 1. Выделение разделов, за­дач, вопросов 2. Построение целевой моде­ли и обоснование критериев 3. Организация исследова­ния проблемы Какие цели преследуются? Каким образом можно достичь целей?
III. Формирование исходного множества альтернатив (ИМА) решения проблемы 1. Установление требова­ний, ограничений 2. Сбор дополнительной информации 3. Разработка ИМА реше­ния проблемы 4. Идентификация альтер­натив 5. Построение модели или алгоритма исследования каждой из возможных аль­тернатив Что можно предпринять в связи с возник­шей проблемой?
IV. Оценка ИМА и выбор наилучшей альтернативы 1. Выбор метода оценки ИМА 2. Нахождение решений по каждой альтернативе 3. Оценка эффективности каждой альтернативы 4. Выбор предпочтительной альтернативы из ИМА Что будет лучшим из возможного?
V. Организация выполнения реко­мендаций по устране­нию проблемы 1. Разработка плана внедре­ния рекомендаций по устранению проблемы 2. Контроль хода внедрения 3. Оценка результатов вне­дрения Достигнут ли ожидае­мый эффект от реше­ния проблемы?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: