Наиболее типичный классический цикл исследования проблемы приведен в табл. 5.2.
В классическом цикле выделяются пять этапов.
Каждый этап характеризуется своими задачами исследования.
Несмотря на достаточно строгую логику последовательности в этапах и задачах классического цикла, каждый исследователь вносит свои отличительные особенности в их формулировку.
Особенно это касается постановки проблемы и формирования исходного множества альтернатив (ИМА).
Для исследования «жестких» проблем разработан мощный арсенал формальных методов.
Например, решение традиционной «жесткой» проблемы системы управления — выбор целевых рынков в соответствии с ресурсами и возможностями предприятия, обеспечивающих повышение эффективности его работы, — может осуществляться с помощью различной комбинации методов.
1) Прежде всего постановка задачи может быть одно- и многокритериальной, а именно: максимизация общей прибыли или общей выручки, минимизация затрат, максимизация использования ресурсов.
|
|
2.1) Затем распределение товара по рынкам может рассматриваться как статическая, детерминированная задача, исходная информация которой характеризуется полной определенностью, а решение находится методами линейного программирования.
2.2) Можно допустить, что входная информация — вероятностная, с существующей моделью ее распределения, тогда задача поддается решению с применением стохастического программирования. От принятой гипотезы будет зависеть сложность решения и доказательность полученных результатов. Практически любую проблему управления можно рассматривать в подобном контексте.
Таблица 5.2
Этапы и задачи классического цикла исследования проблемы
Этап | Задачи этапа | Суть этапа |
I. Постановка проблемы | 1. Изучение природы проблемы, ее первоначальное толкование 2. Сбор информации о ситуации 3. Обработка и анализ информации 4. Формулирование проблемы и ее концепции 5. Обоснование актуальности решения проблемы | Что известно о проблеме? В чем корни проблемы? |
II. Структурирование проблемы | 1. Выделение разделов, задач, вопросов 2. Построение целевой модели и обоснование критериев 3. Организация исследования проблемы | Какие цели преследуются? Каким образом можно достичь целей? |
III. Формирование исходного множества альтернатив (ИМА) решения проблемы | 1. Установление требований, ограничений 2. Сбор дополнительной информации 3. Разработка ИМА решения проблемы 4. Идентификация альтернатив 5. Построение модели или алгоритма исследования каждой из возможных альтернатив | Что можно предпринять в связи с возникшей проблемой? |
IV. Оценка ИМА и выбор наилучшей альтернативы | 1. Выбор метода оценки ИМА 2. Нахождение решений по каждой альтернативе 3. Оценка эффективности каждой альтернативы 4. Выбор предпочтительной альтернативы из ИМА | Что будет лучшим из возможного? |
V. Организация выполнения рекомендаций по устранению проблемы | 1. Разработка плана внедрения рекомендаций по устранению проблемы 2. Контроль хода внедрения 3. Оценка результатов внедрения | Достигнут ли ожидаемый эффект от решения проблемы? |
|
|