Исследование проблемы любой сложности начинается с разработки структуры ее решения в виде цикла «начало — окончание».
В научных исследованиях существует мегацикл, когда начало — это фундаментальные исследования.
Полученные результаты находят развитие на стадии прикладных исследований, в последующем, на стадии опытно-конструкторских работ, превращаются в образцы новой продукции, проходят в сфере производства тестирование и передаются в массовое производство. Окончание цикла — это внедрение. По аналогии разрабатывается и схема действий по исследованию проблемы.
• Проблема (Р) разбивается на ряд задач { di1, di,..., dil }, достаточных для нахождения решения и реализации полученных результатов в практической деятельности.
• В свою очередь задачи, в зависимости от их назначения, группируются в этапы.
• Из этапов и задач образуется цикл исследования (разработки) проблемы.
Под циклом будем понимать определенную последовательность этапов и задач, начиная от выяснения симптомов проблемы до формирования модели будущего состояния и его реализации.
|
|
Формально содержание цикла разработки проблемы можно отобразить следующим образом:
Формально содержание цикла разработки проблемы можно отобразить следующим образом:
1. Будем считать, что проблема сформулирована, если известны:
цель исследования ( V ),
требования к достижению цели (Cv),
исходные условия (G), подробно описывающие ситуацию, состояние и направления исследований по этой или аналогичной проблеме, т.е. составлена дескриптивная модель объекта (ситуации) исследования.
2. Следующим будет вопрос о решении проблемы. Считается, что проблема G, Cv, V разрешима, если известен способ ( F ) ее решения. Под способом понимается совокупность действий, реализуемых человеком или машиной и позволяющих перейти от исходных условий к цели и условиям ее достижения.
3. Цикл исследования проблемы будет зависеть от выбранного подхода к формированию механизма ее разработки и класса проблемы:
ü «Жесткая» проблема, обусловленная ограниченной ситуацией, имеет и ограниченные возможности выбора вариантов решения.
для «жестких» проблем основным будет «жесткий» или исследовательский подход;
инструментом разработки — оптимизационные методы принятия решений;
Цикл исследования «жестких», хорошо структурированных проблем назовем классическим циклом.
классический цикл исследования может встраиваться в исследования «мягких» и «зловредных» проблем.
Структура классического цикла приводится в табл. 5.2 и широко, но с различными редакциями освещается в учебной литературе.
|
|
ü «Мягкие», слабоструктурированные проблемы, связанные с поиском путей развития системы, ставят перед исследователем сложные вопросы — это прежде всего постановка проблемы и ее структурирование, разработка альтернатив, выбор методов и оценка надежности полученных решений.
В качестве основы исследования «мягких» проблем можно принять так называемую системную технологию вмешательства (СТВ) (предложенную К. Мейби и его соавторами в работе [50]. Аналогичная, но в укрупненном виде, схема действия по исследованию проблемы изложена М.Х. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури [53]);
Системная технология вмешательства полностью поглощает все операции по решению «жесткой» проблемы и реализует новые, свойственные только ей, или предоставляет новые возможности, такие как итерации и интерактивный режим работы между разработчиком и заказчиком проекта решения проблемы.
Цикл исследования проблемы на основе системной технологии вмешательства, предлагающей некоторую последовательность действий, будем именовать СТВ-циклом (см. рис. 5.1).
Рис. 5.1. Модель СТВ-цикла для исследования проблемы
ü Проблемы, вызванные необходимостью развития и реорганизации системы и инициированные, как правило, внешней средой, имеют ранг более сложных «мягких» и «зловредных» проблем.
- Концепцию, совокупность методов и техник, используемых для решения такого характера проблем, определяют таким собирательным понятием, как «организационное развитие» ([50], в монографии В.Н. Буркова и В.А. Ирикова [7] — это механизм формирования решений относительно развития предприятия и концептуальная модель стратегических решений). В современной теории менеджмента, согласно выполненному обобщению, существуют несколько толкований термина «организационное развитие», которые до сих пор остаются предметом обсуждения в научной литературе. Сделаем акцент на его толковании, данном в работе [16], где организационное развитие определяется как комплекс мероприятий в области преобразования деятельности, методов и приемов, которые используются с целью оказания помощи людям и организациям стать более эффективными.
Организационное развитие (ОР) имеет ряд отличительных характеристик:
• долгосрочный процесс преобразования всех ингредиентов управленческого планирования;
• ориентация на проблемы организации с применением различных теорий и научных исследований для их решения;
• приоритетность в исследовании системного подхода, поскольку ОР связывает трудовые ресурсы и потенциал организации с ее технологией, структурой и процессами в области менеджмента;
• ориентация на действия, заключающаяся в концентрации на достижениях и результатах;
• ориентация на переподготовку персонала как на основное средство осуществления преобразований.
- Эти характеристики современного процесса ОР указывают на фундаментальность преобразований в организации и необходимость привлечения исследователей и консультантов для решения поставленной проблемы. Модель исследования рассматриваемого класса проблем будем именовать ОР-циклом (рис. 5.2).
Рис. 5.2. Модель ОР-цикла для исследования проблемы
ü Для проблем, различаемых по времени наступления будущего состояния системы, решение может находиться с применением классического, СТВ- и ОР-циклов. Особенно это характерно для стратегических проблем, которые несут в себе все разнообразие толкования термина «стратегия».
Поясним это положение, используя определение стратегии из работы [58]. Стратегия, по Г. Минцбергу, может рассматриваться как:
1) план — некая сознательно и намеренно разработанная для конкретной ситуации последовательность действий;
|
|
2) ловкий прием — своего рода «маневр»;
3) паттерн — заранее продуманная и выстраивающаяся по ходу развития событий последовательность действий;
4) позиция, являющаяся посредником между организацией и внешней средой и направленная большей частью на устранение формальной конкуренции;
5) перспектива, выстраивающая целую идеологию управления, разделяемую всеми членами организации в их намерениях или действиях.
Каждое определение стратегии существенным образом меняет методологию исследований этого класса проблем и может привести
как к развитию,
так и к реорганизации системы управления.
Например, стратегии в понимании плана и некого маневра могут находиться с использованием классического цикла и СТВ-цикла в понимании ПАТТЕРНА и позиции — с применением СТВ- и ОР-циклов, перспективы — ОР-цикла.