Структура цикла решения проблемы

Исследование проблемы любой сложности начинается с разработ­ки структуры ее решения в виде цикла «начало — окончание».

В науч­ных исследованиях существует мегацикл, когда начало — это фунда­ментальные исследования.

Полученные результаты находят развитие на стадии прикладных исследований, в последующем, на стадии опыт­но-конструкторских работ, превращаются в образцы новой продукции, проходят в сфере производства тестирование и передаются в массовое производство. Окончание цикла — это внедрение. По аналогии разраба­тывается и схема действий по исследованию проблемы.

Проблема (Р) разбивается на ряд задач { di1, di,..., dil }, достаточных для нахождения решения и реализации полученных результатов в прак­тической деятельности.

• В свою очередь задачи, в зависимости от их назначения, группируются в этапы.

Из этапов и задач образуется цикл исследования (разработки) проблемы.

Под циклом будем понимать оп­ределенную последовательность этапов и задач, начиная от выяснения симптомов проблемы до формирования модели будущего состояния и его реализации.

Формально содержание цикла разработки проблемы можно отобра­зить следующим образом:

Формально содержание цикла разработки проблемы можно отобра­зить следующим образом:

1. Будем считать, что проблема сформулиро­вана, если известны:

­ цель исследования ( V ),

­ требования к достижению цели (Cv),

­ исходные условия (G), подробно описывающие ситуацию, состояние и направления исследований по этой или аналогичной проблеме, т.е. составлена дескриптивная модель объекта (ситуации) ис­следования.

2. Следующим будет вопрос о решении проблемы. Считает­ся, что проблема G, Cv, V разрешима, если известен способ ( F ) ее реше­ния. Под способом понимается совокупность действий, реализуемых человеком или машиной и позволяющих перейти от исходных усло­вий к цели и условиям ее достижения.

3. Цикл исследования проблемы будет зависеть от выбранного подхо­да к формированию механизма ее разработки и класса проблемы:

ü «Же­сткая» проблема, обусловленная ограниченной ситуацией, имеет и ог­раниченные возможности выбора вариантов решения.

­ для «же­стких» проблем основным будет «жесткий» или исследовательский подход;

­ инструментом разработки — оптимизационные методы принятия ре­шений;

­ Цикл исследования «жестких», хорошо структурированных проблем назовем классическим циклом.

­ классический цикл исследования может встраиваться в исследова­ния «мягких» и «зловредных» проблем.

Структура классического цик­ла приводится в табл. 5.2 и широко, но с различными редакциями ос­вещается в учебной литературе.

ü «Мягкие», слабоструктурированные проблемы, связанные с поис­ком путей развития системы, ставят перед исследователем сложные вопросы — это прежде всего постановка проблемы и ее структуриро­вание, разработка альтернатив, выбор методов и оценка надежности полученных решений.

­ В качестве основы исследования «мягких» про­блем можно принять так называемую системную технологию вмеша­тельства (СТВ) (предложенную К. Мейби и его соавторами в работе [50]. Аналогичная, но в укрупненном виде, схема действия по иссле­дованию проблемы изложена М.Х. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури [53]);

­ Системная технология вмешательства полностью поглощает все операции по решению «жесткой» проблемы и реализует новые, свой­ственные только ей, или предоставляет новые возможности, такие как итерации и интерактивный режим работы между разработчиком и за­казчиком проекта решения проблемы.

­ Цикл исследования проблемы на основе системной технологии вмешательства, предлагающей неко­торую последовательность действий, будем именовать СТВ-циклом (см. рис. 5.1).

Рис. 5.1. Модель СТВ-цикла для исследования проблемы

ü Проблемы, вызванные необходимостью развития и реорганизации системы и инициированные, как правило, внешней средой, имеют ранг более сложных «мягких» и «зловредных» проблем.

- Концепцию, сово­купность методов и техник, используемых для решения такого характера проблем, определяют таким собирательным понятием, как «организаци­онное развитие» ([50], в монографии В.Н. Буркова и В.А. Ирикова [7] — это механизм формирования решений относительно развития предпри­ятия и концептуальная модель стратегических решений). В современной теории менеджмента, согласно выполненному обоб­щению, существуют несколько толкований термина «организацион­ное развитие», которые до сих пор остаются предметом обсуждения в научной литературе. Сделаем акцент на его толковании, данном в ра­боте [16], где организационное развитие определяется как комплекс мероприятий в области преобразования деятельности, методов и при­емов, которые используются с целью оказания помощи людям и орга­низациям стать более эффективными.

Организационное развитие (ОР) имеет ряд отличительных характеристик:

• долгосрочный процесс преобразования всех ингредиентов управленческого планирования;

• ориентация на проблемы организации с применением различ­ных теорий и научных исследований для их решения;

• приоритетность в исследовании системного подхода, поскольку ОР связывает трудовые ресурсы и потенциал организации с ее технологией, структурой и процессами в области менеджмента;

• ориентация на действия, заключающаяся в концентрации на достижениях и результатах;

• ориентация на переподготовку персонала как на основное сред­ство осуществления преобразований.

- Эти характеристики современного процесса ОР указывают на фундаментальность преобразований в организации и необходимость привлечения исследователей и консультантов для решения поставленной проблемы. Модель исследования рассматриваемого класса проблем будем именовать ОР-циклом (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Модель ОР-цикла для исследования проблемы

ü Для проблем, различаемых по времени наступления будущего состояния системы, решение может находиться с применением классическо­го, СТВ- и ОР-циклов. Особенно это характерно для стратегических про­блем, которые несут в себе все разнообразие толкования термина «стратегия».

Поясним это положение, используя определение стратегии из работы [58]. Стратегия, по Г. Минцбергу, может рассматриваться как:

1) план — некая сознательно и намеренно разработанная для кон­кретной ситуации последовательность действий;

2) ловкий прием — своего рода «маневр»;

3) паттерн — заранее продуманная и выстраивающаяся по ходу раз­вития событий последовательность действий;

4) позиция, являющаяся посредником между организацией и внеш­ней средой и направленная большей частью на устранение формаль­ной конкуренции;

5) перспектива, выстраивающая целую идеологию управления, разделяемую всеми членами организации в их намерениях или дей­ствиях.

Каждое определение стратегии существенным образом меняет методологию исследований этого класса проблем и может привести

­ как к развитию,

­ так и к реорганизации системы управления.

Например, стратегии в понимании плана и некого маневра могут находиться с использованием классического цикла и СТВ-цикла в понимании ПАТТЕРНА и позиции — с применением СТВ- и ОР-циклов, перс­пективы — ОР-цикла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: