Модель СТВ-цикла

Цикл исследования проблемы, именуемый «Системная техно­логия вмешательства», ориентирован на преимущественное исполь­зование формальных методов исследований.

Агрегированная модель СТВ-цикла, как указывается в работе [50], состоит из трех пересе­кающихся с некоторым наложением фаз или стадий исследования проблемы:

­ диагностики,

­ проектирования

­ осуществления (внедре­ния).

Каждая стадия содержит несколько этапов, которым соответ­ствуют определенные задачи, техники и методы исследований. На рис. 5.1 приведена развернутая модель СТВ-цикла, составленная с учетом рекомендаций из работы [50].

Рис. 5.1. Модель СТВ-цикла для исследования проблемы

Отличительная особенность СТВ-цикла относительно класси­ческого состоит в следующем:

а) работа над проблемой ведется в интерактивном (диалоговом) режиме с возможностью неоднократного пересмотра решений на этапах, в ходе которых перепроверяются и корректируются проме­жуточные результаты;

б) решение проблемы рассматривается как итерационный процесс, позволяющий не только проектировать и сравнивать варианты решения проблемы, но и оценивать различные ее постановки и разрабо­танные стратегии.

Интерактивный режим предполагает многовариантную и многоце­левую проработку ИМА с активным вмешательством заказчика проек­та СТВ и использованием диалоговой или человеко-машинной систе­мы. Вводом диагностики в качестве первой стадии цикла делается акцент на неопределенности и неоднозначности оценки сложившейся бизнес-ситуации в организации и на необходимости выбора из «бес­порядка» проблем наиболее актуальной на данный период времени.

Стадии исследования проблемы по СТВ-циклу:

1. Для того чтобы понять образуемый круг проблем, потребуется сформировать дескриптивную модель исследуемой системы (объекта), составить список проблем и выявить их природу, установить патологию (негативные отклонения и их закономерность) и противоречия в уп­равлении. Диагностика завершается ранжированием проблем и, в со­ответствии с его результатами, постановкой и структурированием про­блемы, принятой для разработки (см. табл. 5.2).

2. Вторая стадия исследования проблемы, на которой выстраивается будущее состояние, во многом совпадает по форме с этапами II—IV классического цикла разработки проблем. В то же время понятие «про­ектирование ИМА» указывает на то, что по каждому варианту СТВ де­лается системная проработка, он рассматривается как проект, вклю­чая и экономическую оценку.

Возможности каждой альтернативы технологии вмешательства устанавливаются экспериментальным путем, как правило, математическим или имитационным моделированием. Результатом стадии проектиро­вания служат обоснование выбора системной технологии вмешатель­ства в функционирование организации и переход к разработке плана ее внедрения. Внедрению предшествует этап тестирования, на кото­ром подтверждается эффективность найденного решения.

3. Существенное отличие СТВ-цикла от классического связано с тре­тьей стадией, когда предполагается вмешательство в технологию управ­ления для перевода системы в состояние устойчивого режима функци­онирования или на новую стадию развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: