Модель действий при исследовании проблем ОР (организационного развития) и реорганизации системы управления выстроена на основе обобщения публикаций [7; 50; 63; 105], а также опыта исследования.
Рис. 5.2. Модель ОР-цикла для исследования проблемы
На рис. 5.2 представлена концептуальная модель ОР-цикла, в основу которой положена модель трансформационных изменений Р. Беркарда и Р. Харриса [50].
Исследование проблемы включает три фазы:
• первая — будущее состояние;
• вторая — оценка настоящего состояния, характеризующая ситуацию до изменения;
• третья — переходное состояние, которое конкретизирует в деталях, как перейти из настоящего в будущее.
Особенность модели ОР-цикла заключается в том, что
• исследование рекомендуется начинать с построения образа будущего состояния.
Формирование будущего состояния практически начинается с момента научного предвидения или определения симптомов проблемы. Источником получения знаний по будущему состоянию организации выступают варианты ее стратегии и политики, которые представляют собой определенные конструкции будущего состояния.
|
|
Стадии исследования проблемы по ОР-циклу:
1. По сравнению с СТВ-циклом стадия исследования причин проблемы в ОР-цикле усложнена.
Так, стадия диагностики перерастает в ситуационный анализ, а диагностика становится началом (первым этапом) выявления и постановки проблемы, порождаемой внутренней средой организации. Ситуационный анализ, согласно его функциям и задачам, включает в себя:
как второй самостоятельный этап исследования оценку внешней среды,
затем в качестве третьего этапа ведется разработка прогностической модели ожидаемого положения организации.
Результаты ситуационного анализа — это сформулированные цели, критерии и задачи для переходного периода системы.
2. На стадии процесса изменения:
генерируют ИМА, составляют проекты альтернатив;
проводят над ними эксперименты с применением математического и имитационного моделирования;
по результатам которых проводятся оценка и выбор наилучшего образа будущего;
На стадии внедрения тестируют модель образа будущего, разрабатывают способы адаптации системы к предстоящим изменениям.
3. На третьей стадии осуществляется реализация образа будущего организации в виде новой стратегии, политики, измененной структуры системы управления и механизма принятия решений и др.
Крупномасштабное изменение в ранге развития или реорганизации вызывает, по мнению Д. Надлера, как правило, три основные проблемы, состоящие в следующем [63].
1. Сопротивление изменениям со стороны персонала. Главная причина заключается в том, что люди вырабатывают определенные шаблоны и приспосабливаются к существующей структуре, к понимаемой ситуации. Изменение означает поиск новых способов управления своим внешним окружением, которые могут оказаться не столь эффективными, как прежде.
|
|
2. Разрабатываемый процесс изменения предполагает перевод системы в переходное состояние, которое уникально и динамично. Механизмы системы управления созданы для стабильного, а не для переходного состояния, поэтому система управления должна решить сложную проблему, состоящую в том, чтобы перестроиться из статической в динамическую систему.
3. Любое серьезное изменение, особенно связанное с реорганизацией структуры, порождает возможность сдвига равновесия власти. Возникающая неопределенность, неоднозначность приводят к политической активности, конфликтам.
В заключение отметим основные сложившиеся принципы исследования проблем ОР:
• следование системному подходу;
• ориентация на процесс изменения;
• широкое использование достижений и методов поведенческих наук;
• введение роли фасилитатора — организатора процесса изменений;
• широкое вовлечение персонала в процесс OР.
Рассмотренные концептуальные конструкции исследования проблем — классический, СТВ- и ОР-циклы — следует дополнить пятью ключевыми факторами успешных изменений из публикации [105]:
1) четкая связь со всеми служащими, имеющими отношение к новому стратегическому решению;
2) старт с хорошей концепцией или идеей;
3) принятие работником на себя обязательств;
4) обеспечение достаточными ресурсами;
5) наличие плана или стратегии осуществления изменений.
Выявление проблемы — это функция менеджеров-новаторов, квалифицированных специалистов и творческих коллективов непосредственно самой организации.
Общие директивы высшего руководства — открыть новый рынок, улучшить качество или сократить затраты, по утверждению Р. Кантер, «едва ли принесут плоды без прямого участия инициативных менеджеров, способных предвидеть будущее, разрабатывать проекты и процессы, осуществлять их и соответствующим образом перестраивать работу своих групп» [30].
5.4. Стратегические и тактические дилеммы\
Дилемма— это сочетание суждений, умозаключений с двумя противоположными положениями, исключающими возможность третьего. Положение, при котором выбор одного из двух противоположных решений одинаково затруднителен, называется дилеммой. Из определения дилеммы становится ясно, что для ее разрешения используется классический цикл исследования проблемы.
Дилеммы возникают практически во всех сферах управленческой деятельности.
Например:
• при построении структуры организации необходимо найти оптимальное соотношение между централизацией, которая способствует результативности контроля, и децентрализацией, открывающей большие возможности для проявления инициативы, или нужно решить, следует ли группировать людей и работы по функциональному признаку, либо по отношению к производимой продукции или услуге, либо по географическому признаку;
• противоречие возникает между порядком, надежностью официальной процедуры и гибкостью, присущими автономной личности;
• а также противоречие возникает между ростом затрат, обеспечивающих надежность системы, и ростом затрат на обслуживание системы в связи со снижением ее надежности.
Примером разрешения дилемм служит решение целого ряда задач с использованием методов классической теории оптимизации.
ü Характерным примером дилеммы может служить восприятие американскими производителями проблемы качества, поскольку высокое качество — это всегда высокие расходы. Долгое время большинство производителей предполагали, что необходимо выбирать либо низкие расходы, либо высокое качество. Этот путь был ошибочным, так как производители столкнулись с все возрастающей международной конкуренцией со стороны компаний, избравших путь одновременного повышения качества и снижения цен.
|
|
Так как в управлении, кроме структурных, социальных и экономических дилемм, существует и набор принципов и идеалов, которые одинаково справедливы, но противоречат друг другу, но важно раскрыть основные аспекты понимания дилеммы. Для этого рассмотрим ряд приемов, которые позволяют творчески разрешить стоящие перед организацией дилеммы.
1. Выявление дилеммы: идентифицировать противопоставляемые ценности, образующие ветви дилеммы, например, стоимость (расходы) с качеством, местную инициативу с централизацией, стоимость машины с ее надежностью.
2. Графическое изображение: строится двухфакторный график для каждой исследуемой величины (показателя) с противоположной тенденцией изменения (рис. 1.2).
3. Контекстуализация, т.е. смягчение противопоставляемых ветвей дилеммы с помощью следующего приема: каждый вариант по очереди представляется в окружении или в контексте другого варианта.
4. Преодоление статического мышления: дилемма часто возникает только потому, что противопоставляемые величины рассматриваются в статике, а не в динамике, т.е. без учета перспективы. Например, введение новых наукоемких технологий позволит одновременно повысить качество продукции и снизить расходы на ее изготовление.
5. Волны и циклы: на стратегическом пути обе противопоставляемые закономерности в зависимости от этапа их развития могут потерять актуальность исследования. Например, завершился жизненный цикл товара или высокий спрос на товар позволяет не заботиться о повышении его качества.
6. Синергия: при совместном действии нескольких факторов результат может превзойти их простую сумму. Достижение синергии означает существенное улучшение ситуации по обоим показателям.
|
|
В заключение этой главы следует отметить, что исследование проблемы — это творческий процесс, а значит, надо выбрать такой образ действия, который нацелен на то, чтобы выработать из возможных альтернатив оптимальное решение. Представленные подходы к исследованию проблем и циклы их разработки далеко не исчерпывают всего существующего разнообразия моделей поведения исследователя. Но, благодаря этому, формируются стартовые условия для решения проблем.
Глава 3. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ