Этимология слова «познание» основывается на сочетаниях «поиск знания» или «постижение знаний». В качестве основных инструментов поиска знаний рассматривают модели и методы.
Исследование неизбежно связано с абстракцией и формализацией изучаемой действительности, представлением ее в виде модели системы, процесса, среды. В исследовании модель (от лат. modelium — мера, образ, способ) рассматривается как наиболее эффективное средство познания реальности.
По выражению академика Н.Моисеева, «модель содержит в себе потенциальное знание, которое человек, исследуя ее, может приобрести, сделать наглядным и использовать в своих практических, жизненных нуждах». Необходимо понимать, что модель, будучи образом исследуемой системы, никогда не может достигнуть ее полного подобия. При построении модели прибегают к известным упрощениям, цель которых — стремление отобразить не весь объект, а охарактеризовать некоторый его «срез», т.е. выделить важные для исследования свойства. Построение модели всегда опирается на систему гипотез, отражающих понимание исследователем изучаемого объекта. В этой связи заслуживает внимания определение модели, данное В.Могилевским: «Моделью называется специально синтезированный для удобства исследований объект, который обладает необходимой степенью подобия исходному...». Необходимая степень подобия подразумевает, что модель реагирует, также как и система, на одинаковые входные сигналы.
|
|
Качество модели, по утверждению Т.Нейлора, оценивается тем, насколько хорошо сочетаются в ней два противоречивых начала — реализм и простота. Модель должна быть, с одной стороны, достаточно хорошим приближением реальной системы и, следовательно, включать наиболее важные аспекты последней, а с другой — достаточно простой, чтобы позволить понять ее основные свойства и эффективно использовать ее. К сожалению, реалистические модели редко бывают простыми, а простые модели зачастую слишком далеки от действительности.
В зависимости от того, какими средствами, при каких условиях и по отношению к каким объектам познания реализуется способность моделей отображать действительность, возникает их большое разнообразие, а вместе с ним — классификации. Путем обобщения существующих классификаций выделим базовые модели, на основе которых получают развитие специальные модели, например экономико-математические модели, модели исследования операций и т.д.