Выдвижение идеи, работа над понятиями и концепцией

1. Рассмотрим источники генерирования идей. Новые идеи появляются как в самой организации, так и извне. В некоторых крупных компани­ях есть люди, занимающиеся исследованием потребностей. Так, в компании IBM поощряется деятельность большого количества «фиксеров» — специалистов высшего ранга, не занимающих руководящих постов, но владеющих собственными методами решения новых, слож­ных проблем. Они, как правило, являются «фокусом» решения многих проблем. Компания позволяет «фиксерам» достигать положения и уровня зарплаты, которые могут быть гораздо выше, чем у многих ру­ководителей IBM. Наличие такого института открывает для молодых специалистов возможность карьеры, не связанной с руководящей ра­ботой.

Для предприятий, работающих в условиях рынка, научные идеи закладываются в концепциях и стратегиях. Например, стратегия следова­ния запросам рынка (идеи появляются извне) или — следования науч­но-техническому прогрессу в различных областях общественной деятельности (идеи появляются как внутри, так и вне организации).

1.1. Следование запросам рынка означает такую стратегию, когда произ­водится только то, что можно продать. Таким образом, идеи новых то­варов и услуг должны приходить с рынка: или непосредственно от по­требителей, или от работников организации, тесно связанных с потребителями. Предполагается, что успех новой разработки обеспе­чен, если удается идентифицировать продукт, который нужен или бу­дет нужен потребителю, но пока не производится. Этот подход пред­ставляется весьма разумным, однако он предполагает, что потребители знают, чего они хотят, а потенциальные поставщики обладают сред­ствами узнать их желания. В то же время данный подход не гарантиру­ет достижения конкурентных преимуществ, так как конкуренты могут иметь доступ к аналогичной информации о рынке.

1.2. Следование научно-техническому прогрессу — стратегия, основанная на предположении, что для создания новых товаров требуются прин­ципиально новые фундаментальные идеи и разработки. Идеи новых товаров должны рождаться внутри организации, в результате деятель­ности отделов исследований, а также самостоятельными научно-ис­следовательскими организациями. Эта стратегия превалирует в орга­низациях, занимающихся высокими технологиями. Ее обоснованием служит тезис о том, что «потребители не могут желать того, о чем они еще не знают». Примером следования этой стратегии служат компа­нии Sony и IBM, которые опережают действия конкурентов по созда­нию новой продукции или услуги.

1.3. Представляется разумным комбинированный подход: проектиро­вать, разрабатывать и производить с помощью новых технологий то, что, согласно прогнозам, будет нужно потребителям. Лучший способ достичь этого заключается в объединении усилий специалистов не­скольких функциональных направлений, а именно специалистов, за­нимающихся исследованиями и разработками.

2. Работа над понятиями заключается в следующем. Новые идеи все­гда генерируют появление новых категорий, терминов и понятий.

2.1. Категория — это предельно общее фундаментальное понятие, от­ражающее устойчивые связи и отношения реальной действительности и познания.

2.2. Понятие — это форма обобщения (абстрагирования) предметов и явлений действительности и связей между ними посредством фикса­ции общих и специфических признаков, в качестве которых выступа­ют свойства предметов и явлений и их взаимоотношения. Обобщение достигается за счет абстракции, формализации, сравнения и других мыслительных действий.

2.3. Термин (от лат. terminus — граница, предел, конец) — это понятие, фиксирующее устойчивые, непреходящие аспекты реальности. Термин — имя с оттенком специального, научного значения, уточняемого в кон­тексте какой-либо теории или отрасли знаний.

В каждом понятии различают его содержание и объем.

Содержание понятия — это совокупность признаков, отраженных в понятии.

Объем понятия — это множество (класс) предметов, каждому из которых при­надлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.

По после­днему признаку понятия делятся на:

­ единичные — «треугольник»;

­ еди­ничные собирательные — «Большая медведица»;

­ общие — «химический элемент»;

­ общие собирательные — «система управления».

Понятия подвижны:

­ углубляется содержание,

­ расширяются границы использо­вания,

что обусловливает их различные толкования.

Работа с понятиями включает два основных этапа:

1) теоретическое уточнение основных понятий;

Теоретическое уточнение основных понятий состоит:

­ в соотнесении специфических понятий с системой фундаментальных знаний;

­ достижении однозначности в понимании содержания понятийн­ого аппарата данного исследования;

­ достижении точности употребляемых терминов.

В процессе теоретического осмысления основных (исходных) по­нятий данные требования реализуются путем:

1) выделения определенной точки зрения с помощью полемики по проблемам данной теории;

2) придания однозначного смысла (уточнения) в рамках данного исследования;

3) выработки нового понятия.

Уточнения понятий должны быть зафиксированы исследователем посредством комментария к тексту, ссылок, определений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: