Сегментирование рынка – это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и комплексы маркетинговых мероприятий.
Как правило, выделяют три основных этапа развития маркетинга:
массовый (недифференцированный) маркетинг предполагает, что продавец занимается массовым производством, массовым распределением и стимулированием одного и того же товара для всех покупателей сразу. При этом максимально снижаются издержки, цены и формируется большой потенциальный рынок;
товарно-дифференцированный маркетинг предусматривает, что продавец производит несколько товаров с разными свойствами, разным качеством с целью покупательского разнообразия;
целевой маркетинг предполагает сегментацию рынка, выбор одного или нескольких сегментов, разработку товаров для каждого из отобранных сегментов. При этом варьируются цены, каналы распределения и рекламные усилия.
Таким образом, целевой маркетинг требует сегментирования рынка, выбора целевых сегментов рынка и позиционирования товара на рынке. Под позиционированием понимаются обеспечение конкурентного положения товара на рынке и разработка детального комплекса маркетинга.
|
|
Определим принципы сегментирования:
- демографический, т.е. по полу, возрасту, образованию, уровню доходов, роду занятий, национальности;
- поведенческий предполагает знание товара, отношение к новому товару;
- географический, т.е. по территориальной принадлежности сегмента рынка;
- психографический учитывает принадлежность к общественному классу, образ жизни, тип личности.
Основные правила сегментирования: между потребителями должны быть различия; потребители каждого сегмента должны объединяться по определенным признакам; выбранные сегменты должны быть достаточно большими; сегмент должен быть доступен для эффективных методов сбыта. В свое время маркетолог П. Дойл постулировал: «Если фирма не сумеет разбить рынок на сегменты, то рынок разобьет на сегменты фирму».
В соответствии с законом Парето 20% потребителей покупают 80% товаров определенной марки, являясь группой целевых потребителей, а 80% потребителей приобретают 20% товара данной марки, не имея четкого выбора. Если фирма ориентируется на 20% потребителей, то она реализует стратегию «стрельбы по целям», в противном случае – стратегию «стрельбы по площадям».
С помощью сегментации достигаются следующие цели: наилучшее удовлетворение потребностей;
повышение конкурентоспособности товара и производителя;
уклонение от конкурентной борьбы путем перехода в свободный сегмент рынка (маркетинговую нишу);
|
|
увязка научно-технической политики фирмы с запросами потребителей.
В зависимости от характера проведения сегментации и типа потребителей выделяют несколько ее видов: макросегментация (по странам); микросегментация (по группам потребителей одной страны); сегментация вглубь; сегментация вширь; предварительная сегментация и окончательная сегментация.
Вопрос 9.1. Приведите примеры сегментации вглубь и сегментации вширь.
Определим основные характеристики сегментов:
- количественные параметры, например емкость сегмента;
- доступность, определяемая наличием каналов распределения товара, условий хранения и транспортировки;
- существенность сегмента, то есть насколько он устойчив (стабильный, растущий, сокращающийся);
- прибыльность;
- эффективность работы на выбранном сегменте;
- защищенность выбранного сегмента от конкуренции предполагает анализ слабых и сильных сторон потенциальных конкурентов (SWOT-анализ), выявление и концентрацию собственных преимуществ.
Критерии сегментации определяются ее принципами: социально-экономические критерии;
по признаку особенностей национальной культуры; географические критерии;
критерии адаптивности к новому товару (новаторы, ретрограды, быстро и медленно привыкающие к новому товару);
по критерию приверженности к различным типам торговых посредников.
Чтобы сегментирование рынка приносило пользу, сегменты должны обладать следующими характеристиками: измеримостью емкости;
доступностью; значимостью и пригодностью, то есть степенью, в которой для данного сегмента могут быть разработаны эффективные маркетинговые программы, направленные на привлечение и обслуживание потребителей.