Предмет и задачи педиатрии. История становления. Методы исследования больн. Реб

1.1Педиатрия — наука о здоровом и больном ребенке. Она охватывает физиологию, диететику, гигиену, патологию и лечение ребенка от рождения и до наступления половой зрелости. Современная педиатрия уделяет особенно большое внимание вопросам профилактики заболеваний, вопросам гигиены детей и подростков. Работникам дошкольных учреждений, важно знать дошкольную гигиену. В соответствии с задачами, которые ставятся перед педиатрией и дошкольной гигиеной советской системой воспитания, предметом их изучения являются: возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста; здоровье и физическое развитие детей; профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах, гигиена органов зрения, дыхания, пищеварения и др; физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы, гигиеническая организация физкультурных занятий, утренней гимнастики. Гигиенические требования к продуктам питания и пищевому блоку; гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала, медицинское обслуживание в дошкольном учреждении; гигиенические принципы планировки, строительства, благоустройства и оборудования дошкольных учреждений: разработка типов детских учреждений, размещение их на территории населенных пунктов, разработка санитарно-технических сооружений, оборудования дошкольных учреждений, детского инструментария, учебных пособий, игрушек, одежды.

1.2.Лечение детских болезней издавна было связано с врачеванием женских болезней и развитием представлений о заразных заболеваниях. Выдающиеся врачи Древнего мира в своих трудах дали классическое описание оспы, кори и некоторых других заболеваний. Специальные сочинения о болезнях детей стали появляться лишь в конце 15 начале 16 века. Большой вклад в изучение детских болезней внес английский врач Томас Сиденгам. Он описал скарлатину, ревматическую хорею, подагру, коклюш, краснуху, рожу, рахит. Кроме того, Сиденгам сделал попытку систематизировать описанные заболевания и подразделил их на острые и хронические. В 19 веке, после Великой французской революции, педиатрия стала формироваться как самостоятельная научная дисциплина, главным образом, благодаря трудам французских врачей. Первая больница для детей была открыта в Париже в 1802 г.

1.3Перед началом осмотра ребенка необходимо вступить с ним в контакт. Руки врача должны быть чистыми, теплыми. В течение всего осмотра ребенок должен быть спокоен. Все манипуляции, причиняющие неприятное, ощущение ребенку должны проводиться в конце осмотра. Ребенок должен быть полностью раздет; детей школьного возраста, особенно девочек, в период полового созревания следует раздевать постепенно по мере исследования. Обследование ребенка необходимо проводить в условиях достаточно яркого освещения (лучше дневного).

2. Предмет и история детской гигиены. Гигиена и санитария. задачи гигиены. Гигиена-наука о сохранен и укреплен здор-я люд. Её глав. задача - изучен влиян услов жизни и труд на здоре людй, предупрежд. заболеван, обеспечен оптимальн услов существован чел, сохранен его здор и долголет.Педиатря- главн цель создан наилуч услов для всесторон развит детскго организ и наибольшей устойчти по отношен к вреднм факторм.

Личн гигна включ в себя: рациональнй суточнй режм, уход за телм и полост рта, гиг одежды и обув, отказ от вредн привыч (курен, употребл алкоголя, наркот и т.д.).Знан правил личн гиг необход кажд чел, т.к. строгое их соблюден способствт укреплен здоря, повышен умственй и физичй работспособн. В мероприят, обеспечх развит и воспитан здорго реб, на 1ом месте непрерывн мед наблюд за ним с 1х дн жизни и во все период детск возраста.задачи профилактичго контроля: • углубленное исслед и оценка состоян здоря реб в определенные возрастн периоды, назначен соответствующих рекомендаций с целью обеспечен его гармоничго развития, оптимального функционального состоян организма и полноценго здоря;•раннее выявлен отклонен в состоян здоря реб для организации оздоровитх мероприят и лечения, профилактики формирован хроничх болезней. роль в осуществлен профилактичго контроля за здорем и развит дет играют детские лечебно-профилактич учрежд амбулаторн-поликлиничго типа (район поликлин). Дети, находящиеся на семейном воспитании, наблюдаются в них участковыми врачами-педиатрами, а дети, посещающие дошкольные уч­реждения, находятся под наблюдением врачей дошкольно-школьного отделения поликлиники. Регулярный контроль за состоян и развит ребс проведенем необходимх дополнитх исследовй осущся в соответствии с планом диспансерн наблюден за здоровми детьми. наблюдение выявляет и оценивает наследственная или социальная отягощенность, протекание беременности и родов, уровень физического развития и степень его гармоничности, функциональное состояние органов и систем, сопротивляемость заболеваниям, наличие или отсутствие хронических заболеваний или пороков развития, уровень нервно-психического развития ребенка. Важнейшими показателями являются уровни физического и нервно-психического развития, так как они отражают состояние здоровья в целом.роль в жизнь достижений педиатрии и детской гигиены принадлеж педагогам дошк учрежд. от них завис здор образ жизни детей. важно образован педагога, знан им закономерней развит здорового ребенка, проявлений у него различных заболеваний, мер их предупреждения. важно умен педагв распознать предболезненное состояние, чтоб ребенок получил консультацию врача и лечение. Создать благоприятн услов для развит реб, перенесшего заболеван, профилактика заболев Компетентность педагога в вопросах охраны детского здоровья очень важна и в работе с родителями. Реб проводит в дошк учрежд мног врем, здорзависит от услов, в котх он находит. Гигиенич нормы охватывают всю организацию мира реб — от планировки и благоустрва детсх учрежд до принципов питан, подбор игрушек и дидактичх материалв, на них опирается организация процессов воспитани обучен. Осознанное же отношение, основанное на понимании закономерностей развития детского организма, естественным образом приводит к рациональному с гигиенической точки зрения поведению педагога.

3. возрастная периодизация.форм.гр ДУ.Гр.здоровья. Определяет возрастной период связь между уровнем развития отношения с окружающими и уровнем развития знаний, способов, способностей. Изменение отношения между этими двумя разными сторонами процесса развития составляет важнейшее внутреннее основание («движующую силу») перехода к следующим возрастным этапам.

Изменение условий жизни ребенка, форм воспитания и обучения является важнейшим фактором, определяющим смену возрастных периодов развития.

В последнее время в возрастной и педагогической психологии чаще используют периодизацию, основанную на педагогических критериях.

Дошкольный возраст1. Ранний возраст (до 3-х лет) – ясли 2. Младший (ая) группа детсада – три года

3. Средний (яя) группа детсада - четыре года 4. Старший (ая) группа детсада – пять лет

5. Подготовительная группа детсада – шесть лет

Школьный возраст 1.Младший (1 – 4 класс) - начальная школа - 7 – 10 лет 2.Средний (5 – 9 класс) - средняя школа - 11 – 15 лет 3.Старший (10 – 12 класс) – академ. лицей или профессиональные колледжи - 16 – 18 лет.

Группы здоровья у детей. дети распределяются на пять групп. 1 группа здоровья у детей. К ней относятся дети не имеющие отклонений по всем критериям оценки здоровья, с нормальным психическим и физическим развитием, которые редко болеют и в момент обследование совершенно здоровы. 2 группа здоровья у детей. Эту группу составляют здоровые дети, но имеющие небольшой риск развития хронических заболеваний. Среди второй группы здоровья выделяют 2 подгруппы детей:1.Подгруппа «А» включает в себя здоровых детей, которые имеют тяжелую наследственность, во время беременности или в процессе родов были какие-либо осложнения;2.Подгруппа «Б» включает детей, которые часто болеют (более 4 раз в год), имеют некоторые функциональные отклонения с возможным риском развития хронических заболеваний. Среди отклонений данной группы выделяют: многоплодная беременность, недоношенность или переношенность, и т.д. 3 группа здоровья у детей

К этой группе относятся дети имеющие хронические заболевания или врожденную патологию с редким проявлением легкого обострения, которое не сказывается на общем самочувствие и поведении ребенка. Такими заболеваниями считаются: хронический гастрит, хронический бронхит, анемия, пиелонефрит, плоскостопие, заикание, аденоиды. 4 руппа здоровья у детей. Данная группа объединяет детей с хроническими заболеваниями и врожденной патологией, которые после стадии обострения приводят к длительным нарушениям самочувствия и общего состояния здоровья ребенка. К таким заболеваниям относятся: эпилепсия, тиреотоксикоз, гипертоническая болезнь, прогрессирующий сколиоз. 5 группа здоровья у детей Эту группу составляют дети имеющие хронические заболевания или тяжелые пороки развития с существенно сниженными функциональными возможностями. Это дети, которые не ходят, имеют инвалидность, онкологические заболевания или другие тяжелые состояния.

4.Физиологические состояния новорожденных. определение должных массы и роста. Физиологические (переходные) состояния новорожденных являются результатом адаптации маленького организма к новой жизни. Они не требуют специального лечения и не считаются патологией, поэтому, нужно внимательно следить за тем, чтобы физиологические состояния новорожденных не переросли во что-то более серьезное.

Физиологическая эритема - это покраснение тела малыша, связанное с усиленным притоком крови и расширением сосудов. Токсическая эритема - это высыпания на коже малыша в виде красных прыщиков или пузырьков. Может появиться на 2-5-й день жизни на фоне физиологической эритемы при перегреве или раздражении. Физиологическая желтуха - пожелтение кожи малыша, вызванное избыточным количеством билирубина в организме новорожденного. Милии - это белые высыпания на носу, переносице и лбу. Это физиологическое состояние новорожденных вызвано закупоркой сальных желез. Не пытайтесь выдавить милии или поддеть их ваткой, так Вы можете занести инфекцию. Милии пройдут сами к концу второго месяца жизни. Транзиторная гипотермия проявляется в том, что малыш быстро переохлаждается и быстро перегревается. Это связано с несовершенством системы терморегуляции новорожденного. Будьте внимательны, если слишком сильно укутать малыша, температура его тела может подняться до 39-40 градусов, т.к. ребенок еще не умеет потеть. Если это все же произошло, полностью разденьте малыша и приложите его к груди. Потеря массы тела. Вызвана отхождением мекония (первородного кала) и мочи, а также небольшим количеством молока у матери в первые дни. В первые 3-4 дня после рождения вес ребенка снижается. В норме ребенок может потерять до 10% своей массы. Если же вес ребенка уменьшается более чем на 10%, необходимо вмешательство врачей. Чтобы минимизировать потери в весе, почаще прикладывайте малыша к груди, даже если молоко еще не пришло, ведь в молозиве тоже содержится масса полезных веществ. К 10-му дню жизни ребенок восстанавливает вес, который имел при рождении. Особенности стула новорожденного. Первые 2 дня жизни у крохи отходит меконий - первородный кал черного цвета плотной консистенции. На 3-4-й день стул ребенка становится жидким, слизистым и зеленоватым - это переходный стул. А к концу первой недели жизни стул нормализуется: приобретает желтоватый цвет. Особенности мочи новорожденного. В первые дни жизни новорожденные мочатся мало, а на 3-4-й день моча может приобрести ярко выраженный оттенок и оставлять на подгузнике розово-красные разводы. Это явление вызвано тем, что вместе с мочой у ребенка выделяются соли мочевой кислоты. К концу первой недели жизни моча новорожденных приобретает обычный цвет.

5. Оценка нервно-психического развития детей 1-го года жизни.безусловные рефлексы.

Несмотря на относительную незрелость, нервная система вполне обеспечивает новорожденного безусловными врожденными рефлексами, которые, с одной стороны, служат для обеспечения питания, контакта с окружающей средой, защиты, а с другой — являются основой для формирования в дальнейшем более сложных форм деятельности.

С первых дней жизни у ребенка функционируют все органы чувств. Отличительной особенностью новорожденного является недифференцированный характер всех его реакций, склонных к генерализации. Раздражение того или иного рецептора вызывает не локальную, а разлитую реакцию.

Развитие нервной системы происходит тем быстрее, чем младше ребенок. Особенно энергично оно протекает в течение первых 3 мес жизни. Дифференцировка нервных клеток заканчивается к 3 годам, а к 8 годам кора головного мозга по строению почти не отличается от коры взрослого человека. Миелинизация завершается к 5 годам.

С момента рождения доношенный ребенок имеет ряд врожденных, или безусловных, рефлексов. К ним относятся сосание, глотание, мигание, кашель, чиханье, акты мочеиспускания, дефекации и некоторые другие. Они осуществляют приспособление организма к окружающей среде и до конца первого года жизни подвергаются существенной эволюции.

Врожденные реакции в форме безусловных рефлексов вполне обеспечивают существование ребенка лишь в первые дни жизни. В дальнейшем основными в жизнедеятельности ребенка являются приобретенные рефлексы, обеспечивающие необходимый уровень взаимодействия организма с внешней средой.

В конце 1-го и в начале 2-го месяца жизни у ребенка образуется ряд простых, элементарных условных рефлексов. В конце 3-го месяца жизни у него можно выработать уже сложные, дифференцированные рефлексы, указывающие на развитие анализаторной функции коры головного мозга.

Развитие высшей нервной деятельности, т. е. приобретение условных рефлексов, на первом году жизни идет быстрыми темпами. Ребенок значительно легче, чем взрослый, образует условные связи с окружающей средой, и они у ребенка более устойчивы. Сравнительно быстро дети приобретают привычки, навыки поведения, которые в последующем остаются на всю жизнь.

Ладонно-ротовой рефлекс: вызывается надавливанием большим пальцем на ладонь ребёнка. Ответная реакция - открывание рта и сгибание головы. Поисковый рефлекс: при поглаживании кожи в области угла рта (не следует прикасаться к губам) происходят опускание губы, отклонение языка и поворот головы в сторону раздражителя. Рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением. Сосательный рефлекс: если вложить в рот ребёнка соску, то он начинает совершать сосательные движения. Рефлекс исчезает к концу 1-го года жизни. Хватательный рефлекс: схватывание и прочное удержание пальцев, вложенных в ладонь ребёнка. При этом иногда удаётся приподнять ребёнка над опорой. Защитный рефлекс: если новорождённого положить на живот лицом Рефлекс ползанья: ребёнка кладут на живот таким образом, чтобы голова и туловище были расположены по одной линии. В таком положении ребёнок на несколько мгновений поднимает голову и совершает движения, имитирующие ползание. Если подставить под подошвы ребёнка ладонь, он начинает активно отталкиваться ногами от препятствия, и в «ползанье» включаются руки.из, голова его поворачивается в сторону. Рефлекс Галанта: при раздражении кожи спины вблизи и вдоль позвоночника ребёнок изгибает туловище дугой, открытой в сторону раздражителя.

6. Периоды психофизического развития ребенка.1-2 м. В положении на животе удерживает голову, поворачивает ее в стороны. Фиксирует взором предметы, улыбается, гулит. 3-5 м. Хорошо держит голову, поворачивается на бок, сидит с поддержкой, приподнимает верхнюю часто туловища. Захватывает предметы, следит за движущимися предметами, узнает мать, смеется, четко произносит гласные звуки. 6-8 м. Сам сидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоит с опорой. Различает окружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопает в ладоши, произносит слоги «ма»,»ба», выражает удивление и интерес в отношении новых предметов. выражает удивление и интерес в отношении новых предметов. 9-10 м. Ползает, стоит и ходит с поддержкой Реагирует на свое имя, понимает запреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумя пальцами, знает названия игрушек. 11-12 м. Первые самостоятельные шаги, приседает за игрушкой. Указывает части тела, ест сам ложкой, произносит отдельные слова, выполняет большое количество инструкций. 2 года Бегает, влезает на стремянку, поднимается по лестнице. Легко повторяет слова и фразы, понимает их смысл, в предложении по 3-4 слова. Различает цвета, понимает сюжет простых картин. 3 года Одевается самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Запоминает стихи и песенки, появляются вопросы «зачем?», «когда?», имеет понятие о количестве предметов.

7.Осанка.виды нар.причины. осанкой- привычн держан тела в положен стоя.. характер осанки слагается из положен головы, плечго пояса, конфигурации позвоночнка, угла наклона таза и оси нижн конечностей. виды осанки 5 типов: норм осанка, плоская спина, кругля или кругло-вогнут спина, сутуловатсть и нарушен осанки во фронтальнй плоскти. Нормал осанка -умерено выраж-ми, физиологич изгибами позвоночн и симметричнм расположен всех частей тела.При плоскй спине физиологические кривизны позвоночника слабо развиты, грудн клетка заметно уплощена, лопатки принимают часто крыловидную форму, угол наклона таза уменьшен. позвоночник менее устойчив, и при неблагоприятных условх нередко возникт сколиоз. Кругл спина характеризся увеличен физиологич-й кривизны позвоночн и угла наклона таза. Наруш осанки во фронтальной плоскости характеризся нестойким функционм отклонен позвоночн в сторону без изменений со стор структуры тел позвонков. Т.к. отклонен позвоночн явл нефиксировым, оно может быть исправлено самим ребм путем напряжен мышц. Причины могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. К врождённым причинам искривления позвоночника относят нарушения нормального внутриутробного развития, что приводит к недоразвитости позвонков, образованию клиновидных и дополнительных позвонков и других патологий. Приобретённые причины искривления позвоночника следующие: какое-нибудь заболевание (рахит, полиомиелит, туберкулёз, плеврит, радикулит), а так же травмы (переломы позвоночника).

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.); е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.; ж) плавание.





Подборка статей по вашей теме: