Классификация

Групповые:       Индивидуальные
Дискуссионные: - Дискуссия - Кейсстадии - Дебаты - Мозговой штурм - Круглый стол - Интеллектуальная разминка Игровые: - Ролевые - Деловые - ОДИ - Контригра - Психодрама - социодрама Социально-психологический тренинг: Сензитивности Креативности Тренинг личностного роста Психолого-педагогический - Тренировка - Выполнение практических задач

Групповая дискуссия. В гр.диск-ии происходит сопоставление информации, мнений, идей и предложений ее участников. Цель – анализ или решение проблемы.

Ход дискуссии:

1. Подготовка дискуссии: - определение состава участников (15чел); -регламент (продолжительность); -исключение помехов; -технич обесп Е чение (проверка исправности); - обеспеч пространства (≠круглый стол); - знакомство.

2. Обозначение темы и цели диск-ии;

3. Сбор информации (мнения, суждения);

4. Упорядочивание инф-ии;

5. Итоги.

Технологии и эффекты групповой дискуссии

Основные стратегии ведения дискуссии:

1. Свободное ведение дискуссии

- Относительная пассивность ведущего, минимальное вмешательство

- Ведущий не ставит задачи, цели, не формирует вопросы, всё это делает группа

- Участники подходят к осознанию того, что решить поставленный вопрос можно только через активность группы

(сложна в реализации)

2. Программированное ведение групповой дискуссии. У ведущего чёткий план с темами для обсуждения и способами их проработки.

3. Компромиссная форма ведения дискуссии

Эффекты дискуссии

1. Сиюминутный результат

2. Отсроченный результат после групповых занятий

3. Эффект – склонность к риску. Групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальное.(Дж. Стоун 1961год)

4. Огрупление мышления – на принятие группового решения влияет «групповой дух»(И.Джанис) который обозначает высокую степень включённости в систему групповых представлений и ценностей, мешающую принятию правильного решения. Правильное решение приносится в жертву единодушию группы. На данный эффект влияют:

- высокая сплочённостьгруппы

- ярко выраженно чувство «мы»

- изоляция группы от альтернативного источника информации

5. эффект поляризации группы. Противоположные мнения в ходе обсуждения обнажаются или вызывают принятие или отвержение большинством участников группы. Промежуточные мнения не учитываются.

6. Доминирование высокостатусных индивидов.

Мозговая атака [англ. brain storming — мозговой штурм] брейнсторминг, «мозговой штурм»— методика стимуляций творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приёмах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей. (Ярошевский его определение)

Этапы:

1.формирование проблемы, обоснование задачи для поиска решения, доведение для участников правил работы в группе, формирование экспертной группы и создание нескольких рабочих групп(3-7человек)

2. тренировочная разминка

3. непосредственный штурм поставленной проблемы, генерирование идей одновременно во всех группах(эксперт в группах фиксирует выдвигаемые идеи)

4. сообщение ведущему результатов атаки, обсуждение итогов работы групп, систематизация, обоснование и публичная защита идей, выступление эксперта и принятие решения о лучших решениях проблемы.

Правила мозг.штурма:

1 во время процесса нет начальников, нет подчиненных, нет новичков и старичков. Есть ведущие и участники, т.е. никто не претендует на особую роль;

2 мозговой штурм требует полного раскрепощения мысли и свободы для воображения, и любая такая идея должна встречаться с одобрением;

3 если процесс в целом не поддается решению, то нужно решить проблему по составным ее элементам и отдельно порассуждать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: