Монтажный лист

Полный свет

На скандировании припева пушки мига­ют в ритме. По мере ухода снимается весь свет, кроме 8а, б — на центр.

«Родина моя» (ор­кестр) сразу за маршем.

Во время последнего при­пева все хлопают над голо­вой, скандируя слова. С повтором припева — рас­ход: флаги и знамена в бо­ковые кулисы, за ними— дух. оркестр. Вся хореогра­фия (кроме «Ритмов плане­ты») — по проходам зала в фойе, за ними — дети (две колонны). Джаз и соли­сты — в центре. После это­го за «Ритмами» заряжает­ся солистка пантомимы. С последними словами ухо­дят «Ритмы планеты» в центр спиной. Остаются ан­самбли политпесни, оркестр, солистка — мим. В левой кулисе зарядился ансамбль «Мир», в правой — «Казач­ка», в центре — мимы Кие­ва, «Свалявы» и «Дружбы». В качестве примера такой несогласованности могу вспомнить один эпизод.

Художник А. Стрельников выстроил для фестиваля «Красная гвоздика» 1975 года на вращающемся круге сцены такую конструкцию, которая при по­вороте на каждые 90° полностью изменяла пластическое решение площадки и создавала новые богатые возможности для мизансценирования. Исходя из этих возможностей был написан сценарий всех прологов и финалов, открытия и за­крытия фестиваля; продуманы выходы участников и появление оркестра. В ночь накануне открытия радисты фирмы -«Мелодия» и Гостелерадио ставили свои микрофоны (песни синхронно записывались для телепередачи и для грампластин­ки). Все провода они пропустили сквозь планшет сцены в трюм, дабы они не путались у певцов под ногами а оттуда уже вывели в тонваген. Наутро выяс­нилось, что конструкцию не только поворачивать, но даже слегка сдвинуть нельзя. Все «задумки» оказались напрасны, пришлось перестраиваться на ходу...

Чтобы всего этого не случилось, режиссеру представления следует заранее встретиться с режиссерами (а желательно и с руководителями технических служб) радио, телевидения и кино. Им надо дать сценарий, рассказать режиссерское решение эпизо­дов, договориться заранее о том, в каком месте будут стоять ка­меры, когда можно врубать дополнительное освещение и т. д. Не­обходимо договориться также, что один из прогонов пойдет спе­циально для радио, телевидения и кино. Это_ будет полный про­гон в костюмах, хотя и без зрителей, но зато при полном свете.

Операторы могут спокойно заснять все, что им надо, поискать лучший ракурс, повторить какой-то эпизод, снять дополнительно крупные планы и т. д. Этот прогон очень полезен и для испол­нителей, так как предельно мобилизует их, и для кинотелеопе­раторов, так как на самом представлении дает им возможность только доснять то, что нужно (зрителей в зале, действие среди зрителей, отдельные светлые эпизоды и т. д.). Необходимо также перед представлением собрать всех фоторепортеров и предупре­дить их, в каких эпизодах нельзя пользоваться фотовспышкой. Таким образом, можно избежать целого ряда неприятных неожи­данностей.

Однако вернемся к организации репетиций. После каждой из них обязательно следует проводить заседание штаба. На нем подводятся итоги за день, корректируется график следующего дня, определяется необходимость резервных репетиций. Если это нужно, на такие заседания приглашаются руководители отдель­ных коллективов. Если впоследствии на репетиции режиссер ме­чется, кричит, вмешивается в работу технических служб и своих ассистентов, то, значит, это плохой режиссер. В идеале он дол­жен спокойно наблюдать за работой помощников, контролировать ее, а все замечания делать в перерыве. Режиссер имеет право вмешиваться в ход репетиции только в случае непредвиденной ситуации, когда необходимо единоначалие, или тогда, когда он сам ставит эпизод. И здесь очень многое зависит от личности ре­жиссера. Если он подчеркнуто спокоен, собран, деловит, то так же спокойно и деловито работают все. Недаром народный артист ■СССР Б. И. Равенских любил повторять, что главное качество режиссера — воля. В массовом представлении это качество необ­ходимо.

И последнее. Как бы хорошо ни были организованы вся под­готовительная работа и репетиции, каким бы волевым ни был режиссер и профессиональными члены его штаба, все равно не­ожиданности, неурядицы, накладки в таком громадном деле не­избежны, и к ним надо быть постоянно готовым. Просто в случае хорошей организации их будет значительно меньше, и они могут быть быстрее устранены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: