Массового театрализованного представления. С сожалением приходится признать, что умение организовать массовое театрализованное представление (тем более праздник) во многом еще отстает от творческой

С сожалением приходится признать, что умение организовать массовое театрализованное представление (тем более праздник) во многом еще отстает от творческой фантазии режиссеров. Это вопросы специфической профессиональной подготовки, потому что, как мы уже писали, в традиционном театре режиссеру с ними просто не приходится сталкиваться. Одна из трех основных сто­рон деятельности режиссера по В. И. Немировичу-Данченко — «режиссер-организатор» — в массовом представлении становится едва ли не главной. Ведь ему приходится работать с тысячами людей и с различными видами техники, но без налаженного ад­министративно-постановочного аппарата, при малом количестве репетиций и при полной невозможности накладки, грозящей ка­тастрофой. Обо всем этом мы уже вкратце писали в начале кни­ги, теперь поговорим подробнее. В армии существует поговорка: «Сапер ошибается только один раз». В работе режиссера-поста­новщика массовых представлений есть что-то общее с подготов­кой к сражению. Даже терминология: «штаб», «начальник колон­ны», «план местности», «задание», «перестроение по фронту» и т. д. — взята у военных. Не говоря уже об участии солдат и це­лых воинских подразделений в самом представлении. И режиссер массового представления не имеет права ошибаться, как сапер, потому что одна его ошибка тоже может привести к непоправи­мым последствиям. К сожалению, многие молодые режиссеры не желают этого понимать, они стоят «выше» таких «нетворческих» вопросов. Другие признают необходимость организационных ме­роприятий по подготовке и проведению представления, да не уме­ют этого. В обоих случаях таким людям при всем их таланте и богатейшей творческой фантазии категорически противопоказано работать в этом виде искусства.

К сожалению, даже у самых крупных и известных режиссеров тоже бывают серьезные организационные неурядицы. И. М. Туманов вспоминал, что во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве на Манежную пло­щадь явилось около 500 000 человек. Ни звукоусиление, ни само зрелище, ни число линейных не было рассчитано на такое количество народа. Людям было плохо видно и слышно, задние ряды слегка «поднажали» на передние, те — на сцену и... катастрофу с трудом удалось предотвратить.

Расскажу и о некоторых своих накладках. В 1967 году я ставил митинг «Комсомол — Октябрю» в Кремлевском Дворце съездов. За час до его

начала были внесены изменения в сценарий — выступление одного из ответствен­ных руководителей пришлось сдвинуть ближе к прологу (ему необходимо было сразу после этого уехать), а выход пионеров — к финалу. Это ломало весь ход представления и монтаж номеров. Всем участникам митинга-концерта (воинам и спортсменам, актерам и участникам самодеятельности, осветителям и ради­стам, а главное — пионервожатым) была объяснена перестановка и выданы но­вые реплики. В суматохе забыли только о дирижере духового оркестра, кото­рый находился высоко на балконе слева от сцены. Дирижер был человек воен­ный, а значит, дисциплинированный. Не зная о перестановке эпизодов, он дож­дался «своей» реплики и взмахнул палочкой. Застоявшиеся пионеры, заслышав знакомую мелодию, на которую к этому времени уже привычно реагировали, оттолкнули растерявшихся вожатых и с радостным воплем ворвались в зал. Ответственный товарищ, направившийся было к микрофону для выступления, оказался в гуще детей с цветами... Нет, ничего страшного не произошло, зрите­ли этой накладки даже не заметили. Пионеры, выполнив свое задание, убе­жали, а оратор, поприветствовав их, произнес свою речь и... остался смотреть представление до конца.

«На плечи режиссера... массовых представлений ложится боль­шая ответственность за организационную сторону дела — значи­тельно большая, нежели у его коллег — театральных режиссе­ров, -- пишет заведующий кафедрой1 режиссуры массовых пред­ставлений ГИТИСа, профессор И. Г. Шароев. — Режиссер обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сце­ну, эвакуацию массы со сцены. Даже вопрос прибытия на репе­тицию и спектакль многочисленных коллективов (транспорт, вре­мя прибытий и отъезда, размещение коллективов в здании, где происходит спектакль) должен быть во внимании режиссера, в противном случае его ожидают «сюрпризы», которые могут значи­тельно снизить художественное ^качество спектакля-концерта. Работу режиссера при постановке массового театрализованного представления правомочно определить как творчески-организаци­онную»1 (курсив мой. — А. С).

Здесь я хочу рассказать об организации одного из наиболее сложных видов массового театрализованного представления—карнавального шествия по ули­цам города. (О создании окружающей среды для этого карнавала, которое то­же потребовало большой оргработы, мы уже говорили)

Праздник-карнавал на курорте мне довелось ставить дважды. В 1977 году в Геленджике он был посвящен 60-летию -Октября, а в 1978 году в Сочи — Всесоюзному дню медработника и 60-летию советского здравоохранения. В Геленджике костюмированное шествие и театрализованные представления про­ходили поздно вечером, в Сочи — средь бела дня В первом карнавале участ­вовали коллективы художественной самодеятельности Геленджика, жители го­рода и их дети, наконец, сами отдыхающие. Приглашен был только народный танцевальный коллектив из Новороссийска. В сочинском представлении были заняты: Краснодарский театр музыкальной комедии, труппа Сочинского цирка, коллективы шести сочинских варьете, все актеры и коллективы местной фи­лармонии, ансамбль песни и пляски «Шахтеру из Донецка, духовой оркестр и ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа из Ростова, профессиональные артисты разных театров, отдыхающие в это время в сана­тории ВТО «Актер», самодеятельные коллективы из Адлера, Хосты, Дагомыса, Лазаревского, Лоо и самого Сочи, пионеры Всероссийского пионерского ла-1еря «Орленок», детский ансамбль из Воркуты и т. д В 1 еленджике, как я уже рассказывал, все оформление, свет и озвучивание готовились из «подручных»

1 Шароев И. Г. Режиссер эстрады и массовых представлений. М, ГИТИС, 1975, с. 144.

средств. В Сочи над оформлением работали местное отделение Худфонда РСФСР, мастерские горисполкома и курортного совета. Фонограммы, записы­вались и монтировались на местной студии телевидения, она же дала тонва-гены для озвучивания трассы и площадей. Может быть, именно поэтому в пер­вом случае праздником занимался буквально весь город под непосредственным руководством Геленджикского горкома КПСС, а во втором вся организация и подготовка были отданы на «откуп» парку культуры и отдыха «Ривьера».

Разные поводы для проведения праздника, разные условия подготовки, разная история двух городов и т. п. обусловили различия этих двух карна­валов. Но было в них и много общего, связанного с единой историей освоения Черноморского побережья Кавказа, похожими климатическими и географиче­скими условиями, общими социальными и общественными функциями, общими (увы!), свойственными, очевидно, всем курортным городам проблемами и не­достатками, наконец,— одним и тем же жанром представления.

Поэтому далее мы будем говорить о том общем и лучшем, что было в обоих карнавалах, не конкретизируя дату и место, но выделяя организацион­ные проблемы.

Подготовка к празднику началась ранней весной. Режиссерско-постановоч-ная группа выехала на место для ознакомления с конкретными условиями и документальным материалом. Неделя ушла на изучение экспонатов местного музея, книг и изоматериалов, посвященных истории города, его настоящему и будущему. Затем режиссер и художник объездили весь город, наметили трас­су шествия, место сосредоточения колонн, площадки для остановок и выступ­лений, маршруты для разъезда групп в финале, площадки для других театра­лизованных представлений этого дня, общие принципы оформления. После это­го состоялось совещание в горкоме партии, где все было согласовано с руко­водством города, работниками ГАИ и других организаций, отвечающих за дис­циплину и порядок, внесены соответствующие коррективы.

Через месяц режиссер и художник приехали снова, имея на руках режис-серско-сценарный план и предварительные эскизы. В горкоме партии состоялось очередное совещание, на этот раз с участием руководителей горисполкома, ку-работ и т. д. В эти дни режиссер и художник присутствовали на первомай-был намечен конкретный план подготовки праздника, создан оргкомитет по его проведению во главе с секретарем ГК КПСС, назначены директор праздника и ответственные за каждый участок работы, утверждены сроки выполнения работ и т. д. В эти же дни режиссер и художник присутствовали на первомай­ской демонстрации, отмечая для себя те элементы оформления, которые можно было бы впоследствии использовать во время праздника.

За месяц до праздника вся режиссерско-постановочная группа прибыла в город. Она привезла полный литературный сценарий представления, подробные эскизы и чертежи оформления, черновые репетиционные фонограммы. К этому же дню директор обеспечил необходимые материалы, помещения для работы, транспорт, заключил все договора. Сценарий и эскизы подробно обсудили на расширенном заседании оргкомитета, внесли в них необходимые исправления и дополнения. Затем в горком партии пригласили руководителей всех предпри­ятий и организаций, здравниц и учреждений города, пригородных совхозов и колхозов. Был зачитан сценарий, показаны эскизы, заданы вопросы и получены ответы на них. Председатель оргкомитета отметил важность предстоящего праздника, который впоследствии намечено сделать традиционным. Всех при­сутствующих проинформировали, что участие в подготовке карнавала будет учитываться при подведении итогов соцсоревнования. Каждой организации по­ручили подготовить одну-две театрализованные группы. Естественно, при этом учитывалось соответствие профиля предприятия теме карнавальной группы. Все получили эскизы оформления своих групп, подробные описания, литературные тексты и магнитофонные пленки с записью музыки для репетиций, а также гра­фик репетиций. Помимо этого, всем предприятиям и организациям разослали письменные уведомления за подписью секретаря горкома партии.

После такой серьезной подготовки работа закипела. Об изготовлении оформ­ления я уже писал. Параллельно с этим ассистенты режиссера, хормейстер, балетмейстер, режиссер пантомимы ежедневно с самого утра выезжали для ре-

петиций на местах согласно утвержденному графику. Заодно они делали точ­ный хронометраж всех выступлений, определяли резервные номера (дополни­тельный танец, песня или сценка). Каждый вечер на заседании штаба подво­дились итоги работы за день, раздавались задания на завтра, решались органи­зационные проблемы (например, доставка, размещение и питание приглашенных коллективов), разрешались творческие конфликты, давались бесконечные объ­яснения, уточнения, изменения... С руководителями групп были проведены две репетиции на плаье трассы. В эти же дни звукорежиссер готовил дополнитель­ную запись фонограмм, монтировал рабочую пленку и т. д. В соседнем поме­щении костюмеры раздавали уполномоченным костюмы, при необходимости тут же проводили их примерку и подгонку.

Параллельно готовилась реклама. Печаталось несколько типов афиш (серь­езная, юмористическая и плакат с эмблемой карнавала), через день давались рекламные юмористические анонсы в газете и по радио. На телевидении была сделана специальная передача: интервью с членами оргкомитета,- режиссером и директором; документальные съемки подготовки к карнавалу, несколько но­меров из будущей программы. В домах отдыха и магазинах, в столовых и ресто­ранах, на пляжах и на заборах, а также во всех рейсовых автобусах были ра­склеены объявления и рекламные листовки. На улицах города появился сле­дующий «приказ»:

ПРИКАЗ«РАЗ»

1. В субботу 4 июня с. г. с 13. 00 и до поздней ночи на улицах и бульва­
рах, набережных и пляжах состоится

КАРНАВАЛ!

2. В 19. 00 начнется торжественное и юмористическое, театрализованное и
костюмированное

ШЕСТВИЕ!

3. В это время и в этом месте всякое движение частного и общественного
транспорта (самосвалов и самокатов, водных и трехколесных велосипедов), а
также отдельно взятых пешеходов в нетрезвом состоянии

ПРЕКРАЩАЕТСЯ!

4. Все билеты на праздник аннулированы!

ВХОД СВОБОДНЫЙ! Форма одежды зрителей — пляжная, парадная.

5. Приносить с собой казенные лежаки и надувные матрацы, кислое настро­
ение и «горькую» настойку, а также являться на карнавал без чувства юмора

ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

6. РАЗРЕШАЕТСЯ приводить с собой на праздник друзей и знакомых,
членов семьи и дальних родственников, а также соседей по квартире и по па­
лате.

7. В 22. 00 в ознаменование карнавала и в честь всех присутствующих бу­
дет дан грандиозный праздничный

ФЕЙЕРВЕРК тридцатью ракетными залпами из всех имеющихся орудий.

8 Принимать кариавал будут все отдыхающие нашего курорта. Командо­вать карнавалом поручено нам!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: