Программа «Сотворим себе мир»

Лариса Медведева, «Звездный», 2001 г.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

Что такое мир? Возьмем на себя смелость возвести это понятие в ранг философских. Мир – это состояние внутренней гармонии и покоя.

Мир – главная ценность и смысл жизни, естественное желание всех здравомыслящих людей. Мир – то место, где мы живем, малая и большая Родина, Отечество. Мир – люди, близкие по духу и образу мыслей, что живут рядом с тобой. Мир – целая гамма ощущений, светлых, несущих добро, дарующих силу и уверенность. Мир – это Любовь, в конце концов, всеобъемлющая, вселенская.

Самые важные пожелания заключаются в словах: «Мир дому твоему», «Мир человечеству во всем мире» (надпись на столбе мира в «Орленке»), «Идите с миром», «Весь мир – в тебе!» Существует особое состояние человека – умиротворенность, которое можно понимать как «творенье мира в душе».

Н.Е. Щуркова считает, что есть три глагола, которые определяют отношения человека и мира: освоить, усвоить, присвоить мир – сделать его своим, знать его, уметь жить в нем.

Культурологический подход к воспитательному процессу гласит, что воспитание – вхождение ребенка в контекст культуры (вместе с педагогом). «Входить» в данном случае – каждую минуту воспроизводить достижения культуры. Жить в мире – жить на уровне достижений.

Исходя из этого, можно обозначить целью воспитания Личность, способную строить жизнь, достойную человека. А это значит, что педагог должен активно включиться в процесс усвоения и присвоения ребенком окружающего мира. Присвоить ценность – значит открыть ее значимость лично для себя. Человек, живущий в гармонии с собой и окружающим миром, способен создавать и транслировать собственные ценности, которые можно отнести в разряд общечеловеческих. Творить мир может только истинно культурный человек.

Путь к себе, поиск своего места в культурологической среде долог и сложен. Ребенок должен пройти несколько основных этапов-ступеней. Во-первых, научиться познавать, понимать себя и окружающих. Во-вторых, стремиться жить в гармонии с собой и миром, осознать свою исключительность, ценность. В-третьих, ставить реальные цели (на смену, на год, на ближайшее будущее), видеть пути их достижения, имеющие социальную значимость.

В-четвертых, уметь осмысливать, анализировать происходящее, прогнозировать будущее. В-пятых, закрепить активную жизненную позицию как основу для позитивных изменений как внутреннего, так и окружающего мира.

Программа «Сотворим себе мир» дает ключ к прохождению данных этапов.

Цель программы: создание условий для развития у ребенка способности изменять себя и окружающий мир через собственное жизнетворчество.

Задачи:

1) Выявить и реализовать возможности ребенка, способствовать осознанию его собственной уникальности.

2) Создать условия для добровольного выбора деятельности и самоопределения ребенка в предложенных видах деятельности.

3) Научить ребенка ставить цели и определять способы их достижения.

4) Развивать способность к познанию, открытию себя для мира и мира для себя, научить пользоваться полученным опытом в различных областях жизнедеятельности.

5) Помочь в овладении способами организации культурного досуга, в освоении социально значимого опыта межличностных отношений.

6) Обогатить ценностный мир ребенка посредством изучения культурных образцов человечества.

7) Актуализировать ценность собственного развития, обучить навыкам построения перспектив дальнейшего развития.

8) Способствовать появлению у ребенка активной жизненной позиции, осознанию себя творцом собственной жизни.

Мир «Орленка» выражен в двух пространствах: собственно само место – «Орленок» со своей культурой, законами, природно-климатическими условиями и тот особый мир, который создает педагог в отряде, мир, заложенный для реализации в соответствующей программе.

Создавая некую приближенную к идеальной модель проживания, общения, ребенок проецирует ее на собственный образ жизни и стиль взаимоотношений с окружающим миром. Именно здесь он находится в ситуации самоопределения: «Приму ли я орлятский образ жизни, перенесу его домой либо удостоверюсь в приемлемости прежнего?»

В основе программы лежит ситуация выбора на индивидуальном или групповом уровне деятельности, позиции, отношения к предложенному. А возможность выбирать – обязательное условие самоутверждения.

Ценно то, что ребенок творит свою жизнь сам (хотя она и является объектом педагогической программы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: