В программе используются элементы сюжетно-ролевой игры, сказки.
В программе восемь взаимосвязанных, взаимодополняющих шагов, которые ниже характеризуются через основные педагогические задачи и возможные педагогические средства и приемы для их разрешения.
Первый шаг: диагностика и реализация способностей детей, помощь в осознании собственной уникальности.
Начальная диагностика проводится в течение организационного периода и связана с планированием отрядной деятельности. Средства диагностики подбираются в зависимости от особенностей смены, личностных качеств детей, поставленных задач:
– неоднозначные вопросы в анкете, цель которых – изучение самооценки ребенка, неординарности мышления (например, с помощью вопроса «Кто ты?»);
– анкета-интервью – сочетание вопросов и беседы. Метод позволяет увидеть реакцию ребят на предлагаемые вопросы;
– метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения детей, выявить микрогруппы, неформальных лидеров, личную позицию ребенка в коллективе;
|
|
– изучение поведения ребенка в определенной педагогической ситуации (естественной или созданной специально с различными целями);
– дискуссия, помогающая выявить ценностные ориентации детей и их жизненную позицию;
– тестовые методики. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»[8], «Твои увлечения»[9], «Я и смысл моей жизни»[10], «Художник-мыслитель», «Непроизвольный рисунок»[11].
Результаты первого шага: получение знаний о направленности способностей, интересов, потребностей; их реализация, приобретение новых ЗУНов.
Критерии результативности:
– наличие полной картины об интересах, потребностях детей;
– изменение позиции ребенка вследствие выполнения им новых социальных ролей.