При этом на кривой зарядного напряжения можно выделить пять характерных участков: I, II, III, IV и V

На участке I в начале заряда вследствие быстрого увеличения концентрации электролита в порах активной массы наблюдается резкое повышение за­рядного напряжения.

На участке II напряжение на зажимах аккумулятора возрастает не так интенсивно, как на предыдущем участке. Это объясняется тем, что образовавшая­ся в порах активной массы концентрированная серная кислота переходит в межэлектродное пространство.

На участке III к моменту завершения заряда происходит увеличение концентрации электролита в порах активной массы. Это затрудняет диффузию серной кислоты в межэлектродное пространство. В результате, снова наблюда­ется скачок напряжения.

На участке IV после скачка напряжение на аккумуляторе устанавливается постоянным и равным 2,6 - 2,7 В. На этом участке происходят электролиз воды, бурное выделение газов и образование гремучего газа.

На участке V после отключения аккумулятора от зарядного устройства он переходит в состояние "отдыха", в результате чего напряжение несколько понижается до номинального значения.

Признаками конца заряда свинцово-кислотного аккумулятора являются:

Ø -обильное выделение газов ("кипение" электролита);

Ø -подъем и постоянство напряжения на уровне 2,6 В;

Ø - постоянство плотности электролита.

Заряд считается законченным при одновременном наличии всех трех при­знаков в течение последнего часа заряда.

Емкость аккумулятора это величина, соответствующая количеству электричества в ампер-часах, которое аккумулятор может отдать при разряде от начального (2,1 В) до конечного напряжения (1,7 В) при определенном режиме разряда.

По существу, емкость аккумулятора характеры чует электрический за­ряд, выраженный в ампер-часах (А'ч).

Емкость аккумулятора, отдаваемая при разряде (разрядная), отличается от емкости, получаемой аккумулятором при заряде (зарядной емкости).

Разрядная емкость Qp может быть определима исходя из величины разрядного тока Ip и времени tp разряда:

QP=IP-tP,А-ч.

На практике различают номинальную разрядную и стартерную разрядную ёмкости.

Номинаяьной емкостью Qh аккумулятора называют емкость, на которую он рассчитан и которая указана изготовителем.

Номинальную зарядную емкость аккумулятора определяют при непрерывном 20-часовом разряде до напряжения 1,75 В и при температуре электро­лита + 25°С (для аккумуляторов, эксплуатируемых в народном хозяйстве, Qh=Q20 , а также при непрерывном 10-часовом разряде до напряжения 1,7 В и при температуре + 20°С (для аккумуляторов, эксплуатируемых в войсках, Qh=Q10).

Стартерная разрядная емкость Qст - определяется при диапазоне температур от + 25 до - 18°C. В этом случае разрядный ток численно должен быть в три раза больше номинальной емкости при 20-часовом режиме разряда, т. е.

I =3*Q20, А,

Стартерная емкость определяется по формуле QP=IP-tP,А-ч.

Предельное снижение напряжения аккумулятора в стартерном режиме принято равным 1,5 В при + 25°С и 1,0 В при -18C, а продолжительность соответственно 5,5 и 3 мин при включенном стартере.

Зарядной емкостью Q3 называется количество электричества, полученное аккумулятором при заряде от выпрямительного устройства до появления при­знаков окончания заряда,

Qз=I3*t3, А ч,

где Iз - ток заряда, А;

tз - время заряда, ч.

При организации эксплуатации следует иметь в виду:

v -емкость аккумулятора уменьшается с увеличением разрядного тока;

v -с повышением температуры электролита емкость аккумулятора повышается, а при понижении - уменьшается;

v -номинальная емкость Qн всегда определяется при температуре +25°С.

Номинальная емкость аккумулятора зависит от конструктивных особенностей аккумулятора,

Мощность, развиваемая аккумулятором, зависит от внутреннего сопротивления аккумулятора и определяется по формуле:

Р = I*Е = I (I • R+I*r) = I2*R+I2*r, Вт,

где R - сопротивление внешней цепи, Ом;

r - внутреннее сопротивление аккумулятора, Ом.

Составляющая I2*r мощности аккумулятора расходуется в самом аккумуляторе и никакой полезной работы не производит.

Составлякшия мощности I2*R является полезной мощностью, которая используется во внешней цепи.

При эксплуатации следует учитывать, что мощность, развиваемая аккуму лятором во внешней цепи, уменьшается тем больше, чем больше внутреннее сопротивление аккумулятора.

Саморазрядомаккумулятора называют потерю энергии, обусловленную протеканием в нем самопроизвольных процессов.

Он сопровождается потерей аккумулятором емкости при разомкнутой внешней цепи (например, в ходе хра­нения).

Величину саморазряда выражают в процентах потери емкости аккуму­лятором за сутки в соответствии с формулой

K=(QH-Qxp) x 100/(QH* n),%,

где qh и qxp - емкости до и после хранения, приведенные к температуре +25°С, А ч;

n - продолжительность хранения, суток.

При организации эксплуатации следует учитывать следующие обстоятельства:

нормальный саморазряд равен 0,7 % в сутки;

саморазряд увеличивается, при увеличении температуры выше + 20 С и при наличии в электролите вредных примесей;

потеря емкости от саморазряда при хранении в течение 14 суток при температуре окружающей среды + 20 С не должна превышать 10 %.

Величины нормального саморазряда свинцово-кислотных аккумуляторов приведены в табл. 6.1.

Нормальный саморазряд в течение 30 суток не должен превышать в среднем за сутки 1 % для стационарных и 0,35 % для стартерных аккумуляторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: