ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СБОР ОТРЯДА
Предварительная подготовка к сбору
заключается в той системе деятельности, которая осуществляется вожатым с первых минут жизни ребенка в отряде, а именно:
– проводятся дела, которые помогут выработать общие нормы жизни коллектива на основе традиций и законов «Орленка»;
– проводятся игры и упражнения на выявление лидеров в отряде;
– происходит постановка ребенком своей цели на смену;
– начинает работу система самоуправления в отряде (микрогруппы, дежурный командир и т.д.);
– проходит планирование жизнедеятельности отряда;
– готовится необходимое оборудование и место проведения оргсбора отряда.
Логика проведения организационного сбора отряда:
Вступительная часть.
1. Обозначаются задачи, которые необходимо решить отряду.
2. Принимаются правила ведения сбора.
– правило скрещенных рук («Не повторяйся, об этом уже говорили»);
– правило поднятой правой руки («Прошу слова»);
правило свободного микрофона («Каждый имеет право на свою точку зрения и может ее высказать»);
|
|
– правило 2 минут («Обсуждать вопросы быстро и конструктивно»);
– правило идеи («Любая идея должна быть услышана»);
– правило блокнота и ручки («Незаписанная мысль – потерянная мысль»);
– правило аплодисментов («Согласен – аплодируй»).
3. Выбирается группа (2–3 человека), которая будет фиксировать решения сбора. Это группа может называться Информационная, Пресс-группа и т.д.
Основная часть.
Это обсуждение следующих содержательных вопросов:
1. Что означает для нас название смены? Как мы понимаем свою роль в этой смене?
2. Нам всем вместе предстоит прожить в «Орленке» 21 (30) дней. Какие мы все вместе? К чему мы все вместе стремимся? (Постановка общей цели отряда.)
3. Чтобы стать таким отрядом, необходимо всем вместе договориться о правилах жизни. Возможно, договор о правилах жизни отряда прошел до оргсбора отряда. Тогда на оргсборе необходимо торжественно утвердить эти правила (по форме они могут быть в виде Декларации, Кодекса, Устава отряда и т.д.).
4. Каждый отряд в нашем лагере – уникальный и не похожий на другой, у каждого есть свое лицо, свой имидж. К внешним признакам, отличающим один отряд от другого, относятся:
– название отряда, которое должно нравиться нам всем и отражать характер и содержание деятельности нашего отряда (основа – цель отряда!);
– девиз отряда – краткий афоризм, которому мы следуем в своей жизни;
– отрядная песня и любимые песни отряда – вечерние, костровые, лирические, шуточные и др.;
– эмблема отряда – символически рисунок, отражающий название отряда;
– законы отрядной жизни, принятые на сборе и оформленные в уголке;
|
|
– элементы одежды;
– игровые отрядные условности – речевки, знаки приветствия и т.д.;
– оформление отрядного места;
– отрядные ритуалы и традиции.
5. Накануне, проводя планирование, мы договорились о том, какие группы будут в нашем отряде и чем они будут заниматься. Происходит утверждение состава групп (если этого не было сделано на планировании, то распределение по группам происходит сейчас).
6. Какова роль вожатого в отряде? Что такое самоуправление? При обсуждении этого вопроса важно четко определить роль вожатого. Какие органы самоуправления будут в нашем отряде? После того как все «должности» будут названы (командир, физорг, хозяин, хозяйка, представитель в информационный совет и т.д. – те, кто необходим в данную смену), важно определить круг обязанностей каждого. Кроме обязанностей, составляется список необходимых качеств и умений для каждой должности.
7. Выборы. Выборы эффективнее проводить с помощью тайного голосования, опираясь на принятые обязанности, качества, умения.
8. После подсчета голосов происходит торжественное оглашение результатов выборов и поздравление – вручение знаков отличия (значок, галстук и т.д.).
9. Информационная группа зачитывает решение сбора.
Заключительная часть.
Вот несколько приемов, используемых для завершения оргсбора отряда:
– вожатый подводит итог сбора, вручает памятные подарки всем участникам;
– ребята пишут письма себе к концу смены;
– зачитывается наказ предыдущей смены;
– исполняется общая песня и т.д.
Вопрос четвертый: Что такое «микрогруппы в отряде»? Как и когда они формируются?
В одном отряде обычно от 25 до 30 ребят и 2 вожатых. В системе коллективно-творческого воспитания предлагается оптимальный для организации временного коллектива вариант – формирование и организация работы по микрогруппам.
Микрогруппа - небольшое объединение (5–6 человек) для общения и деятельности ребенка, подготовка к отрядным делам, дежурства, обсуждения проблем и интересных тем. Совместные действия в небольшом объединении учат ребят, как можно организовывать себя и сверстников, т.е. самоуправлению.
Микрогруппы отряда начинают складываться в организационный период. Вожатый, проводя первые коллективно-творческие дела, игры или конкурсы, использует различные способы формирования малых групп. Постоянная смена состава подобных групп помогает ребенку познакомиться с возможно большим количеством ребят. Тогда вожатый легко и наилучшим образом сформирует в отряде постоянные микрогруппы на основной период.
Микрогруппы бывают временными (для организации, или проведения, или участия в отрядном деле) и постоянными ( для организации жизнедеятельности отряда в течение всей смены).
Микрогруппы могут иметь особые названия, это зависит от желания и фантазии ребят, от сюжета, который лежит в основе отрядной программы, от тематики смены (экипажи, отделы, творческие мастерские, звенья, компании, команды, группы и др.).
В случае необходимости состав микрогрупп может измениться, например, в середине основного периода.
В зависимости от содержания своей деятельности микрогруппы могут быть следующими:
– группы с чередованием традиционных поручений (редко используемая форма работы, в основном с младшим возрастом и на небольшой промежуток времени);
– группы «деятельностные» – их, как правило, называют творческими группами (формируются для подготовки и проведения какого-либо запланированного отрядного дела; при этом учитывается качественный состав групп, обращается внимание на разные способности ребят – лидерские, художественные и т.д.);
– инициативные группы – группы, сформированные для реализации какой-либо идеи, инициативы, выдвинутой в любой момент смены (такие группы появляются во второй половине смены, это референтные группы);
|
|
– группы по интересам – группы, которые формируются для реализации деятельности в каком-либо направлении (музыка, спорт, интеллектуальная деятельность, творчество и т.д.).
Формирование микрогрупп происходит на отрядном сборе-планировании, которому предшествует коллективно-творческая игра, цель которой – поиск информации о возможной полезной деятельности в «Орленке». Ответ на вопрос «Как формируются микрогруппы в отряде?» будет освещен далее.
Вопрос пятый: Микрогруппа – это тоже временный детский коллектив. Его развитие в течение смены подчиняется каким-то правилам, логике?
При организации работы отряда по микрогруппам нельзя забывать о логике развития временного детского коллектива. Потому жизнь и работа каждой малой группы в смене пройдет следующие периоды:
– первые дни работы по микрогруппам – привыкание друг к другу в работе, притирка; решение микрогрупповых проблем. Задания предлагаются по инициативе вожатых, они должны быть интересными, не очень сложными и иметь яркий ощутимый результат;
– первая неделя основного периода – второй этап работы микрогрупп – реализация ребят в своем отряде. Ребята готовят дела, предложенные во время планирования, становятся организаторами жизни своего отряда. Вожатые помогают планировать работу микрогрупп на день, помогают ребятам освоить необходимые для подготовки и проведения дел прикладные и организационные навыки;
– вторая неделя основного периода – третий этап работы микрогрупп. Ребята пробуют проводить дела не только для своего отряда, но и для других отрядов, достаточно самостоятельно формулируют задания группам на день, исходя из плана работы отряда, пробуют самостоятельно планировать работу своей группы;
– третья неделя основного периода – четвертый этап работы микрогруппы – самостоятельное планирование работы группы на день, достаточно самостоятельное выполнение заданий и обеспечение условий для этого, умение привлекать помощников из других отрядов, специалистов лагеря, качественный анализ дня в группе;
|
|
– итоговый период – пятый этап работы микрогрупп – проведение итогового дела отряда, когда от сплоченности и качества действий каждой группы зависит общий успех для других отрядов лагеря.
Такая логика развития микрогрупп желательна, но на практике бывает иначе. Если ребятам удается работать только в своем отряде – пусть так и будет. Но постарайтесь помочь вашим ребятам ощутить успех и в других отрядах. Это и есть проверка готовности ваших ребят к самостоятельной работе дома.
Вопрос шестой: Как подготовиться к планированию?
Удачное планирование отрядной деятельности – 50% успеха смены. Успешность планирования зависит от качественной подготовительной работы вожатого, заключающейся в информировании подростка о возможностях смены.
Сбор информации, необходимой для планирования отрядной деятельности, можно осуществить с помощью игры «Разведка интересных дел» (РИД). Это название пришло к нам из далеких 60-х, а современный аналог этой игры называется «Открывая мир «Орленка».
«Открывая мир «Орленка»
Алена Лоскуткина, Александр Вознюк, Анатолий Дорошенко,
Елена Лаптева, Роман Тощаков, Лариса Медведева, «Звездный».
Цель: знакомство с программой детского лагеря на смену, возможностями «Орленка» для развития каждого участника смены, обогащение информационной культуры ребенка.
Предполагаемый результат:
– ребенок получит информацию о направлениях деятельности лагеря (устную и наглядную);
– ребенок обменяется информацией на уровне отряда, что будет способствовать развитию навыков самопрезентации;
– в отряде появится действующий уголок с оформленной информацией.
Подготовка в отряде: необходимо проинформировать ребят о содержании площадок; отряд делится на группы по количеству площадок. У ребят с собой должны быть блокноты и ручки.
Ход дела:
Отряды располагаются на Звездной площади. Разыгрывается сцена: Вожатый и ребенок. Вожатый проводит экскурсию для ребенка.
Вожатый: Ваня, мы с тобой находимся на Звездной площади. Именно здесь проходят линейки, и ты чувствуешь себя частью целого, большого. А вот там виднеется крыша обсерватории, на которую ведет Космическая лестница.
Ребенок: Стоп. Стоп. Я не успеваю запомнить. А так хочется!
Вожатый: А для этого в «Орленке» есть правило блокнота и ручки (вручает блокнот, ручку). Записывай. И запоминай. Это обязательно пригодится!
«Орленок» – это целый мир со своими законами, традициями, людьми. И познавать его можно бесконечно. Каждому он открывает свою грань, свою сторону. И у каждого есть масса возможностей в этом мире. Они разные: находить или терять, разрушать или создавать, открывать свой мир для других или жить для себя. У человека всегда есть выбор.
Ребенок: Ты знаешь, Рома, по-моему, я готовоткрывать мир, который меня окружает.
Вожатый: И мир «Орленка» готов открыть свои двери, впустить тебя, подарить все самое лучшее, научить дружить, искать единомышленников, радоваться каждому новому дню жизни.
Ребенок: Но «Орленок» такой огромный! Как же ты один расскажешь мне о нем?
Вожатый: Почему один? Есть множество людей, готовых помочь тебе. Каждый из них в совершенстве владеет знаниями, умениями в какой-то области. И сейчас ты выберешь, что тебя больше всего интересует, и полученные знания на этой станции откроют новые возможности для тебя.
Ребенок: Я понял, лучше узнать одно подробно, а потом поделиться с друзьями.
Вожатый: Молодец, Ваня, так мы и сделаем.
Итак, мы приветствуем:
– ведущих площадки «Горы зовут» – инструкторов по туризму. Здесь вы познакомитесь с возможностями природных условий Северного Кавказа, проверите свои знания в туризме, альпинизме.
– следующая площадка – «В здоровом теле…» Ее проводит врач п/л «Звездный». Врач расскажет вам о составляющих здорового образа жизни и как его вести.
– Площадка «О, спорт, ты – мир!» Инструкторы по спорту познакомят вас с различными видами оздоровления, научат интересным видам зарядок, которые вы сможете провести уже завтра.
– «Наполним музыкой сердца!» Ведут площадку музыкальные руководители нашего лагеря. Вы узнаете о песенной культуре «Орленка», о возможностях проявить свои таланты, способности.
– «Золотые руки». За полтора часа вы научитесь невероятным умениям – создавать руками настоящие чудеса с помощью красок, бумаги и фантазии!
– «Перекресток» – так называется социально-психологическая служба лагеря (СПС). Вы хотите узнать об опыте создания детской службы помощи или даже войти в нее? Хотите научиться познавать себя? Тогда эта площадка для вас!
– «Аптека для души» – так называют нашу библиотеку. Она таит в себе бесконечные возможности. Стоит только окунуться в мир книг и… встретиться с хранительницами этого чуда.
– «Учение с увлечением» предлагает вам сегодня школа. Именно так называется площадка, которая находится в удивительной школе «Орленка». Учителя предлагают программу образования на период смены и много приятных сюрпризов.
– «Сам себе… создатель». Площадку с таким названием проводят методисты «Орленка». Вас научат придумывать новые, интересные дела, игры, праздники, которые вы можете предложить своим друзьям по отряду.
– «Войди в природу другом». Экскурсию по морю с таким названием подарит вам специалист-эколог «Орленка». Также вы узнаете об экологической ситуации Черноморского побережья.
– «Удивительное рядом!» Экскурсию в природу «Орленка» вам предложит специалист по дендропарку нашего лагеря.
– «Владеющий информацией…» Эта площадка для тех, кто чувствует себя журналистом или хочет этому научиться. Сотрудники редакции газеты «Салют, «Орленок!» готовы вам открыть секреты этой профессии.
– Площадка «Команда XXI века» будет состоять из представителей 4 лагерей «Орленка», которые расскажут нам о программах, участниками которых они являются в рамках общей программы «Команда XXI века».
– «Стремительный», «Комсомольский», «Олимпийский», «Дозорный», «Солнечный». Ребята, оказавшиеся на этой площадке, узнают историю, традиции, легенды лагеря.
Итак, вожатые с табличками проходят по каре, ваша задача – присоединиться к названию той площадки, которую вы хотели бы посетить.
Через полтора часа вы приходите в свои отряды и обмениваетесь информацией, оформляете стенд, используя тот материал, который вам подарят ведущие площадок. Ваши вожатые будут вас ждать на отрядных местах.
Всего доброго! До встречи!