Основная часть

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ СБОР ОТРЯДА

Предварительная подготовка к сбору

заключается в той системе деятельности, которая осуществляется вожатым с первых минут жизни ребенка в отряде, а именно:

– проводятся дела, которые помогут выработать общие нормы жизни коллектива на основе традиций и законов «Орленка»;

– проводятся игры и упражнения на выявление лидеров в отряде;

– происходит постановка ребенком своей цели на смену;

– начинает работу система самоуправления в отряде (микрогруппы, дежурный командир и т.д.);

– проходит планирование жизнедеятельности отряда;

– готовится необходимое оборудование и место проведения оргсбора отряда.

Логика проведения организационного сбора отряда:

Вступительная часть.

1. Обозначаются задачи, которые необходимо решить отряду.

2. Принимаются правила ведения сбора.

– правило скрещенных рук («Не повторяйся, об этом уже говорили»);

– правило поднятой правой руки («Прошу слова»);

правило свободного микрофона («Каждый имеет право на свою точку зрения и может ее высказать»);

– правило 2 минут («Обсуждать вопросы быстро и конструктивно»);

– правило идеи («Любая идея должна быть услышана»);

– правило блокнота и ручки («Незаписанная мысль – потерянная мысль»);

– правило аплодисментов («Согласен – аплодируй»).

3. Выбирается группа (2–3 человека), которая будет фиксировать решения сбора. Это группа может называться Информационная, Пресс-группа и т.д.

Основная часть.

Это обсуждение следующих содержательных вопросов:

1. Что означает для нас название смены? Как мы понимаем свою роль в этой смене?

2. Нам всем вместе предстоит прожить в «Орленке» 21 (30) дней. Какие мы все вместе? К чему мы все вместе стремимся? (Постановка общей цели отряда.)

3. Чтобы стать таким отрядом, необходимо всем вместе договориться о правилах жизни. Возможно, договор о правилах жизни отряда прошел до оргсбора отряда. Тогда на оргсборе необходимо торжественно утвердить эти правила (по форме они могут быть в виде Декларации, Кодекса, Устава отряда и т.д.).

4. Каждый отряд в нашем лагере – уникальный и не похожий на другой, у каждого есть свое лицо, свой имидж. К внешним признакам, отличающим один отряд от другого, относятся:

название отряда, которое должно нравиться нам всем и отражать характер и содержание деятельности нашего отряда (основа – цель отряда!);

девиз отряда – краткий афоризм, которому мы следуем в своей жизни;

– отрядная песня и любимые песни отряда – вечерние, костровые, лирические, шуточные и др.;

эмблема отряда – символически рисунок, отражающий название отряда;

законы отрядной жизни, принятые на сборе и оформленные в уголке;

элементы одежды;

игровые отрядные условности – речевки, знаки приветствия и т.д.;

оформление отрядного места;

– отрядные ритуалы и традиции.

5. Накануне, проводя планирование, мы договорились о том, какие группы будут в нашем отряде и чем они будут заниматься. Происходит утверждение состава групп (если этого не было сделано на планировании, то распределение по группам происходит сейчас).

6. Какова роль вожатого в отряде? Что такое самоуправление? При обсуждении этого вопроса важно четко определить роль вожатого. Какие органы самоуправления будут в нашем отряде? После того как все «должности» будут названы (командир, физорг, хозяин, хозяйка, представитель в информационный совет и т.д. – те, кто необходим в данную смену), важно определить круг обязанностей каждого. Кроме обязанностей, составляется список необходимых качеств и умений для каждой должности.

7. Выборы. Выборы эффективнее проводить с помощью тайного голосования, опираясь на принятые обязанности, качества, умения.

8. После подсчета голосов происходит торжественное оглашение результатов выборов и поздравление – вручение знаков отличия (значок, галстук и т.д.).

9. Информационная группа зачитывает решение сбора.

Заключительная часть.

Вот несколько приемов, используемых для завершения оргсбора отряда:

– вожатый подводит итог сбора, вручает памятные подарки всем участникам;

– ребята пишут письма себе к концу смены;

– зачитывается наказ предыдущей смены;

– исполняется общая песня и т.д.

Вопрос четвертый: Что такое «микрогруппы в отряде»? Как и когда они формируются?

В одном отряде обычно от 25 до 30 ребят и 2 вожатых. В системе коллективно-творческого воспитания предлагается оптимальный для организации временного коллектива вариант – формирование и организация работы по микрогруппам.

Микрогруппа - небольшое объединение (5–6 человек) для общения и деятельности ребенка, подготовка к отрядным делам, дежурства, обсуждения проблем и интересных тем. Совместные действия в небольшом объединении учат ребят, как можно организовывать себя и сверстников, т.е. самоуправлению.

Микрогруппы отряда начинают складываться в организационный период. Вожатый, проводя первые коллективно-творческие дела, игры или конкурсы, использует различные способы формирования малых групп. Постоянная смена состава подобных групп помогает ребенку познакомиться с возможно большим количеством ребят. Тогда вожатый легко и наилучшим образом сформирует в отряде постоянные микрогруппы на основной период.

Микрогруппы бывают временными (для организации, или проведения, или участия в отрядном деле) и постоянными ( для организации жизнедеятельности отряда в течение всей смены).

Микрогруппы могут иметь особые названия, это зависит от желания и фантазии ребят, от сюжета, который лежит в основе отрядной программы, от тематики смены (экипажи, отделы, творческие мастерские, звенья, компании, команды, группы и др.).

В случае необходимости состав микрогрупп может измениться, например, в середине основного периода.

В зависимости от содержания своей деятельности микрогруппы могут быть следующими:

– группы с чередованием традиционных поручений (редко используемая форма работы, в основном с младшим возрастом и на небольшой промежуток времени);

– группы «деятельностные» – их, как правило, называют творческими группами (формируются для подготовки и проведения какого-либо запланированного отрядного дела; при этом учитывается качественный состав групп, обращается внимание на разные способности ребят – лидерские, художественные и т.д.);

– инициативные группы – группы, сформированные для реализации какой-либо идеи, инициативы, выдвинутой в любой момент смены (такие группы появляются во второй половине смены, это референтные группы);

– группы по интересам – группы, которые формируются для реализации деятельности в каком-либо направлении (музыка, спорт, интеллектуальная деятельность, творчество и т.д.).

Формирование микрогрупп происходит на отрядном сборе-планировании, которому предшествует коллективно-творческая игра, цель которой – поиск информации о возможной полезной деятельности в «Орленке». Ответ на вопрос «Как формируются микрогруппы в отряде?» будет освещен далее.

Вопрос пятый: Микрогруппа – это тоже временный детский коллектив. Его развитие в течение смены подчиняется каким-то правилам, логике?

При организации работы отряда по микрогруппам нельзя забывать о логике развития временного детского коллектива. Потому жизнь и работа каждой малой группы в смене пройдет следующие периоды:

первые дни работы по микрогруппам – привыкание друг к другу в работе, притирка; решение микрогрупповых проблем. Задания предлагаются по инициативе вожатых, они должны быть интересными, не очень сложными и иметь яркий ощутимый результат;

– первая неделя основного периода – второй этап работы микрогрупп – реализация ребят в своем отряде. Ребята готовят дела, предложенные во время планирования, становятся организаторами жизни своего отряда. Вожатые помогают планировать работу микрогрупп на день, помогают ребятам освоить необходимые для подготовки и проведения дел прикладные и организационные навыки;

– вторая неделя основного периода – третий этап работы микрогрупп. Ребята пробуют проводить дела не только для своего отряда, но и для других отрядов, достаточно самостоятельно формулируют задания группам на день, исходя из плана работы отряда, пробуют самостоятельно планировать работу своей группы;

– третья неделя основного периода – четвертый этап работы микрогруппы – самостоятельное планирование работы группы на день, достаточно самостоятельное выполнение заданий и обеспечение условий для этого, умение привлекать помощников из других отрядов, специалистов лагеря, качественный анализ дня в группе;

– итоговый период – пятый этап работы микрогрупп – проведение итогового дела отряда, когда от сплоченности и качества действий каждой группы зависит общий успех для других отрядов лагеря.

Такая логика развития микрогрупп желательна, но на практике бывает иначе. Если ребятам удается работать только в своем отряде – пусть так и будет. Но постарайтесь помочь вашим ребятам ощутить успех и в других отрядах. Это и есть проверка готовности ваших ребят к самостоятельной работе дома.

Вопрос шестой: Как подготовиться к планированию?

Удачное планирование отрядной деятельности – 50% успеха смены. Успешность планирования зависит от качественной подготовительной работы вожатого, заключающейся в информировании подростка о возможностях смены.

Сбор информации, необходимой для планирования отрядной деятельности, можно осуществить с помощью игры «Разведка интересных дел» (РИД). Это название пришло к нам из далеких 60-х, а современный аналог этой игры называется «Открывая мир «Орленка».

«Открывая мир «Орленка»

Алена Лоскуткина, Александр Вознюк, Анатолий Дорошенко,

Елена Лаптева, Роман Тощаков, Лариса Медведева, «Звездный».

Цель: знакомство с программой детского лагеря на смену, возможностями «Орленка» для развития каждого участника смены, обогащение информационной культуры ребенка.

Предполагаемый результат:

– ребенок получит информацию о направлениях деятельности лагеря (устную и наглядную);

– ребенок обменяется информацией на уровне отряда, что будет способствовать развитию навыков самопрезентации;

– в отряде появится действующий уголок с оформленной информацией.

Подготовка в отряде: необходимо проинформировать ребят о содержании площадок; отряд делится на группы по количеству площадок. У ребят с собой должны быть блокноты и ручки.

Ход дела:

Отряды располагаются на Звездной площади. Разыгрывается сцена: Вожатый и ребенок. Вожатый проводит экскурсию для ребенка.

Вожатый: Ваня, мы с тобой находимся на Звездной площади. Именно здесь проходят линейки, и ты чувствуешь себя частью целого, большого. А вот там виднеется крыша обсерватории, на которую ведет Космическая лестница.

Ребенок: Стоп. Стоп. Я не успеваю запомнить. А так хочется!

Вожатый: А для этого в «Орленке» есть правило блокнота и ручки (вручает блокнот, ручку). Записывай. И запоминай. Это обязательно пригодится!

«Орленок» – это целый мир со своими законами, традициями, людьми. И познавать его можно бесконечно. Каждому он открывает свою грань, свою сторону. И у каждого есть масса возможностей в этом мире. Они разные: находить или терять, разрушать или создавать, открывать свой мир для других или жить для себя. У человека всегда есть выбор.

Ребенок: Ты знаешь, Рома, по-моему, я готовоткрывать мир, который меня окружает.

Вожатый: И мир «Орленка» готов открыть свои двери, впустить тебя, подарить все самое лучшее, научить дружить, искать единомышленников, радоваться каждому новому дню жизни.

Ребенок: Но «Орленок» такой огромный! Как же ты один расскажешь мне о нем?

Вожатый: Почему один? Есть множество людей, готовых помочь тебе. Каждый из них в совершенстве владеет знаниями, умениями в какой-то области. И сейчас ты выберешь, что тебя больше всего интересует, и полученные знания на этой станции откроют новые возможности для тебя.

Ребенок: Я понял, лучше узнать одно подробно, а потом поделиться с друзьями.

Вожатый: Молодец, Ваня, так мы и сделаем.

Итак, мы приветствуем:

– ведущих площадки «Горы зовут» – инструкторов по туризму. Здесь вы познакомитесь с возможностями природных условий Северного Кавказа, проверите свои знания в туризме, альпинизме.

– следующая площадка – «В здоровом теле…» Ее проводит врач п/л «Звездный». Врач расскажет вам о составляющих здорового образа жизни и как его вести.

Площадка «О, спорт, ты – мир!» Инструкторы по спорту познакомят вас с различными видами оздоровления, научат интересным видам зарядок, которые вы сможете провести уже завтра.

«Наполним музыкой сердца!» Ведут площадку музыкальные руководители нашего лагеря. Вы узнаете о песенной культуре «Орленка», о возможностях проявить свои таланты, способности.

«Золотые руки». За полтора часа вы научитесь невероятным умениям – создавать руками настоящие чудеса с помощью красок, бумаги и фантазии!

«Перекресток» – так называется социально-психологическая служба лагеря (СПС). Вы хотите узнать об опыте создания детской службы помощи или даже войти в нее? Хотите научиться познавать себя? Тогда эта площадка для вас!

– «Аптека для души» – так называют нашу библиотеку. Она таит в себе бесконечные возможности. Стоит только окунуться в мир книг и… встретиться с хранительницами этого чуда.

«Учение с увлечением» предлагает вам сегодня школа. Именно так называется площадка, которая находится в удивительной школе «Орленка». Учителя предлагают программу образования на период смены и много приятных сюрпризов.

«Сам себе… создатель». Площадку с таким названием проводят методисты «Орленка». Вас научат придумывать новые, интересные дела, игры, праздники, которые вы можете предложить своим друзьям по отряду.

«Войди в природу другом». Экскурсию по морю с таким названием подарит вам специалист-эколог «Орленка». Также вы узнаете об экологической ситуации Черноморского побережья.

«Удивительное рядом!» Экскурсию в природу «Орленка» вам предложит специалист по дендропарку нашего лагеря.

«Владеющий информацией…» Эта площадка для тех, кто чувствует себя журналистом или хочет этому научиться. Сотрудники редакции газеты «Салют, «Орленок!» готовы вам открыть секреты этой профессии.

Площадка «Команда XXI века» будет состоять из представителей 4 лагерей «Орленка», которые расскажут нам о программах, участниками которых они являются в рамках общей программы «Команда XXI века».

«Стремительный», «Комсомольский», «Олимпийский», «Дозорный», «Солнечный». Ребята, оказавшиеся на этой площадке, узнают историю, традиции, легенды лагеря.

Итак, вожатые с табличками проходят по каре, ваша задача – присоединиться к названию той площадки, которую вы хотели бы посетить.

Через полтора часа вы приходите в свои отряды и обмениваетесь информацией, оформляете стенд, используя тот материал, который вам подарят ведущие площадок. Ваши вожатые будут вас ждать на отрядных местах.

Всего доброго! До встречи!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: