Моделирование систем и процессов совместной деятельности людей имеет давнюю историю. Собственно из потребности как-то скоординировать действия между людьми и передать опыт своего существования на благо потомкам возникла человеческая речь. Человек научился выделять объекты окружающего мира (существительные), элементы действия (глаголы), их свойства (прилагательные), строить вербальные модели и согласовывать их друг с другом для осуществления совместной деятельности. На основе таких договорённостей стало возможным, в частности, разделение и специализация труда. В животных стаях тоже есть распределение ролей, но оно динамично меняется по мере усиления одних и ослабления других, и не передаётся по наследству.
Если задаться целью построить модель существования какого-либо коллектива людей, то за её основу можно взять три варианта подходов – структурный, функциональный или событийный. Разница заключается в том, что структурный подход в большей степени ориентирован на изучение объектов и связей между ними внутри системы, а функциональный, описывающий деятельность, более тесно связан с целями существования системы и её местом и ролью в окружающей систему среде. Соответственно, событийный подход направлен на выявление, фиксацию и изучение событий, управляющих изменениями процессов и объектов или свидетельствующих об этих изменениях (от простой историографии до сетевых моделей взаимосвязи событий).
При структурном подходе основу модели системы составляют её структурные единицы, субъекты и объекты, которые связаны друг с другом дугами, обозначающими определённые взаимодействия, движение предметов труда и информации. Такая модель удобна, например, для представления логистических цепочек. Однако в том случае, когда надо понять и оценить вклад различных подразделений в определённый конкретный результат деятельности системы в целом, эта модель мало, чем может помочь исследователю.
Событийные модели также нашли достаточно широкое применение в анализе и описании деятельности систем – достаточно указать на методологию такой науки, как история. Событийные модели состоят из узлов - событий и связей между ними, определяющих направление развития по логике и времени, основные характеристики правил, параметров и условий переходов, позволяют прекрасно учесть и представить фактор времени, провести формальный логический анализ причинно-следственных связей, рассчитать варианты развития ситуации во времени. Сетевые графики производства работ, модели логических схем и таблицы автоматов – также примеры событийных моделей. Недостаток – сложно отразить мотивы и цели, механизмы и причины превращения ресурса в результат.
Длительное время в науке управления господствовал функциональный подход, то есть, считалось, что фирма - это некий механизм, который обладает определённым набором функций. Функции распределяются среди подразделений, где их исполняют конкретные сотрудники в зависимости от своей специализации. Прекрасный пример функционального подхода – организация системы нашего здравоохранения. Функциональным моделям также присущи недостатки: модели не позволяют выявить взаимосвязь между отдельными действиями и их мотивами и целями, показать временнУю взаимосвязь и синхронизацию процессов.
Выход из ситуации – строить модели сквозных процессов выпуска продукции, услуг, внутренней организации и проч., протекающих на предприятии, так как они проходят через все подразделения, задействуют все службы и ориентированы на конечный результат. Каждый процесс при этом имеет своего владельца – субъекта, управляющего процессом и отвечающего за результат. Владелец, в свою очередь, имеет свою цель, которая для него является и критерием эффективности процесса - насколько оптимально данный процесс ведет к ее достижению. Цели владельцев процессов являются целями нижнего уровня, через реализацию которых достигаются цели верхнего уровня – цели всей системы. В соответствии с моделью процессов можно построить процессно-ориентированную систему, результатом деятельности которой будет достижение целей системы, увязанное с удовлетворением реальных потребностей внешней среды. Так, идеология современных систем автоматизации – ориентация на клиента, позволяет в принципе смоделировать сквозной процесс, результатом которого будет действительное удовлетворение потребностей заказчика и исполнителя, другое дело, что у каждой стадии этого процесса есть свои владельцы - разные субъекты с разными целями, особенно, если некоторые стадии процесса передаются на аутсорсинг
Современные средства моделирования, как правило, дают возможность построения и взаимной верификации всех рассмотренных типов моделей, причём господствует мнение, что в рамках только одного типа модели сложная организационная система в принципе не может быть представлена обозримо и адекватно (принцип полимодельности).






