Общие требования к модельным представлениям

Из теории моделирования известно, что объект В можно считать моделью объекта А, если изучение В позволяет делать достоверные суждения по поводу А с необходимой степенью точности.

Проще всего строятся структурные модели – только очень ленивый управленец не сможет нарисовать структуру подчиненного ему подразделения, конечно, если не обременять его спецификацией связей. Внешне просты для представления модели событийные, и снова – пока не потребуется объяснять причинно-следственные связи между событиями. Сложнее с моделированием деятельности. Можно сказать, что описание В процесса А является адекватной моделью А в том случае, если по этому описанию возможно воспроизвести А с повторяющимся в известном диапазоне допуска результатом.

Феномен деятельности человека нельзя рассматривать вне связи с целями, которые он перед собой ставит (или ему ставят), со смежной деятельностью других людей (субъектов процесса), с теми объектами, на которые эта деятельность направлена (предметы труда), со средствами, при помощи которых эта деятельность осуществляется (средства труда), с объективными результатами этой деятельности и её временными характеристиками, а также с тем, какие технологические, нормативные, правовые, этические и прочие рамки и правила эту деятельность регулируют. Эти основные аспекты в разных формах присутствуют во всех представленных на рынке методологиях моделирования бизнеса.

Приведённую схему считать моделью можно лишь очень упрощённо, поскольку здесь строго не определены основные компоненты и не специфицированы связи. Но даже если скрупулёзно определить все объекты, соблюсти спецификации и отношения между различными факторами, «повторяющийся в пределах допуска результат» достижим далеко не всегда.

Примером могут служить те же отечественные автомобили в сопоставлении с европейскими («Лада» - «Фиат»), или, наоборот, автомат Калашникова в сравнении с винтовкой М-16 (как образец вооружения).

Материальные и информ. ресурсы   Правила и ограничения   Цели
         
Деятельность А (во времени и пространстве) Событие А   Деятельность В (во времени и пространстве) Событие В   Деятельность С (во времени и пространстве) Событие С
         
Людские ресурсы   Средства труда   Объективный результат

Есть, видимо, ещё один компонент, не учитываемый в моделях, но неявно присутствующий в деятельности представителей того или иного социума, в последние годы получивший название «менталитет» - общий смысл существования, как он понимается участниками делового процесса. Этот трудно формализуемый компонент присутствует и в характеристиках людских ресурсов, и в правилах и ограничениях деятельности, и в целях, которые ставят перед собой люди, участвуя в деловых процессах. Видение людьми смысла своей деятельности и объединения в коллектив для себя и окружающей среды на определённом историческом отрезке времени называется миссией организационной системы.

Сущность метода декомпозиции. Варианты базисов

Следует иметь ввиду, что только очень примитивные системы могут быть достаточно подробно смоделированы сразу целиком, с сохранением приемлемой обозримости и в то же время подробности модели (некоторым аналогом может служить принципиальная схема какого-либо электронного устройства или сборочный чертёж механизма). В общем случае принято использовать приём последовательной детализации от общего вида к частностям до тех пор, пока не будет достигнут требуемый уровень точности суждений о системе по её модели. В системном анализе такой приём называется декомпозицией. Главным условием удачной декомпозиции системы является правильный выбор базиса, т.е. принципа выделения относительно обособленных частей целого. Выбор базиса определяется целями исследования. Существенным требованием при декомпозиции является минимизация количества, чёткая идентификация и описание разрываемых внутрисистемных связей.

При моделировании организационной системы возможны различные базисы декомпозиции. Вот наиболее распространённые подходы:

· по видам деятельности (схожие функции);

· по стадиям жизненного цикла продукта;

· по результату деятельности (продукту);

· по добавленной ценности для клиента;

· по субъектам (структурным единицам);

· по объектам;

· по ресурсам и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: