Статистика в психологии, статистические шкалы

Наиболее естественным путем, которым математика проникает в психологию, является математическая статистика. Современная статистика является разделом математики.

Правильное применение статистики позволяет психологу

1)доказывать правильность и обоснованность используемых методических приемов и методов

2)строго обосновывать экспериментальные планы

3)обобщать данные эксперимента

4)находить зависимости между экспериментальными данными

5)выявлять наличие существенных различий между группами испытуемых (например, экспериментальными и контрольными)

6)строить статистические предсказания

7)избегать логических и содержательных ошибок и многое другое.

Статистика – это только инструментарий, помогающий психологу эффективно разбираться в сложном экспериментальном материале. Наиболее важным в любом эксперименте является четкая постановка задачи тщательное планирование эксперимента построение непротиворечивых гипотез.

В своей работе психолог достаточно часто сталкивается с проблемой измерения индивидуально психологических особенностей. Для этого в психодиагностике разрабатываются специальные измерительные процедуры, в том числе и тесты. Помимо того, в психологии широко используются экспериментальные методы и модели исследования психических феноменов в познавательной и личностной сферах. Это могут быть модели процессов познания (восприятия, памяти, мышления) или особенности мотивации ценностных ориентации личности и др.

Главное заключается в том, что в ходе эксперимента изучаемые характеристики могут получать количественное выражение. Количественные данные, полученные в результате тщательно спланированного эксперимента, по определенным измерительным процедурам используются затем для статистической обработки.

Измерение в самом широком смысле может быть определено как приписывание чисел объектам или событиям, которое осуществляется по определенным правилам. Эти правила должны устанавливать соответствие между некоторыми свойствами рассматриваемых объектов с одной стороны и ряда чисел с другой.

Измерение – это процедура с помощью которой измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает численное выражение в определенном масштабе или шкале.

В каждом конкретном случае измерение является операцией, с помощью которой экспериментальным данным придается форма связного числового сообщения. Именно закодированная в числовой форме информация позволяет использовать математические методы и выявлять то, что без обращения к числовой ин­терпретации могло бы остаться скрытым, кроме того, числовое представление объектов или событий позволяет оперировать сложными понятиями в более сокращенной форме. Именно это и является причиной использования измерений в любой науке, в том числе и психологии.

Любой вид измерения предполагает наличие единиц измерения. В физике и других естественнонаучных дисциплинах используют основные и производные единицы измерения. Основных единиц измерения относительно немного: в Международной системе единиц (СИ) это килограмм (кг) – единица массы, метр (м) – единица расстояния, секунда (с) – единица времени, градус Кельвина (°К) – единица температуры, ампер (А) – единица силы тока, кандела (кд) – единица силы света и моль – единица количества вещества. Все остальные единицы (скорость, плотность, освещенность, давление и др.) являются производными и выводятся из основных единиц измерения.

Кроме общепринятых (международных) единиц измерения, иногда применяются и традиционные (национальные) единицы (фунты, унции, дюймы, ярды, футы и пр.), использование которых в научных исследованиях весьма ограниченно.

Наряду с десятичной системой счисления, которая является наиболее распространенной, некоторые единицы вычисляются в шестидесятиричной системе, ведущей свое начало из Ассирии и Вавилона. В этой системе вычисляются интервалы времени (часы, минуты), а также угловые меры (угловые градусы, минуты и секунды). Несмотря на некоторые неудобства, возникающие при переводе единиц измерения из шестидесятиричной системы в десятичную, вавилонско-ассирийская система настолько прочно вошла в наше сознание, что менять ее на сегодняшний день, по-видимому, не имеет смысла.

Психологи в своих измерениях пользуются условными единицами («сырыми» баллами, стенами и т. д.). Так, при использовании большинства тестов-опросников в качестве единицы измерения выступают ответы «да» или «нет». Исследуемое же свойство вычисляется на основе соотношения этих ответов (их суммы, разности и т. п.). При выполнении «интеллектуальных» тестов в качестве единицы измерения выступает решение каждой отдельной задачи (выполнение отдельного задания), а исследуемый признак (коэффициент интеллекта и пр.) определяется по числу выполненных заданий.

Впервые в более или менее современном виде мысль о принципиальной возможности измерения психических явлений, процессов и состояний высказал известный немецкий философ Густав Теодор Фехнер (1801–1887). В своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» он писал так: «...трудно возразить против того, что духовное вообще подчинено количественным отношениям. Ведь можно говорить не только о большей или меньшей силе ощущения, но и о разной силе влечений, о том, что существует большая или меньшая степень внимания, живости воспоминаний или образов фантазии, ясности сознания в целом, а также интенсивности отдельных мыслей... Таким образом, высшее духовное не в меньшей степени, чем чувственное... может быть охарактеризовано количественно» (Fechner, 1966).

Несмотря на длительную полемику по поводу возможности количественного описания психических явлений, процессов и состояний, которая развернулась после выхода в свет книги Фехнера, на сегодняшний день трудно представить психологическую науку без измерения. Психофизика, психофизиология, психометрика, психодиагностика – вот далеко не полный перечень психологических дисциплин, в которых измерение является необходимейшим инструментом.

Психологические переменные за единичными исключениями не имеют собственных измерительных единиц. Поэтому в большинстве случаев значение психологического признака определяется при помощи специальных измерительных шкал.

Шкала в широком понимании этого слова представляет собой упорядоченную совокупность данных. Другими словами, если в психологическом эксперименте (наблюдении, опросе и т. д.) мы получаем какие-либо результаты (данные) и определенным образом упорядочиваем их, то мы конструируем шкалу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: