Типология государства

До недавнего времени формационный подход к типологии государства считался единственно верным, поскольку был разработан классиками марксизма-ленинизма. Выяснение типа государства основывается на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства.

Для определения типа государства необходимо определиться по трем направлениям:

■ какому типу производственных отношений, общественно-экономической формации соответствует данное государство;

■ интересы какого класса государство проводит в жизнь;

■ каким является социальное назначение данного государства.

Выделяют четыре типа государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. При этом первые три типа охватываются понятием «эксплуататорское государство». Социалистическое государство рассматривалось как государство нового типа, государство не в собственном смысле или полугосударство.

В процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Буржуазное государство как последний тип эксплуататорского государства подлежит слому, а социалистическое государство постепенно должно отмереть.

Формационный подход можно признать в достаточной степени полезным при анализе рабовладельческого и феодального типов государства. Что касается буржуазного государства, то формационная типология не смогла учесть те изменения, которые произошли в сущности этого типа государства в XX веке. Были проведены меры по перераспределению доходов, социальной защите населения, введены жесткие процедуры рассмотрения разногласий между социальными слоями общества.

Недостатком формационного подхода является запрограммированность развития типов на длительную перспективу. Попытка создания социалистического государства в целом не увенчалась успехом, так как эксплуатация одного класса другим превратилась в эксплуатацию всего народа со стороны государства и чиновничьего аппарата. Наконец, формационный подход абсолютизирует экономические факторы в развитии государства.

В рамках цивилизационного подхода к типологии государства существует несколько научных течений. Они используют разные критерии для выделения типов государства. Чаще всего в качестве критерия выступают ступени научно-технического прогресса, жизненного уровня населения. Так, очень распространенной является «теория стадий экономического роста» (автор – американский социолог Уолт Ростоу). Все общества и, соответственно, государства можно отнести к одному из пяти стадий (типов). Первая стадия – это общество, которое основано на очень низком уровне науки и техники, с преобладанием сельского хозяйства (традиционное общество). Вторая стадия – трансформация традиционного общества в период закладывания основ для «сдвига», прежде всего развитие обрабатывающие промышленности. Третья стадия – это «сдвиг», «взлет» научно-технического развития и в промышленности, и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия – пора «зрелости» – когда на основе научно-технических достижений достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. Пятая стадия – период «высокого уровня массового потребления». То есть в соответствии с концепцией У. Ростоу в конце концов возникает «государство всеобщего благоденствия». На этой стадии, по мнению Ростоу, находились только высокоразвитые капиталистические государства, а СССР вступил в четвертую стадию («зрелость»).

К теории стадий экономического роста близки теории «менеджеризма», «единого индустриального общества» и др. Согласно этим концепциям, в современный период отпала необходимость в революционном изменении условий общества, так как научно-техническая революция заменяет социальную революцию, совершая необходимые социальные преобразования.

Существует и «теория конвергенции» (А. Д. Сахаров), чья суть в сближении и воплощении в едином типе государства всего лучшего, что было в социалистическом и капиталистическом типах.

Иное направление цивилизационного подхода – это концепция цивилизации (А.Тойнби), под которой понимается замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков. В истории соответственно выделяются более 20 цивилизаций, не связанных между собой общими закономерностями развития (древнеримская, древнегреческая, славянская, мусульманская и т.д.). При этом смешиваются понятия общества и государства.

Таким образом, цивилизационный подход к типологии государства учитывает совершенно разнообразные факторы, начиная с научно-технических и кончая культурными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: