Правовое государство и гражданское общество

Механизм государства – это система специально формируемых об­разований, в которых материализуется государственная власть и через которые она оказывает свое воздействие на общественные отношения, на сознание, психологию и поведенческие установки их участников.

Механизм каждого государства един, поскольку он организован и дей­ствует на одних и тех же принципах, связан со всеми юридически значимыми сторонами жизни общества и обеспечивает оказание на них комплексного государственного воздействия. В то же время он достаточно сложен, состоит из разнопорядковых частей, образований, каждое из которых выполняет определенные задачи.

Как всякое системное образование, государственный механизм имеет свою структуру. Она состоит из:

§ выборных учреждений и должностных лиц;

§ их аппарата,

§ постоянно действующих органов с аппаратом, где работают преимущественно назначаемые люди;

§ вооруженных сил,

§ тюрем и иных мест лишения свободы по основаниям, указанным в законе.

В другой плоскости структуры государственного механизма выделяются:

y во-первых, предста­вительные,

y во-вторых, исполнительные,

y в-третьих, судебные,

y в-четвертых, надзорные (контрольные) учреждения со своими должностными лицами и аппаратами.

Механизм государства, кроме того, по своей структуре иерархичен. Большинство элементов этой структуры состоят из звеньев, расположенных на разных уровнях по вертикали и каким-то образом соподчиненных друг другу. Это касается как представительных, так и исполнительных ветвей власти. Судебные учреждения тоже имеют вертикальные звенья, отличающиеся друг от друга не только по кругу рассматриваемых дел, но и по полномочиям кассационного и надзорного порядков.

Правовое государство —это такая форма организации деятельности публичной политической власти и ее взаимоотношений с индивидами, которая основана на господстве права. Концептуально и наиболее полно теория правового государства была впервые сформулирована представителем классической немецкой философии И. Кантом. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой юридической литературе в первой половине XIX века в работах Велькера, Фон Моля и др. Кри­тикуя феодальное государство как полицейско-бюрократическое, в котором царит произвол над человеком и его правами, свой идеал мыслители видели в правовом государстве. В основе такого государства, считали они, должна быть свобода личности с ее неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами. Взаимодействие личности и государства основывается на праве, верховенстве закона. Государственный аппарат должен быть устроен таким образом, что никакой орган государства не может узурпировать, присвоить себе всю государственную власть в ущерб правам человека и другим ветвям власти.

В современном правоведении под правовым государством понимается демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека.

Как следует из данного определения, в правовом государстве в числе основных признаков выделяются следующие:

1. Верховенство права над государственной властью, означающее недопустимость произвольного, не основанного на Конституции и других законах, вмешательства государства в жизнь общества.

2. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

3. Гарантированность прав и свобод.

4. Взаимная ответственность гражданина и государства. Верховенство закона в правовом государстве означает следующее:

1) законы, как акты высшей юридической силы, содержат исходные, первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;

2) органы государства, действуя на основе законов и в рамках, установленных ими, призваны обеспечить неукоснительное исполнение закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех препятствий на пути их реализации. При этом государственные органы могут делать лишь то, что им прямо и непосредственно разрешено законом;

3) все нормативно-правовые акты, принимаемые на основе и в развитие законов, не могут им противоречить. В случае противоречия подзаконного нормативного акта закону действует закон как акт высшей юридической силы.

Для правового государства характерно разделение властей. Разделение властей — это принцип, в соответствии с которым в государстве должны существовать независимые друг от друга власти, выступающие относительно друг друга в качестве своеобразных противовесов. Это — законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная — правительству, а судебная — суду. Суть данного требования состоит в том, чтобы не допустить сосредоточения власти в руках одного лица или небольшой группы лиц и тем самым предотвратить возмож­ность ее использования одними людьми во вред другим.

Главным в правовом государстве является реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизма их полной гарантированности и всесторонней защищенности, проведение в жизнь принципа оптимального сочетания прав и свобод граждан с их конституционными обязанностями.

Весьма важным для правового государства является также не только создание, но и поддержание в обществе режима демократии, законности и конституционности.

Соблюдение перечисленных требований обеспечивает свободное положение человека в обществе, равенство всех перед законом, правовую защиту законных интересов всех субъектов права.

Притягательная сила и демократичность идеи правового государства привели к ее законодательному закреплению. Например, в Конституции Испании 1978 г. в п. 1 ст. 1 провозглашено, что Испания—это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого является свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм». Идея правового государства закреплена также в Основном законе ФРГ 1949 г., в ст. 20 и 28 которого провозглашено, что «Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством», а также то, что «конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего основного закона». Косвенное закрепление идея правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высокоразвитых индустриальных государств.

В ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашается демократическим федеративным правовым государством. К сожалению, в настоящее время степень действительного внедрения черт правовой государственности в российские политические структуры далека от подлинного осуществления идеи правового государства. В России все еще не обеспечено верховенство закона.

В Российской Федерации существуют эффективные нормы защиты человека от произвола государства, однако граждане России далеко не всегда могут безболезненно, в короткие сроки восстановить свои нарушенные права, защитить свои законные интересы.

Помимо объективных сложностей переходного периода, все это объясняется тем, что государственные местные органы не используют весь имеющийся в их распоряжении арсенал организационных и юридических методов для защиты прав граждан, для оказания им правовой помощи. До сих пор многие из этих органов все еще не могут привыкнуть к тому, что не только граждане, но и власть ограничена правом.

Не адаптировались к новой обстановке, складывающейся в России, и многие граждане, которые не знают, как в новых условиях отстаивать свои права, к кому обращаться в тех или иных случаях, каковы обязанности различных государственных органов в отношении защиты прав граждан. Государственные и местные органы, в свою очередь, не оказывают необходимой помощи гражданам в ориентации их в окружающей социальной среде. То, что в России нет пока полноценного демократического, правового государства, признал в выступлении перед парламентом Президент РФ, представляя свое первое Послание Федеральному Собранию 24 февраля 1994 года. Построение правового государства в России потребует больших усилий со стороны как государства, так и всех его граждан.

Необходимым условием демократизации всех сфер общест­венной жизни является формирование гражданского общества.

Термин «гражданское общество» и обозначаемое им понятие принадлежит Аристотелю. Раскрывая в своей «Политике» смысл понятия «гражданин», он говорит о совокупности граждан, гражданском сообществе, которое возможно лишь в таком государстве, где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы».

В отечественной юридической науке о гражданском обществе, равно как и о правовом государстве, стали говорить лишь несколько лет назад, поскольку в условиях тоталитаризма гражданское общество поглощалось государством и сам термин отвергался как относящийся к буржуазной науке.

Под гражданским обществом понимается совокупность негосударственных экономических, социальных, нравственных, религиозных и иных отношений и институтов в обществе.

Гражданское общество — это область существования и деятельности свободных граждан, их ассоциаций и организаций, огражденных от прямого вмешательства и произвольного регулирования их деятельности со стороны государства.

Признаками гражданского общества являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; самоуправляемость; конкуренция образующих его структур и различных групп людей; свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм; наличие в обществе независимых владельцев средств производства, свободных от вмешательства государства в их деятельность; развитость и разветвленность демократии; высокое политическое и правовое сознание людей.

Обязательным условием существования гражданского общества является наличие правового государства, действие принципа разделения властей, связанность законом самого государства и его органов, разграничение полномочий государственных и негосударственных органов.

Структурными элементами гражданского общества являются собственность, свободный труд, предпринимательство, общественные объединения, религия, воспитание, негосударственное образование, культура, семья, негосударственные средства массовой информации.

Становление гражданского общества — это непрерывный процесс, в течение которого одновременно развиваются и гражданское общество, и государство, и общество в целом.

Гражданское общество является определяющим по отношению к своему государству, поскольку всякое государство — это концентрированное выражение и воплощение общества. Структуры гражданского общества способны оказать воздействие прежде всего на правотворческую деятельность государства посредством обсуждения законопроектов, внесения в них дополнений, изменений или путем предложения новых. Правоисполнительная деятельность государства также является сферой активного влияния структур гражданского общества на государство. Оценивая те или иные экономические мероприятия, проводимые правительством, общественные организации способны донести до его сведения интересы той или иной части населения и заставить действовать в интересах граждан.

Гражданское общество и государство представляют собой понятия, которые отражают различные стороны жизни общества. Если содержание деятельности государства составляет реализации общезначимых интересов социальных групп, классов, а средствами их реализации служат власть, принуждение, право, то содержание деятельности гражданского общества составляет реализация повседневных интересов индивидов, а средством их реализации являются правовые и моральные нормы, убеждения, традиции, обычаи и т. п.

Задачами правового государства по отношению к гражданскому обществу являются обеспечение равных и справедливых возможностей для всестороннего развития личности, достижения благосостояния человека и общества; охрана труда и здоровья населения; установление минимального уровня заработной платы, обеспечение поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых, развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты; проведение гуманной демографической политики, обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования.

Вопросы по теме:

1. Определите значение курса «Правоведение» для студентов, обучающихся по экономическим наукам.

2. Классифицируйте юридические дисциплины.

3. Охарактеризуйте предмет дисциплины «Правоведение».

4. Что из себя представляет методология курса «Правоведение» для экономистов?

5. Какова философская основа методологии правоведения?

6. Проанализируйте частные методы правоведения.

7. Дайте понятие государства. Какова его сущность?

8. Назовите теории происхождения государства.

9. Охарактеризуйте политическую систему общества. Какова ее внутренняя структура?

10. Дайте понятие функций государства.

11. Классифицируйте функции государства.

12. Что такое типология государства? Назовите основные подходы к типологии государства.

13. Охарактеризуйте форму государства и ее составляющие.

14. Каким представляется состав механизма государства?

15. Назовите основные признаки правового государства.

16. Перечислите основные принципы гражданского общества.

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: