Форма государства

Под формой государства следует понимать организацию и устройство государственной власти. Организация государствен­ной власти и ее устройство характеризуются, во-первых, определенным порядком образования и организации высших го­сударственных органов; во-вторых, способами территориально­го устройства государства, организации и отношений централь­ной и местной власти; в-третьих, приемами и методами осу­ществления государственной власти. Поэтому понятие формы государства складывается из трех основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государ­ственного (политического) режима.

Под формой правления понимаются организация верховной государственной власти, ее органов, структура, порядок образова­ния этих органов, их взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании данных органов.

По формам правления государства подразделяются на мо­нархии и республики.

Государство, в котором власть монарха признается неог­раниченной, представляет собой по форме абсолютную монар­хию (самодержавная Россия, Саудовская Аравия). Если помимо монарха в государстве есть и другой высший орган (например, парламент), то оно является ограниченной монархией (Велико­британия).

Республика представляет собой такую форму правления, ког­да верховная власть принадлежит представительному органу — парламенту, избираемому на определенный срок. Республики бывают двух видов — парламентские и президентские.

Парламентская республика (Италия, Австрия) характеризует­ся тем, что высший представительный орган страны обладает правом не только принимать законы, но и формировать пра­вительство и контролировать его деятельность.

Президентская республика характеризуется сосредоточением в руках президента функций главы государства и главы испол­нительной власти (Российская Федерация, США).

Под формой государственного устройства понимаются адми­нистративно-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между частями государства, между централь­ными и местными органами.

Существуют две основные формы государственного устрой­ства — унитарная (простая) и федеративная (сложная) формы соединения государств. Существует и такая форма межгосудар­ственного устройства, как конфедерация.

Унитарное государство — это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных об­разований на правах его членов.

Территория унитарного государства делится на админист­ративно-территориальные единицы (области, края, округа и т. п.). В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган госу­дарственной власти, одно правительство и т. д. (Франция, Эсто­ния, Болгария).

Федерация (США, Россия, Индия) представляет собой союз отдельных государств — членов федерации. Наряду с общими для членов федерации федеральных высших органов государ­ственной власти и управления аналогичные органы имеются в каждом государстве, входящем в федерацию.

Российская Федерация в настоящее время состоит из 89 субъектов. Это 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В настоящее время на территории России проживает более 140 народов, составляющих межнациональный народ Рос­сийской Федерации.

Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, округа являются равноправными субъек­тами Российской Федерации. Различия наблюдаются лишь в формах нормативных актов, которыми закрепляется правовой статус субъектов Федерации. Республики в составе РФ имеют право принимать собственные конституции, не противоречащие Конституции РФ, а остальные субъекты — Уставы, которые по своей юридической силе являются конституционными актами субъектов Федерации.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, об­разованные как по национальному (национально-территориаль­ному) принципу (республики, автономную область, автономные округа), так и по территориальному (края, область, города Москва и Санкт-Петербург).

Помимо норм Конституции, государственное устройство России определяется нормами Федеративного Договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный Договор состоит из «До­говора о разграничении предметов ведения между федераль­ными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» от 31 марта 1992 г.; «Протокола к федеративному договору»; «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами краев, областей, го­родов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; «Договора о разграниче­нии полномочий между федеральными органами государствен­ной власти Российской Федерации и органами власти автоном­ной области, автономных округов в составе Российской Феде­рации» от 31 марта 1992 г.

Согласно Постановлению Съезда народных депутатов Рос­сийской Федерации «О федеративном договоре» от 10 апреля 1992 г., в Конституцию РФ было включено составной частью содержание Федеративного Договора.

Конституция РФ 1993 г. по существу подтверждает консти­туционный характер и действие федеративного договора, хотя и не включает его в содержание Конституции. Статья 71 оп­ределяет исключительные полномочия России, статья 72 содер­жит перечень предметов совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации. В отношении компетенции самих субъ­ектов Конституция лишь формулирует правило, согласно кото­рому все то, что не отнесено к полномочиям исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, отнесено к ведению самих субъектов Федерации.

Конфедерация представляет собой союз суверенных госу­дарств. Такой союз заключается для достижения определенных экономических, политических и иных целей. Конфедерация ха­рактеризуется тем, что принимаемые на уровне конфедерации законы действуют на территории отдельного государства толь­ко после их одобрения, принятия соответствующим компетент­ным органом этого государства. Каждый член конфедерации имеет собственную конституцию, систему органов государст­венной власти, армию, правосудие.

Политический режим означает совокупность приемов и ме­тодов осуществления государственной власти, характеризую­щую политическую обстановку в стране, то есть степень поли­тической свободы в обществе, состояние правового положения личности.

Политический режим является важнейшей частью формы государства и бывает двух видов: демократический и антидемок­ратический.

Демократический режим предполагает признание за гражда­нами широких прав и свобод, наличие легально действующих оппозиционных партий, формирование правительства теми пар­тиями, которые одержали победу на соответствующих выборах, и другое. Для характеристики формы государства важное зна­чение имеет понятие демократии. Демократия, или народовла­стие, составляет основу любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государ­ства в том случае, если законодательная власть в нем представ­лена коллегиальным органом, выбранным народом, если осу­ществляются закрепленные законодательством широкие соци­ально экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальной принадлежности, имуществен­ного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.

Следует различать понятия «непосредственная (прямая) демо­кратия» и «представительная демократия». Непосредственная де­мократия означает прямое участие населения в решении госу­дарственных вопросов, например, путем референдума — всена­родного голосования. Представительная демократия — это участие народа в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов.

Для антидемократического режима характерно господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод, резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам, как правило, общий низкий экономический уровень жизни основных слоев населе­ния, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике (например, фашизм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: