Под формой государства следует понимать организацию и устройство государственной власти. Организация государственной власти и ее устройство характеризуются, во-первых, определенным порядком образования и организации высших государственных органов; во-вторых, способами территориального устройства государства, организации и отношений центральной и местной власти; в-третьих, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому понятие формы государства складывается из трех основных элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного (политического) режима.
Под формой правления понимаются организация верховной государственной власти, ее органов, структура, порядок образования этих органов, их взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании данных органов.
По формам правления государства подразделяются на монархии и республики.
Государство, в котором власть монарха признается неограниченной, представляет собой по форме абсолютную монархию (самодержавная Россия, Саудовская Аравия). Если помимо монарха в государстве есть и другой высший орган (например, парламент), то оно является ограниченной монархией (Великобритания).
|
|
Республика представляет собой такую форму правления, когда верховная власть принадлежит представительному органу — парламенту, избираемому на определенный срок. Республики бывают двух видов — парламентские и президентские.
Парламентская республика (Италия, Австрия) характеризуется тем, что высший представительный орган страны обладает правом не только принимать законы, но и формировать правительство и контролировать его деятельность.
Президентская республика характеризуется сосредоточением в руках президента функций главы государства и главы исполнительной власти (Российская Федерация, США).
Под формой государственного устройства понимаются административно-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между частями государства, между центральными и местными органами.
Существуют две основные формы государственного устройства — унитарная (простая) и федеративная (сложная) формы соединения государств. Существует и такая форма межгосударственного устройства, как конфедерация.
Унитарное государство — это простое, единое государство, которое не имеет в своем составе иных государственных образований на правах его членов.
Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы (области, края, округа и т. п.). В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т. д. (Франция, Эстония, Болгария).
|
|
Федерация (США, Россия, Индия) представляет собой союз отдельных государств — членов федерации. Наряду с общими для членов федерации федеральных высших органов государственной власти и управления аналогичные органы имеются в каждом государстве, входящем в федерацию.
Российская Федерация в настоящее время состоит из 89 субъектов. Это 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. В настоящее время на территории России проживает более 140 народов, составляющих межнациональный народ Российской Федерации.
Республики, края, области, города федерального значения, автономная область, округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Различия наблюдаются лишь в формах нормативных актов, которыми закрепляется правовой статус субъектов Федерации. Республики в составе РФ имеют право принимать собственные конституции, не противоречащие Конституции РФ, а остальные субъекты — Уставы, которые по своей юридической силе являются конституционными актами субъектов Федерации.
В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономную область, автономные округа), так и по территориальному (края, область, города Москва и Санкт-Петербург).
Помимо норм Конституции, государственное устройство России определяется нормами Федеративного Договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный Договор состоит из «Договора о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» от 31 марта 1992 г.; «Протокола к федеративному договору»; «Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; «Договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» от 31 марта 1992 г.
Согласно Постановлению Съезда народных депутатов Российской Федерации «О федеративном договоре» от 10 апреля 1992 г., в Конституцию РФ было включено составной частью содержание Федеративного Договора.
Конституция РФ 1993 г. по существу подтверждает конституционный характер и действие федеративного договора, хотя и не включает его в содержание Конституции. Статья 71 определяет исключительные полномочия России, статья 72 содержит перечень предметов совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации. В отношении компетенции самих субъектов Конституция лишь формулирует правило, согласно которому все то, что не отнесено к полномочиям исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, отнесено к ведению самих субъектов Федерации.
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств. Такой союз заключается для достижения определенных экономических, политических и иных целей. Конфедерация характеризуется тем, что принимаемые на уровне конфедерации законы действуют на территории отдельного государства только после их одобрения, принятия соответствующим компетентным органом этого государства. Каждый член конфедерации имеет собственную конституцию, систему органов государственной власти, армию, правосудие.
|
|
Политический режим означает совокупность приемов и методов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, то есть степень политической свободы в обществе, состояние правового положения личности.
Политический режим является важнейшей частью формы государства и бывает двух видов: демократический и антидемократический.
Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, наличие легально действующих оппозиционных партий, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах, и другое. Для характеристики формы государства важное значение имеет понятие демократии. Демократия, или народовластие, составляет основу любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальной принадлежности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.
Следует различать понятия «непосредственная (прямая) демократия» и «представительная демократия». Непосредственная демократия означает прямое участие населения в решении государственных вопросов, например, путем референдума — всенародного голосования. Представительная демократия — это участие народа в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов.
Для антидемократического режима характерно господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности, сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод, резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам, как правило, общий низкий экономический уровень жизни основных слоев населения, акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике (например, фашизм).
|
|