double arrow

ВИДЫ И ИСТОЧНИКИ ВОЗДЕЙСТВИЙ АВТОТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА


Рассмотрим основные виды воздействия АТК на окружающую среду (рис. 26.3).

Потребление природных ресурсов.Для изготовления легкового автомобиля используется 1,5-2 т различных материалов, сырьем для производства которых являются невозобновляемые природные ресурсы, в том числе: сталь и чугун - 67%; цветные и тяжелые металлы - 9; пластики и композиты - 8; жидкости, масла и смазки - 6; резина - 4; стекло - 3; прочие - 3%.

Автомобильный парк России ежегодно потребляет около 150 млн т атмос­ферного кислорода (в среднем 5-6 т на один автомобиль парка), а автопарк США расходует кислорода в 2 раза больше его естественного прироста на территории этой страны.

Ежегодное потребление воды, расходуемой предприятиями АТК на произ­водственные и хозяйственные нужды в России, составляет 80-100 м3 на один легковой автомобиль парка и 250-300 м3 на один грузовой автомобиль или ав­тобус.

Развитие автомобильного транспорта с каждым годом увеличивает площадь отчуждаемой земли, используемой для размещения АТП, СТО, АЗС, стоянок и постоянно растущей дорожной сети.

Например, для комплексных АТП средняя площадь земельного участка, приходящаяся на один грузовой автомобиль средней грузоподъемности, составляет 163 м3, а площадь стоянок на один грузовой и один легковой автомобили -соответственно 33 и 23 м2.

Выбросы тепла, парниковых газов и озоноразрушающих веществ.При сго­рании 1 кг автомобильного топлива образуется в среднем 2,7 кг С02, который, скапливаясь в верхних слоях атмосферы, усиливает так называемый парниковый эффект.




При работе один среднестатистический автомобиль выделяет в окружающую среду около 70 тыс. МДж тепла в год, что усугубляет действие парникового эф­фекта.

В ходе функционирования АТК в атмосферу выбрасываются хлодоны и гал­лоны, использующиеся в автомобильных кондиционерах, рефрижераторных уста­новках и системах пожаротушения и разрушающие озоновый слой.

Акустическое загрязнение.В крупных городах России уровни шума на магистралях достигают 78-85 дБ Л, а в жилых помещениях (при санитарной норме 40 дБ А) - 55-63 дБ А. Основными источниками шумов являются автотранспорт­ные потоки, доля которых в общем уровне городского шума составляет 60-80%.

Источниками шума в движущемся автомобиле являются двигатель и его системы впуска и выпуска, коробка передач и другие агрегаты трансмиссии, под­веска, шины и взаимодействие с потоком встречного воздуха. Согласно действую­щим нормам (ГОСТ 27436-87), допустимый уровень внешнего шума одного нового автомобиля составляет:



• легковой - 80 дБ А;

• грузовой с полной массой до 3,5 т - 81 дБ Л;

• грузовой с полной массой свыше 3,5 т - 86 дБ А;

• автобус с полной массой до 3,5 т - 81 дБ Л;

• автобус с полной массой свыше 3,5 т - 82 дБ А.

Уровень внешнего шума автомобилей, находящихся в эксплуатации, особенно имеющих значительные наработки, как правило, выше, чем у нового. Однако он пока не нормирован.

Загрязнение воздушного бассейна.Основными источниками загрязнения воз­душного бассейна являются токсичные вещества, выбрасываемые с ОГ, картерные газы и топливные испарения. Последние включают: испарения из системы питания автомобиля (0,6-1,4 л бензина в сутки), испарения при заправке автомобиля (1,4 гна 1 л заливаемого топлива) и испарения при хранении топлива (55-70 г на 1 т в сутки).

В атмосферу выбрасывается также значительное количество других токсичных веществ: продукты износа дорожных покрытий и шин, образующиеся в процессе движения автомобилей (соответственно 10-12 кг и 8-10 кг на один средне­статистический автомобиль в год), а также продукты износа тормозных накладок, содержащих 30% асбеста и 5% свинца (1,0-1,5 кг на один автомобиль в год). Доля выбросов в атмосферу с ОГ автомобилей в ходе производственной деятельности предприятий АТК (маневрирование на территории АТП, СТО, гаражей, стоянок и др.) незначительна и составляет 1-3% от общих выбросов всего автопарка.

Загрязнение водного бассейна.Основными источниками загрязнения водного бассейна являются сточные воды от мойки автомобилей, содержащие взвешенные

сопровождается ооразованием большого количества промышленных отходов. Наиболее распространенными являются: отработанные масла и смазки, технические жидкости, осадки водоочистных установок; металлический, в том числе свинцовый, лом, отработавшие свой срок автомобильные шины и аккумуляторы, отходы красок, шламы и шлаки. Около 70% образующихся в процессе производства отходов представляют собой вторичное сырье, которое необходимо собирать и использовать.






Сейчас читают про: