11. Модель «экономического человека», описывающая поведение индивида в экономике, впервые была предложена представителями школы классической политэкономии.
12. Разницу между зарплатой шахтеров и школьных учителей, вероятнее всего, будет изучать специалист в области макроэкономики.
13. Когда экономисты высказывают нормативные суждения о рынке, они просто устанавливают факты относительно цен, объемов производства, доходов и занятости.
Ответы:
1. нормативное;
2. позитивное;
3. нормативное;
4. позитивное;
5. макроэкономика;
6. микроэкономика;
7. макроэкономика;
8.а; 9.б; 10.а; 11.н; 12.н; 13.н.
Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Учебные цели:
· уметь формулировать основные потребности человека и осуществлять их классификацию;
· понимать, в чем суть проблемы ограниченности ресурсов и почему она имеет относительный характер;
· уметь выделять из всех видов ресурсов те из них, которые относятся к факторам производства, знать классификацию факторов производства и виды доходов, получаемых собственниками факторов производства;
· знать, что такое экономические блага, и уметь отличать их от неэкономических (свободных) благ,
· уметь объяснять, что такое альтернативная стоимость, иллюстрируя свои объяснения примерами из окружающей действительности;
· уметь использовать график кривой производственных возможностей для нахождения альтернативной стоимости увеличения производства одного из товаров, для определения точек эффективного и неэффективного использования ресурсов, точек объемов производства, невозможного при заданном количестве и качестве ресурсов;
· уметь определять основные рыночные институты;
· уметь выделять экономических агентов и понимать механизм взаимосвязи между ними.
· уметь анализировать схему кругооборота товаров, услуг и доходов в условиях государственного вмешательства;
· представлять что такое собственность, экономический смысл категорий «владение», «пользование», «распоряжение»;
· знать, что такое частная собственность в функциональном и субъектном понимании, уметь охарактеризовать ее роль в жизни общества;
· уяснить экономический смысл категории «рынок», понимать какова роль цены в развитии рыночной экономики, уметь охарактеризовать основные формы рыночных сделок;
· понимать, что такое экономическая система, видеть различия в способах решения основных экономических проблем, стоящих перед каждой системой.
ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ, ВЫБОР