Контрольные вопросы:
1. Как соотносятся между собой фирмы и рынок?
2. Что такое трансакционные издержки и почему без них в экономике никогда бы не появились фирмы?
3. Объясните, почему фирма стала господствующей формой организации производства в рыночной экономике.
4. Чем определяются оптимальные размеры фирмы? Где проходит граница ее эффективности?
5. Почему существует рынок, если фирмы позволяют устранять определенные затраты и фактически сокращать издержки производства? Почему экономика не превращается в одну гигантскую фирму?
6. Почему в экономике существуют разные типы фирм?
7. Что такое организационно-правовая форма предприятия, и какие правовые формы предпринимательской деятельности используются в современной мировой экономике?
8. Почему крупный бизнес чаще всего имеет форму акционерного общества? Как управляется АО?
9. В чем преимущества корпорации по сравнению с другими типами фирм?
10. Какие черты присущи государственному предприятию? Почему возникли государственные предприятия, и какие функции они выполняют в экономике?
11. Какие функции выполняет рынок ценных бумаг в развитых рыночных экономиках?
Задачи, тесты, ситуации
1. Какая организационная форма была бы, с Вашей точки зрения наиболее рациональной для фирм, ставящих перед собой следующие задачи:
а) создание строительного банка,
б) организация посреднической конторы по найму-сдаче жилой площади,
в) формирование промышленного комплекса по добыче и обогащению руд цветных металлов,
г) изготовление и продажа шерстяных изделий ручной вязки?
2. Какую организационную форму скорее всего будут стремиться придать своему предприятию лица, обладающие уникальными профессиональными качествами (художники, писатели, лекари, использующие нетрадиционные методы)?
3. Создавая небольшую фирму по производству тканей, Вы имеете возможность выбора организационной формы. Какую форму Вы предпочтете, если хотите максимально оградить свое личное имущество от возможных последствий банкротства? Если Вы хотите максимально оградить себя от возможного вмешательства в дело управления фирмой со стороны других лиц?
В заданиях 4 - 7 укажите единственно верный ответ:
4. Кто является собственником акционерного общества:
а) держатели акций;
б) совет директоров;
в) президент совета директоров;
г) члены правления.
5. Какая из правовых форм бизнеса является самой распространенной по численности в странах с развитой рыночной экономикой:
а) индивидуальная фирма;
б) товарищество;
в) кооператив;
6. Партнер полного товарищества обязан оплачивать долги предприятия в случае банкротства из личных средств. Какой из недостатков товарищества это иллюстрирует:
а) недолговечность;
б) ограниченность финансовых ресурсов;
в) полную ответственность;
г) двойное налогообложение.
В заданиях 7 - 9 определите, верны или неверны приведенные утверждения:
7. Если для получения лицензии на производство приходится давать взятки чиновникам, то это увеличивает трансакционные издержки предпринимателей.
8. Частнопрактикующий врач не является фирмой.
9. Владелец облигаций данного АО имеет право на немедленное возвращение по его требованию денег, потраченных на покупку облигаций.
Ответы:
1: а) акционерное общество;
б) товарищество;
г) индивидуальная фирма, но в дальнейшем возможно преобразование в товарищество;
2. Лица этих специальностей, скорее всего, стремятся к созданию индивидуальных фирм;
3. В первом случае – форма акционерное общество, во втором – товарищество;
4.а; 5.а; 6.в;
7.в; 8.н; 9.н.
Тема 6. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ
Учебные цели:
· понимать смысл категорий «технологическая эффективность» и «экономическая эффективность», уметь объяснить различие между ними;
· знать, какую связь отражает производственная функция;
· видеть различия между понятиями «краткосрочный период» и «долгосрочный период», а также различия поведения фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде;
· уметь анализировать данные об общем, среднем и предельном продукте, уметь давать графическую интерпретацию этих величин;
· уметь объяснять, что представляют собой бухгалтерские издержки и какие элементы затрат входят в величину бухгалтерских издержек;
· понимать различие между явными и неявными издержками;
· уметь объяснять, что представляют собой экономические издержки, и какие элементы стоимости должны быть учтены при определении экономических издержек;
· видеть различие между бухгалтерскими и экономическими издержками и уметь определить количественную разность между ними;
· уметь объяснять, что представляет собой бухгалтерская прибыль и что представляет собой экономическая прибыль;
· видеть различие между бухгалтерской и экономической прибылью;
· видеть различия между общими издержками, общими постоянными и общими переменными издержками, с одной стороны, и средними издержками, средними постоянными и средними переменными издержками – с другой;
· видеть различия между средними и предельными издержками;
· уметь анализировать графики общих издержек, общих постоянных, общих переменных, общих средних, постоянных средних, переменных средних и предельных издержек;
· уметь объяснять, в чем состоит положительный и отрицательный эффект масштаба производства.