Макроэкономика как наука

Барнаул 2003

ББК 65.01

Кожекин Ю.П. Экономическая теория: Учебное пособие. Часть 2. Второе изд/ Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. Центр дистанционного обучения. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2003. - 177 с.

Вторая часть учебного пособия включает восемь учебно-методических блоков, раскрывающих основные проблемы макроэкономики. Как и в предыдущей части каждый блок содержит учебные цели, конспект лекции и материалы для самостоятельной подготовки: контрольные вопросы, задачи и примеры их решения, тесты и ситуации. Материал излагается в доступной форме с использованием графических методов анализа и элементарного математического аппарата. Соответствует требованиям государственного общеобразовательного стандарта второго поколения.

Для студентов дистанционной формы обучения, всех интересующихся экономической теорией.

Рекомендовано к изданию на заседании кафедры основ экономической теории. Протокол № 4 от 5.12.02

Рецензент - к.э.н., доцент Т.Л. Данильчик

Учебное пособие разработано по заявке УМУ АлтГТУ, которое обладает эксклюзивным правом на его распространение.

По вопросам приобретения учебного пособия обращаться по адресу: 656099, Барнаул, пр. Ленина, 46, комн. 109а, кор. «Г», тел. 36-78-36

Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов

Учебные цели:

• представлять предмет исследования макроэкономики, ее отличие от микроэкономики, уметь определить понятия «государство» и «макроэкономическая политика»;

• знать основные модели национальной экономики, уметь охарактеризовать роль субъектов, основных типов рынков, изобразить графически и определить экономическое содержание потоков товаров, факторов, доходов и расходов;

• представлять, как различные направления экономической мысли предлагают решить проблему стабилизации совокупного спроса;

• знать определение ВНП, уметь объяснить, почему этот показатель играет важную роль в макроэкономическом анализе;

• представлять основные методы расчета ВНП, уметь вычислять ВНП по совокупным расходам;

• знать экономический смысл показателей ЧНП, НД, личного располагаемого дохода и уметь рассчитывать их путем корректировки ВНП;

• понимать различие номинального и реального ВНП, дефлятора и инфлятора ВНП;

• уметь рассчитывать индексы потребительских цен по методу Ласпейреса, Пааше и Фишера;

• понимать проблемы, возникающие при расчете ВНП и использовании этого показателя для оценки общественного благосостояния.

Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа

Макроэкономика как наука

Макроэкономика — раздел экономической теории, в котором исследуются фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом.

Как самостоятельная научная дисциплина макроэкономика сформировалась после выхода в 1936 г. книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В ней автор раз­работал целую систему новых понятий и кате­горий и использовал их как инструменты функционального макроэконо­мического анализа, которыми пользуются в настоящее время ученые всех школ и направлений экономической науки.

Заслугой Кейнса является то, что между макро- и микроэкономикой нет непреодолимой пропасти. Весь макроэкономический анализ покоится на микроэкономическом основании — на законах спроса и предложения, на теории экономического равновесия.Но различия в за­дачах, целях и инструментах анализа существенны, и их надо видеть и понимать.

В центре внимания микроэкономики находится поведение отдельных экономических агентов: домашних хозяйств – потребителей и собственников факторов производства, фирм – производителей товаров и услуг. Объектом анализа выступают рынки отдельных товаров, спрос и предложение на них, а также рынки ресур­сов.

Перед макроэкономикой стоят иные задачи. Она исследует экономические процессы в масштабе страны, т.е. условия и результаты деятельности на всех рынках всех субъектов экономических отношений.

Для исследования хозяйственных процессов в масштабе национальной экономики микроэкономического подхода недостаточно. Дело в том, что, согласно микроэкономическому подходу, разработан­ному классиками и усовершенствованному неоклассиками, рыночной системе присуща способ­ность к автоматическому саморегулированию, в ходе которого обеспе­чивается равновесие в экономической системе при полном использовании ресурсов. Последнее означает, что в экономике производится мак­симально возможный объем товаров и услуг.

В реальной же экономике никогда не было полного использования ресурсов и соответствующего ему объема производст­ва. Именно на это впервые обратил внимание Дж.М. Кейнс. Он показал, что микроэкономический способ доказательства равновесия экономической системы в целом непригоден.

Ошибку неоклассиков Кейнс проиллюстрировал на примере сни­жения заработной платы, которое должно было способствовать вовлече­нию в производство свободной рабочей силы.

На уровне отдельной фирмы (микроэкономический уровень) снижение заработной платы означает: а) снижение издержек производства; б) улучшение конкурентоспособности товара; в) увеличение занято­сти и рост производства.

С точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономический подход) снижение заработной платы оборачивается: а) снижением налогов; б) падением общей покупательной способности населения и государства; в) снижением занятости и производства.

Как видим, с позиций микроэкономического подхода гибкость заработной платы, ведет к полной занятости и росту производства. Напротив, на макроэкономическом уровне понижение заработной платы дает обратный результат — снижение занятости и производства.

На этом основании Дж.М. Кейнсом был сделан вывод, что использование лишь одного микроэкономического метода анализа, делающего упор на гибкость цен и заработной платы, может приводить к серьезным ошибкам и заблуждениям. Это заставило его сконцентрировать внимание при ана­лизе национальной экономики как целого, на макроэкономическом под­ходе, используя для этого агрегированные субъекты, рынки и показатели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: