Налоги и специальные платежи недропользователей

При проведении операций по недропользованию в рамках контрактов на недропользование, недропользователи уплачивают все налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а специальные платежи и налоги недропользователей – дополнительно, при проведении операций по недропользованию.

Налоговый режим, определенный в соглашении (контракте) о разделе продукции, заключенном между Правительством Республики Казахстан или компетентным органом и недропользователем до 1 января 2009 года, сохраняются, действуют исключительно в отношении сторон соглашения (контракта) в течение всего установленного срока его действия.

Это означает, что такие платежи, как роялти, доля Республики Казахстан по разделу продукции; дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции, будут действовать в налоговом режиме, установленном для недропользователей, определяемом в контрактах на недропользование, в соответствии с двумя моделями налогообложения (исходя из основных видов контрактов):

1) уплата недропользователем всех видов налогов и других плате-жей, за исключением доли Республики Казахстан по разделу проду-кции;

2) уплату (передачу) недропользователем доли Республики Каза-

хстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других платежей за исключением: рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; акциза на сырую нефть, газовый конденсат; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество.

С 2009 года специальные платежи и налоги недропользователей включают:

1) специальные платежи недропользователей:

а) подписной бонус;

б) бонус коммерческого обнаружения;

в) платеж по возмещению исторических затрат;

2) налог на добычу полезных ископаемых;

3) налог на сверхприбыль;

Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за приобретение права недропользования на контрактной территории. Стартовый размер подписного бонуса устанавливается в размерах, кратных месячному расчетному показателю. Окончательный размер подписного бонуса в сумме не ниже стартового устанавливается по результатам проведенного конкурса на получение права недропользования.

Бонус коммерческого обнаружения является платежом, который устанавливается в контракте на недропользование и уплачивается за каждое коммерческое обнаружение месторождений полезных ископаемых на контрактной территории. Объектом обложения является физический объем утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Бонус коммерческого обнаружения устанавливается в размере 0,1% от стоимости извлекаемых запасов.

Платеж по возмещению исторических затрат является фиксированным платежом недропользователя по возмещению суммарных затрат, понесенных государством на геологическое изучение и обустройство соответствующей контрактной территории до заключения контакта на недропользование. Плательщиками платежа по возмещению исторических затрат являются недропользователи, заключившие контракты на недропользование.

Роялти является платежом за право использования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований. Уплачивается в денежной или натуральной формах. Объектом обложения роялти является объем полезных ископаемых или первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых. Ставки роялти по углеводородам установлены по скользящей шкале в зависимости от объемов добычи от 2% до 6% (9 ставок); по общераспространенным полезным ископаемым (пески, глины, известняки, солб поваренная, местные строиельные материалы) и подземным водам – в размере от 1% до 10%, по твердым полезным ископаемым, включая драгоценные металлы и камни – по ставкам, определяемым Правительством Республики Казахстан.

Налог на добычу полезных ископаемых уплачивается недропользователями, осуществляющие добычу нефти, минерального сырья и подземных вод, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований в рамках каждого отдельного заключенного контракта на недропользование.

Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых на нефть является физический объем добытых недропользователем за налоговый период сырой нефти, газового конденсата и природного газа, а налоговой базой – стоимость этого объема.

Ставки налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть, включая газовый конденсат, устанавливаются в фиксированном выражении по шкале, в зависимости от объема годовой добычи (10 ставок, диапазон добычи: до 250 тыс тонн и свыше 10 млн. тонн) от 5% до 18% в 2009г., от 6% до 19% в 2010г., от 7% до 20% в 2011г. В случае реализации сырой нефти и газового конденсата на внутреннем рынке Республики Казахстан, к установленным ставкам применяется понижающий коэффициент 0,5. Ставка налога на добычу полезных ископаемых на природный газ составляет 10 %. При реализации природного газа на внутреннем рынке ставки зависят от уровня годовой добычи: до 1,0 млрд. куб. м включительно 0,5%, до 2-х – 1,0 %, свыше 2-х – 1,5%.

Объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых на минеральное сырье (руды металлов; металлы; рассеянные элементы, радиоактивные металлы, неметаллы, драгоценные камни, и т. д.) является физический объем запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье. Налоговой базой для исчисления налога является стоимость облагаемого объема погашенных запасов полезных ископаемых, содержащихся в минеральном сырье, за налоговый период. исходя из средней биржевой цены или средневзвешенной цены реализации минерального сырья, прошедшего первичную переработку (обогащение). Диапазон ставок весьма широк – от нулевой – для каменного угля и горючих сланцев, до 24,0% (максимальная) – для урана.

Объектом обложения общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и лечебных грязей является физический объем добытых недропользователем за налоговый период полезных ископаемых, налоговой базой – стоимость этого объема, исходя из средневзвешенной цены их реализации. Ставки налога установлены в размерах от 2,5 % до 10,6 %.

Налог на сверхприбыль недропользователя – платеж за доход, полученный сверх норматива.Объектом обложения налогом на сверх-прибыль является часть чистого дохода недропользователя по ка-ждому отдельному контракту за налоговый период, в котором от-ношение совокупного годового дохода к вычетам выше 1,2.

Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, в котором отношение совокупного го-дового дохода, с учетом корректировок, к вычетам выше 1,25.

Налоговой базой является часть чистого дохода недропользователя, исчисляемая по каждому отдельному контракту на недропользование за налоговый период, превышающая 25% от суммы вычетов. Чистый доход определяется как разница между налогооблагаемым доходом и корпоративным подоходным налогом.

Ставки налога установлены по скользящей шкале от 0% до 60% (от менее или равно 1,25 до свыше 1,7, всего 7 ставок). Налог уплачивается не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Доля Республики Казахстан по разделу продукции определяется соглашением сторон, в соответствии с которым недропользователю предоставляется право на добычу полезных ископаемых на контрактной территории на платной основе. Доля Республики Казахстан по разделу продукции определяется как суммарная стоимость прибыльной продукции, подлежащей разделу между Республикой Казахстан и недропользователем, за вычетом доли недропользователя в прибыльной продукции. Доля недропользователя в прибыльной продукции определяется как наименьшее из процентных значений, соответствующих спекиально рассчитываемым трем триггерам.

Дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего дея-тельность по контракту о разделе продукции, выплачивают недропользо-ватели, заключившие контракты о разделе продукции. Порядок исчисления платежа, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции состоит в следующем. В случае, когда доля поступлений государства в налоговом периоде составляет менее 10% до момента возврата вложенных инвестиций и менее 40% в последующих периодах от стоимости общего объема добытой продукции, полученной недропользователем в налоговом периоде, соответствующая разница уплачивается недропользователем в бюджет. Если по итогам какого-либо налогового периода сумма поступлений окажется меньше указанных выше значений (10-40%), соответствующая разница уплачивается недропользователем в бюджет на счет доли Республики Казахстан.

7.4.6. Социальный налог

Объектом налогообложения социальным налогом для плательщиков являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам в виде доходов, а также доходы иностранного персонала и выплаты физическим лицам (за исключением выплат индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам и адвокатам) по договорам возмездного оказания услуг. Для частных нотариусов, адвокатов, юридических лиц-резидентов Республики Казахстан объектом обложения социальным налогом является численность работников, включая самих плательщиков.

Не являются объектом обложения доходы:

которые не рассматриваются в качестве доходов физических лиц и не подлежат налогообложению при обложении индивидуальным подоходным налогом; выплаты, производимые за счет средств грантов; государственные премии, стипендии; денежные награды, присуждаемые на спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах; некотрые виды компенсациий; обязательные пенсионные взносы работников в накопительные пенсионные фонды.

За время действия налога ставки изменялись а также дифференцировались для разных плательщиков от 26% до 6,5%, затем верхняя ставка была снижена до 21%.; с 2006г. установлены регрессивные ставки налога от 20% до 7% в зависимости от величины объекта обложения. С 2008 г. установлены ставки налога от 13 % до 5% от величины объекта обложения, с 2009г. – 11%.

Удельный вес налога в доходах государственного бюджета составил в 2008г. 6,2%.

Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, кроме специального налогового режима для отде-льных видов деятельности, частные нотариусы, адвокаты уплачивают социальный налог в размере двух месячных расчетных показателей за себя и одного

месячного расчетного показателя за каждого работника.
Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, уплачивают социальный налог по ставке 4,5 %.

Ставки налога для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, устанавливаются в соответствии с упрощенным порядком, применяемым для этой категории налогоплательщиков.

Плательщиками социального налога являются:

1) индивидуальные предприниматели, за исключением осуществляющих расчеты с бюджетом на основе разового талона;

2) частные нотариусы, адвокаты;

3) юридические лица-резиденты Республики Казахстан;

4) нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике

Казахстан через постоянное учреждение, филиалы и представительства.

По решению юридического лица-резидента его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели – субъекты малого бизнеса, применяющие специальный налоговый режим, производят уплату социального налога суммарно с другими налогами, предусмотренными данным порядком налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: