double arrow

Стыковка между аналоговыми и цифровыми элементами тракта при перезаписи и копировании

Давайте обсудим стыковку аналоговых устройств, оборудованных VU-метрами, и цифровых, оборудованных цифровыми (пиковыми) измерителями. Какой уровень перевода Вы должны использовать при калибровке системы синусоидальным тоном? Существует de facto несколько стандартов. Обычно к 0 VU приравниваются –20 dBFS, –18 dBFS, и –14 dBFS. Именно поэтому некоторые DAT-магнитофоны имеют метки на –18 дБ или –14 дБ. Я хотел бы видеть точные калибровочные метки на цифровых рекордерах на –12, –14, –18 и –20 дБ, которые охватили бы большинство стыков. Большинство внешних цифровых измерителей обеспечивают возможность точной калибровки на любом из этих уровней.

Как решить, который стандарт использовать? Возможно ли обойтись только одним стандартом? Каковы компромиссы у каждого?

Чтобы сделать грамотное решение, спросите себя: Какова моя философия системы (тракта)?

· Интересно ли мне поддержание headroom и предупреждение пиковой отсечки или мне всегда нужно самое высокое соотношение сигнала/шум?

· Нужно ли мне упрощение способов перезаписи, или же я хочу постоянно отслеживать процесс перезаписи (проверять уровни перед каждой перезаписью, отыскивать пики и так далее)?

· Собираюсь ли я сам регулировать уровни или установлю динамическую обработку – мастеринг для громкости и насыщенности при второстепенным отношением к пиковому уровню?

Рассмотрите ваши музыкальные источники. Полностью ли они цифровые (DDD)? Проходит ли их сигнал через жесткую обработку (компрессию) или через аналоговые магнитофоны? Чистые, необработанные цифровые источники, особенно индивидуальные треки на многодорожечнике, будут иметь пиковые уровни на 18 – 20 дБ выше 0 VU. Примите во внимание, что обработанный сведенный материал будет иметь отношение пикового уровня к среднему до 18 дБ (редко до 20). Аналоговые ленты будут иметь пиковые уровни до 14 дБ, почти никогда больше. Таким путем были определены три самые известные числовые величины стыка: –18, –20, и –14. И вот поэтому DAT-магнитофоны разных производителей имеют различный выходной уровень аналогового сигнала. Благодаря этому легко было состыковать цифровой рекордер с пультом. Только один крупный производитель DAT-магнитофонов установил подстроечники пользовательской калибровки на аналоговых входах и выходах. Мои менее любимые DAT-магнитофоны имеют фиксированный выходной уровень, поэтому я установил свои подстроечники во многих из них.




----Вещательная студия



В вещании наша цель – практичность, упрощение ежедневных операций, особенно если ваши пульты оборудованы VU-метрами, а ваши рекордеры – цифровые. В вещательных студиях желательно иметь фиксированные калиброванные входные и выходные уровни на всем оборудовании. Моя личная рекомендация для таких студий, когда 0 VU соответствует –20 dBFS, особенно когда сигнал от живых источников микшируется на цифровой двухдорожечник или многодорожечник. Если Вы пишете по VU-метрам пульта, Вы скорее всего никогда не перегрузите цифровую ленту, если опорное напряжение у Вас соответствует –20 dBFS.

В студии записи, которая занята в основном микшированием, записью и дублированием на цифровую ленту, стандарт в –20 dBFS упростит работу. Студии записи, которые выбирают –18 dBFS при 0 VU (стандарт, используемый популярным изготовителем DAT-магнитофонов), столкнется со случаями цифровой отсечки. Именно поэтому я против –18 dBFS как стандарта для студий, использующих при записи VU-метры.

Если Вы принимаете стандарт в –20 dBFS при 0 VU, то, казалось бы, чем больше сжат ваш музыкальный материал, тем больше уменьшается соотношение сигнала/шум, но это не так. Если ваш источник – аналоговая лента, Вы можете выбросить 6 дБ сигнала или больше, но это менее важно, чем удобство никогда не иметь необходимости устанавливать уровни на оборудовании при перезаписи. Кроме того, ухо судит об уровне шума по среднему уровню, и если пик-фактор вашего материала уменьшится на 6 дБ, сигнал будет казаться столь же громким, как несжатый материал с пиками до 0 dBFS, вам не нужно поднимать уровень вашего монитора, и Вы не услышите увеличения шума. Помните: аналоговые ленты обычно звучат на 6 дБ громче цифровых при одинаковом пиковом уровне.

Стандарт –20 dBFS является только потенциальной проблемой при перезаписи с цифрового носителя на аналоговую ленту. В большинстве случаев Вы можете безболезненно компрессировать материал на 6 дБ. Мы наслаждались этим в течение многих лет, когда микшировали живой материал на аналоговый магнитофон посредством пульта с VU-метрами. Когда пишется аналоговый дубль в архивных целях, выбирайте ленту с бόльшим запасом по перегрузке (headroom), либо используйте нестандартный опорный уровень –14 на –18 dBFS, поскольку цель состоит в том, чтобы сохранить переходные процессы для удовольствия будущих слушателей. Калиброванный пиковый измеритель уровня на аналоговом магнитофоне будет показывать больше чем VU-метр. Для архивных целей я предпочитаю использовать новые высокоуровневые ленты с высоким headroom для сохранения ясности переходных процессов, чем увеличивать соотношение сигнал/шум.

В отрасли радиовещания, в которой, кажется, нет живого (некомпрессированного) материала, для аппаратной копирования –14 – хорошая величина (перезапись между аналоговыми и цифровыми лентами). Величина –18 является безопасным универсальным значением для всех других A/D/A конвертеров вещательного комплекса, так как основной материал имеет отношение пикового уровня к среднему в 18 дБ либо меньше, и поэтому случайное клиппирование будет незаметно.

----Студии мастеринга

Студии мастеринга чаще всего работают в режиме 20 или 24 бита. В Части II (см.) я предлагаю для мастеринга подход XXI века.

----Аналоговые РРМ (пиковые измерители программного сигнала)

Аналоговые PPM имеют более медленную атаку, чем цифровые. При работе с цифровым рекордером, живым источником и пультом с аналоговым PPM я предлагаю "опережение" в 5 дБ. Другими словами, состыкуйте самый высокий пиковый уровень по аналоговому PPM с –5 dBFS синусоидального сигнала.






Сейчас читают про: