Белоснежка

Гримм, 53

«Это было в середине зимы. Падали снежинки, точно пух с неба, и сидела королева у окна — рама его была из черно­го эбенового дерева, — и королева шила. Когда она шила, загляделась на снег и уколола иглою палец, и упало три капли крови на снег. И красное на белом снегу выглядело так красиво, что подумала королева про себя: “Вот если б родился у меня ребенок, белый, как этот снег, и румяный, как кровь, и черноволосый, как дерево на оконной раме!”

И родила королева вскоре дочку, и была она бела, как снег, румяна, как кровь, и такая же черноволосая, как чер­ное дерево, и прозвали ее поэтому Белоснежкой. А когда ребенок родился, королева умерла».

Сказка о Белоснежке начинается на том месте, где останавливается сказка о королевне Шиповничек, которая уко­лолась веретеном и погрузилась в сон. Снова человеческая душа (королева) тоскует о том, чтобы произошло измене­ние сознания. Дочка, которую она желает себе, должна быть на этот раз «бела, как снег, румяна, как кровь, и черноволо­са, как эбеновое дерево». Этот мотив всплывает в трех самых значительных местах сказки.

Какая сфера человеческой сущности может быть показана в образе «бела, как снег»? Снег, который образует крис­таллы и звездочки и идет с неба? Образ указывает на «крис­тально ясное» мышление. А в образе «румяна, как кровь» не отражена ли сфера сердца? Третья сфера пребывает в человеке, когда он как будто гасит себя в самоотдаче и жертвенности, в самоотверженной деятельности, в земных трудах, которые должны иметь форму, подобно оконной раме, и должны быть крепки, как черное эбеновое дерево.

И когда здесь говорится «черноволосая», то нужно вспом­нить, что черноволосые люди часто имеют много железа в крови, так что «железная» воля становится третьей в связ­ке.

«Год спустя взял король себе другую жену. Это была красивая женщина, но гордая и надменная, она терпеть не могла, когда кто-нибудь превосходил ее красотой. Было у нее волшебное зеркальце, и когда становилась она перед ним и глядела в него, то спрашивала:

- Зеркальце, зеркальце на стене,

Кто всех красивей в целой стране?

И зеркало отвечало:

- Вы, королева, красивее всех в стране.

И она была довольна, так как знала, что зеркало говорит правду.

А Белоснежка за это время подросла и становилась все краше, и когда ей исполнилось семь лет, была она такая прекрасная, как ясный день, и красивее самой королевы. Когда королева спросила у своего зеркальца:

- Зеркальце, зеркальце на стене,

Кто всех красивей в целой стране?

Зеркальце ответило так:

- Вы здесь, госпожа королева, красивы собой,

Но Белоснежка в тысячу раз богаче красой.

Испугалась тогда королева, пожелтела, позеленела от зависти. Увидит, бывало, Белоснежкуи сердце у нее разрывается, так невзлюбила она девочку. И зависть, и высокомерие разрастались, как сорные травы, в ее сердце все выше и выше, II не было ей отныне покоя ни днем, ни ночью.

Тогда она позвала одного из своих егерей и сказала:

- Заведи эту девочку в лес, я больше видеть ее не могу. Ты должен ее убить и принести мне в знак доказательства ее легкие и печень.

Егерь послушался и завел девочку в лес; но когда он вы­тащил свой охотничий нож и хотел было уже пронзить ни в чем не повинное сердце Белоснежки, та стала плакать и просить:

Ах, милый егерь, оставь меня в живых! Я убегу дале­ко-далеко в дремучий лес и никогда не вернусь домой.

И оттого, что была она такая красивая, егерь над ней сжалился и сказал:

Так и быть, беги, бедная девочка!

И подумал про себя: "Все равно там тебя скоро съедят дикие звери ”.

Будто камень свалился у него с сердца, когда не при­шлось ему убивать Белоснежку.

И как раз в это время подбежал молодой олень, егерь его заколол, вырезал у него легкие и печень и принес их коро­леве в знак доказательства, что ее приказание исполнено. Повару было велено сварить их в соленой воде, и злая жен­щина их съела, думая, что это легкие и печень Белоснеж­ки».

Тринадцатая фея в сказке о королевне Шиповничек так мы слышали — была, конечно, злая, но именно она была той, которая способствовала движению человеческой души вперед. То же самое имеет силу и для злой мачехи, изгоняющей Белоснежку из королевской духовной родины в земную жизнь, в ее собственное тело (избушка гномов). Каждый человек в принципе знает в себе то злое существо, что живет в себялюбии и ревности.

У мачехи есть большое зеркало — воспринимающий все мировой глаз. Он отражает нам все и говорит нам об этом правду. Мы говорим: «Man muß jemand den Spiegel Vorhalten» (Дословно: «Надо подержать перед кем-то зеркало», то есть «надо пока­зать кому-то его недостатки». — Прим. перев). Ho можно, конечно, рассматривать и себя самого. Перед рождением, после смерти и каждую ночь человеческая душа стоит в духовном смысле перед таким зеркалом.

В сказке о Белоснежке речь все время идет о красоте. «Кто всех красивей в целой стране?» Этот вопрос повторя­ется семь раз. Когда гномы видят спящую в кровати Белос­нежку, они восклицают: «Ах, Боже мой! Ах, Более мой! Какой, однако, красивый ребенок!»

Белоснежке семь лет от роду. До седьмого года жизни унаследованное человеческое тело превращается благодаря жизнеобразующим силам в собственное тело человека. (После этой деятельности жизнеобразующие силы освобождаются и могут быть использованы для обучения в школе.) В другом временном масштабе похожий процесс произошел в развитии человечества. Освободившиеся жизнеобразующие силы еще чистые и невинные — суть «самое красивое в целой стране». Человек обладает этими жизнеобразующими сила­ми и силами роста так же, как и растительный мир. В них чистейшим образом выступает бессознательная красота. Сказка о Белоснежке рассказывает о том, как эта сила троекратно оказывается «отравленной» земной судьбой. Тот, кто сопровождает детей в их развитии от семи до четырнадцати лет, может непосредственно наблюдать, как друг за другом чувствование становится эгоистичным, мышление — рационалистическим, воление затемняется земными желаниями — в соответствии с развитием земного человека.

Шиповничек, Белоснежка и Красная Шапочка представ­ляют собой трилогию в сфере основополагающих сказок. Все три повествуют о судьбе и о том, как человеческое существо спускается из духовной родины в земную сферу. Шиповничек остается в сфере веретена, в комнате на башне замка; Белоснежка живет в доме на земле, но еще в тесных узах с существами, олицетворяющими внутреннюю суть природы, названными здесь гномами. Лишь Красная Шапочка выходит из сумеречной темноты леса на светлую поляну, на солнечный свет бодрствующего сознания и живет, введенная в искушение «волком», целиком в пестрых чув­ственных впечатлениях. В сказке о Белоснежке, средней из грех, речь идет о той области, что лежит между «такой бе­лой, как снег» и «такой черной, как эбеновое дерево». Судьба человеческой души была путем от ясновидческого сознания мировых сил, живущих числом двенадцать в Зодиаке, через семиричность планет к по-земному сильной Красной Ша­почке. О затмении жизни познания говорят все три — иначе наша сказка не называлась бы «Белоснежка». Сон в комна­те наверху башни, стеклянный гроб на горе, темное брюхо волка — сказки показывают в образах этот путь прогресси­рующего затемнения.

«Осталась бедная девочка в дремучем лесу одна-одинешенька, и в страхе она оглядела все листики на деревьях, не зная, как ей быть дальше, как своему горю помочь.

Она пустилась бежать и бежала по острым камням, через колючие заросли; и прыгали около нее дикие звери, но ее не трогали».

Это нелегко — найти и вступить в земное тело, в дом гномов. Острые камни и колючие заросли позволяют пред­положить страдание. Человеческая душа испытывает страх, и в каждом ребенке еще живет этот страх. Лес — царство растущих жизнеобразующих сил — в этом возрасте еще не­винен. Там живут, наверное, дикие звери, но они не трога­ют семилетнего ребенка.

«Бежала она сколько сил хватило, но вот стало наконец смеркаться. Вдруг она увидела маленькую избушку и за­шла в нее отдохнуть. И было в той избушке все таким ма­леньким, но красивым и чистым, что и сказать невозможно.

Стоял там накрытый белой скатертью столик, а на нем семь маленьких тарелочек, возле каждой тарелочки по ло­жечке, а еще семь маленьких ножей и вилочек и семь ма­леньких кубков. Стояли у стены в ряд семь маленьких кро­ваток, и были они покрыты белоснежными покрывалами.

Захотелось Белоснежке поесть и попить, она взяла из каждой тарелочки понемногу овощей и хлеба и выпила из каждого кубка по капельке винаей не хотелось пить все из одного. А так как она очень устала, то легла в одну из постелек, но ни одна из них для нее не подходила: одна была слишком длинной, другая слишком короткой; но седь­мая оказалась наконец ей как раз впору; она в нее улеглась и, отдавшись на милость Господню, уснула.

Когда уже совсем стемнело, пришли хозяева избушки; были то семеро гномов, которые в горах добывали руду. Они зажгли семь маленьких свечек, и, когда в избушке ста­ло светло, они заметили, что у них кто-то был, потому что не все оказалось в том порядке, в каком было раньше. И сказал первый гном:

- Кто это на моем стуле сидел?

Второй:

- Кто это из моей тарелочки ел?

Третий:

Кто взял кусок моего хлебца?

Четвертый:

- А кто мин овощи ел?

Пятый:

- Кто моей вилочкой брал?

Шестой:

- А кто моим ножичком резал?

Седьмой спросил:

- Кто это пил из моего маленького кубка?

Оглянулся первый и заметил на своей постельке маленькую складочку, и

спросил:

- А кто это лежал на моей кроватке?

Тут сбежались остальные и стали говорить:

- И в моей тоже кто-то лежал.

Глянул седьмой гном на свою постель, видит — лежит в ней Белоснежка и спит. Кликнул он тогда остальных; подбежали они, стали от удивления кричать, принесли семь своих фонариков и осветили Белоснежку.

Ах, Боже мой! Ах, Боже мой!воскликнули они; Какой, однако, красивый ребенок!

Они так обрадовались, что не стали ее будить и оставили спать в постельке. А седьмой гном проспал у каждого из своих товарищей по часутак вот и ночь прошла».

О двенадцати феях и двенадцати золотых тарелках шла речь в сказке о королевне Шиповничек. «Белоснежка» — это сказка числа «семь». (У Красной Шапочки, земного ре­бенка, нет больше речи о числах.) Это не только семеро гномов, но и семь приборов, вилочек, ножичков и т.д. — лишь сосчитайте их! — и семь вопросов гномов по возвра­щении домой, семь заданий, которые они дают Белоснежке, поручая вести их хозяйство, и семь раз задается вопрос о самой красивой. Двенадцать — это число пространства (по­думайте о двенадцати знаках Зодиака); семь же это чис­ло времени.

В сказке говорится об этом, и стоит поразмышлять, поче­му гномы приходят в избушку лишь ночью, а днем работа­ют в горе. По ночам человеческая душа в сущности как раз «покидает домик» (во сне душа покидает тело), днем она пребывает внутри. С гномами дело обстоит наоборот. Ведь они не люди. Верно, однако, то, о чем говорит следующая часть сказки: гномы живут тем, чем кормит их Белоснежка. Тем самым указывается на многие тайны между видимыми и невидимыми процессами в человеческом теле. Существа элементарного мира живут тем, что человеческая душа на­рабатывает днем в их избушке! Седьмая кроватка подошла Белоснежке. Что же такое особенное может быть среди ос­тальных семи? Седьмой козленок, самый младший, запры­гивает в футляр часов, которые тикают так же равномерно, как бьется человеческое сердце. Тот, кто хочет поразмыш­лять о седьмой кроватке, найдет, быть может, ответ в во­просе седьмого гнома: «Кто пил из моего маленького куб­ка?»

Рудольф Штайнер описывает, как существа элементарно­го мира умеют воспринимать людей по их индивидуальному облику и жестам. Штайнер говорит, что индивидуальный облик и жесты человека проникают во внутреннюю сферу природы и воспринимаются там, особенно гномами и унди­нами. Так как ребенок со своим сначала унаследованным телом не имеет еще до седьмого года жизни индивидуально­го жеста и облика, гномы пока еще не могут воспринимать его. Однако потом этот ребенок является им в некоей завер­шенности. «Какой, однако, красивый ребенок!» — воскли­цают они. Человеческий ребенок — загадка для них, и они благодарны людям, которые могут рассказать им о малень­ких детях. Со своей стороны в качестве ответного дара за это они рассказывают им сказки.

В доме у гномов «все маленькое, но такое красивое и чистое, что и сказать невозможно». Так говорили о земном теле человека, потому что еще чувствовали, что оно являет­ся малым отражением великого мира небес.

Белоснежке было семь лет, когда она попала в избушку гномов. Здесь интересно провести сравнение: Шиповничек уколола себя веретеном в пятнадцать лет, Красная Шапоч­ка же просто маленькая девчушка.

«Наступило утро. Проснулась Белоснежка, увидела семерых гномов и испугалась. Но были они с ней ласковы и спросили ее:

Как тебя звать?

Меня зовут Белоснежкой, — ответила она.

Как ты попала в нашу избушку? — продолжали спрашивать гномы.

И она рассказала им о том, что мачеха хотела ее убить, но егерь сжалился над ней и бежала она целый день, пока наконец не нашла их избушку.

Гномы спросили:

Хочешь вести у нас хозяйство, стряпать, постели взби­вать, стирать, шить и вязать, все содержать в чистоте и по­рядке? Если ты на это согласна, то можешь у нас остаться, и будет у тебя всего вдосталь.

Хорошо,сказала Белоснежка,с большой охо­той. И осталась у них».

Ответ ведь мог бы быть и другим, но он таков: «с боль­шой охотой».

«Она содержала избушку в порядке. Утром гномы ухо­дили в горы копать руду и золото, а вечером возвращались домой, и она должна была к их приходу приготавливать им ужин. Целый день девочке приходилось оставаться одной, и потому добрые гномы ее предостерегали и говорили:

Берегись своей мачехи: она скоро узнает, что ты здесь. Смотри, никого не впускай в дом.

А королева, съев легкие и печень Белоснежки, стала опять думать, что она теперь самая первая красавица в стране. Она подошла к зеркалу и спросила:

Зеркальце, зеркальце на стене,

Кто всех красивей в целой стране?

И ответило зеркало:

Вы здесь, королева, красивее всех собой,

Но Белоснежка там, за горами,

У гномов семи за стенами,

В тысячу раз богаче красой!

Испугалась тогда королева — она ведь знала, что зер­кальце говорит правду, и поняла, что егерь ее обманул и Белоснежка еще жива. И она стала снова думать и гадать, как бы ее извести. И не было ей от зависти покоя, оттого что не она первая красавица в стране.

И вот она кое-что придумала: она наложила на лицо грим, переоделась старой торговкой и стала совсем неузнаваемой. Отправилась она через семь гор к семи гномам, постучалась в дверь и говорит:

Продаю товары хорошие! Продаю!

Глянула Белоснежка в окно и говорит:

Здравствуй, голубушка! Ты что продаешь?

Хорошие товары, прекрасные товары, — ответила та,шнурки разноцветные, — и достала ей один из них пока­зать, и был он сплетен из пестрого шелка.

"Эту почтенную женщину можно, пожалуй, и в дом пус­тить”,подумала Белоснежка. Она отодвинула дверной засов и купила себе красивые шнурки.

О, как они тебе идут, девочка,молвила старуха,дай-ка я зашнурую тебе лиф как следует.

Белоснежка, не предвидя ничего дурного, стала перед нею и дала затянуть на себе новые шнурки, И начала старуха шнуровать, да так быстро и так туго, что Белоснежка задох­нулась и упала замертво.

Это за то, что ты была самой красивой, — сказала королева и быстро исчезла.

А вскоре, к вечеру, вернулись домой семь гномов, и как они испугались, когда увидели, что их милая Белоснежка лежит на полу — не двинется, не шелохнется, словно мерт­вая. Они подняли ее и увидели, что она крепко-накрепко зашнурована; тогда разрезали они шнурки, и стала она по­немногу дышать и постепенно пришла в себя.

Когда гномы услыхали о том, как все это случилось, они сказали:

Старая торговка была на самом-то деле злой короле­вой. Берегись, не впускай к себе никого, когда нас нет дома».

В разных мирах, разделенных семью высокими горами, живут Белоснежка и ее мачеха. Королева переодевается, и человеческая душа не узнает ее, потому что «она стала со­всем неузнаваемой».

Тринадцатая фея в «Шиповничке», позднее старая пряха в комнатке наверху башни, ждала того, чтобы человеческая душа поднялась на высокую башню и укололась о веретено, вследствие чего часть ее сил погружается в сон. В истории человечества прошли тысячелетия до того, как тело отвердело настолько, что человеческая душа, которая до этого намного сильнее могла переживать себя в космосе, «вошла в комнатку» и смогла оказаться заключенной там. И тогда именно на этой последней фазе вселения человеческой души в тело начинается засыпание для знания о просторах коро­левской родины. В сказке о Белоснежке дьявольские силы должны прибегать к уже более сильным средствам.

И вот плетется злая мачеха, переодетая торговкой, через семь гор к семерым гномам. Три раза переодевается короле­ва, сначала торговкой, потом «другой старухой» и, нако­нец крестьянкой. Торговка показывает Белоснежке прекрас­ную иллюзию — разноцветные, блестящие шелковые шнурки. Музыка и цвет, вообще все прекрасное, из чего постоян­но исходит эта сказка, воспринимаются, конечно, глазом и ухом, в сущности же — легчайшими колебаниями в дыха­тельной деятельности. Там же живут и иллюзия, заблужде­ние, искушение, которым человек так легко поддается. В дыхании человек связан со всем широким, просторным миром. И первым делом злая мачеха должна зашнуровать человеческую душу, изолировать ее чувствование от просторов мира в ее собственном бытии. Именно в сказке о Белос­нежке, которая живет особенно в той сфере, что «румяна, как кровь», и не может быть по-другому: злая мачеха начинает свое дело в этой середине. Она лишает ребенка дыхания. Гномы еще могут помочь, потому что сила мачехи за­хватывает лишь часть человеческой души.

«А злая женщина возвратилась тем временем домой, подошла к зеркальцу и спросила:

— Зеркальце, зеркальце на стене,

Кто всех красивей в целой стране?

Ответило ей зеркало, как прежде:

Вы здесь, королева, красивее всех собой,

Но Белоснежка там, за горами,

У гномов семи за стенами,

В тысячу раз богаче красой!

Когда она услыхала такой ответ, вся кровь прилила у нее к сердцу, так она испугалась,она поняла, что Белоснеж­ка ожила снова.

Ну уж теперь,сказала она,я придумаю такое, что погубит тебя наверняка / — И, зная разное колдовство, она приготовила ядовитый гребень. Потом переоделась она и притворилась другою старухой. И отправилась за семь гор к семи гномам, постучала в дверь и говорит:

Продаю товары хорошие! Продаю!

Белоснежка выглянула в окошко и говорит:

Проходи себе дальше, в дом пускать никого не велено!

Поглядеть-то, пожалуй, можно, — молвила старуха, достала ядовитый гребень и, подняв его вверх, показала Белоснежке.

Он так понравился девочке, что она дала себя обмануть и открыла дверь. Они сошлись в цене, и старуха сказала:

Ну, а теперь дай-ка я тебя как следует причешу.

Бедная Белоснежка, ничего не подозревая, дала старухе себя причесать; но только та прикоснулась гребешком к ее волосам, как яд тотчас стал действовать, и девочка упала без чувств наземь.

Ты, писаная красавица,сказала злая женщина, - уж теперь-то пришел тебе конец!И, сказав это, она ушла.

Но, по счастью, дело было под вечер, и семеро карликов. вскоре вернулись домой. Заметив, что Белоснежка лежит на полу мертвая, они тотчас заподозрили в этом мачеху стали доискиваться, в чем дело, и нашли ядовитый гребень и как только они его вытащили, Белоснежка опять пришла в себя и рассказала им обо всем, что служилось. Тогда гномы еще раз предупредили ее, чтобы она была поосторожнее и дверь никому не открывала».

Ядовитый гребень напоминает об уколе веретеном, который случился в «Шиповничке». Тот, кто причешется ядовитым гребнем, не может больше обладать мышлением «таким белым, как снег» и лишается сил замечать невидимые природные существа. Среди семи ответов зеркала вызыва­ют удивление те два, что говорят: «Вы здесь, королева, кра­сивее всех собой». Можно было бы спросить, как зеркало истины называет власть дьявола самой красивой в стране, в то время как таковой является на самом деле человеческая душа — Белоснежка. Не слышно ли здесь того, что челове­ческая душа совершает свое необходимое нисхождение и дви­жение вперед, к свободе и собственному бытию? Конечно, это всегда значит: «Вы здесь, королева, красивее всех со­бой», а именно в чувственной области, в то время как Бе­лоснежка прекрасна в другой сфере. В сказке о королевне Шиповничек было показано, что злая власть имеет отноше­ние к лучисто-прекрасному, соблазнительному Люциферу. И лишь в этих двух местах, перед тем как человеческая душа вступает на путь своей судьбы и после того, как весь спуск совершен, зеркало говорит: «Вы здесь, королева, кра­сивее всех собой».

Но и после отравления ядовитым гребнем гномы могут еще раз помочь. Вопрос королевы зеркалу повторяется пос­ле случая с гребнем в третий раз.

«А королева возвратилась домой, села перед зеркалом и говорит:

- Зеркальце, зеркальце на стене,

Кто всех красивей в целой стране?

И ответило зеркало, как прежде:

-Вы здесь, королева, красивее всех собой,

Но Белоснежка там, за горами,

У гномов семи за стенами,

В тысячу раз богаче красой!

Услыхав, что говорит зеркало, она вся задрожала, затре­петала от гнева.

Белоснежка должна погибнуть,крикнула она, даже если бы это мне самой стоило жизни!

И она отправилась в потайную комнату, куда никто ни­когда не входил, и приготовила там ядовитое-преядовитое яблоко. Было оно на вид очень красивое, белое с красными крапинками, и всякий, кто его бы увидел, захотел бы его съесть; но кто съел бы хоть кусочек, тот непременно бы умер.

Когда яблоко было готово, королева накрасила себе лицо, переоделась крестьянкой н отправилась в путь-дорогу — за семь гор, к семи гномам. Она постучала; Белоснежка высу­нула голову в окошко и говорит:

- Пускать в дом никого не велено - семь гномов мне это запретили.

- Оно правильно, — ответила крестьянка, — но куда же я дену свои яблоки? Хочешь, я тебе одно из них подарю?

-Нет,сказала Белоснежка, — мне брать ничего не велено.

-Ты что ж, отравы боишься? — спросила старуха.Погляди, я разрежу яблоко на две половники: красную съешь ты, а белую — я.

А яблоко так хитро было сделано, что только красная его половинка была отравленной. Захотелось Белоснежке отведать прекрасного яблока, и когда она увидела, что крестьянка его ест, девочка не удержалась, высунула из окошка руку и взяла отравленную половинку. Только откусила она кусок, как тотчас упала замертво наземь. Посмотрела на нее своими страшными глазами королева и, громко захохо­тав, сказала:

- Бела, как снег, румяна, как кровь, черна, как эбеновое дерево! Уж теперь-то твои гномы не разбудят тебя никогда! Она вернулась домой и стала спрашивать у зеркала:

- Зеркальце, зеркальце на стене,

Кто всех красивей в целой стране?

И ответило зеркало наконец:

- Вы, королева, красивее всех в стране.

Успокоилось тогда ее завистливое сердце, насколько мо­жет подобное сердце найти себе покой».

В этом месте раздаются вторично, на этот раз произне­сенные мачехой, слова о прообразе человеческой сущности: «Бела, как снег, красна, как кровь, черна, как эбеновое дере­во». Описанные в сказке три великих сужения человечес­кой сущности от космического сознания до совсем земного, которое мертво для всех существ духовного рода, изобра­жают путь, который человечество прошло за тысячелетия и который проходит каждая человеческая жизнь в период между седьмым годом Белоснежки и пятнадцатилетием ко­ролевны Шиповничек. Широкое, как мир, чувствование уже давно потеряно человеческой душой; позднее оказываются «отравленными» и силы мышления и головы. И разве не кажется, будто вкушение от отравленного яблока осуществилось окончательно в наше время, когда вся пища стала наполовину ядовитой, и сказка пророчествует нам об этом, своим символом. В пищевых продуктах действуют силы, которые делают человеческую душу чуждой ее собственной душевной силе и которые могли бы действовать вплоть до того, что могли бы навсегда разъединить человеческое бытие и духовную родину. Процесс идет по нарастающей: в «Шиповничке» говорится о «засыпании», в «Белоснежке» - об «отравлении», в сказке о Красной Шапочке - о «проглатывании волком».

Сочинитель сказок не применял ни одного образа без разбору. И здесь при отравлении ядом плода лишь яблоко может представить процесс. Яблоко - это сочный фруктовый плод. Почти все другие растения, кроме розоцветных, к которым принадлежит яблоня, имеют сухие плоды в связи с тем, что завязь растягивается под воздействием света и тепла, созревает и одновременно высыхает. С растениями, имеющими сочные плоды, происходит нечто удивительное, неповторимое. Завязь, это образование из света и тепла, спускается под цветоложем в стебель, то есть в ту область, где в растении снизу вверх действуют вода и пряность земли. (В ботанике эта завязь называется «нижней», а образовавшийся таким образом плод - «ложным».) Значит, яблоко, как представитель сочных плодов, помимо доли света я тепла, которой обладают все плоды, имеет еще и земную часть. Так как под искушением в раю подразумевается путь в земное, то и как образ его мог быть выбран лишь этот плод. Берущий яблоко чувствует, что он держит в руке нечто не­бесное и земное одновременно. В прошлые времена, когда большинство людей едва ли осознавали такие взаимосвязи, они все-таки чувствовали их.

Теперь гномы уже больше не могут помочь. Потому что ничего здорового не осталось в Белоснежке, и проявилось это трижды: «бела, как снег, румяна, как кровь, черна, как эбеновое дерево».

«Гномы, возвратясь вечером домой, нашли Белоснежку лежащей на земле, бездыханной и мертвой. Они подняли ее и стали искать отраву: они расшнуровали ее, причесали ей волосы, обмыли ее водой и вином, но ничего не помогло бедная девочка как была мертвой, так мертвой и осталась. Положили они ее в гроб, уселись все семеро вокруг нее, стали ее оплакивать и проплакали так целых три дня. По­том они решили ее похоронить, но она выглядела как жи­вая — щеки у нее были по-прежнему красивые и румяные.

И сказали они:

Как можно ее такую в землю закапывать?

И они велели сделать для нее стеклянный гроб, чтобы можно было ее видеть со всех сторон, и положили ее в тот гроб, написали на нем золотыми буквами ее имя и что была она королевской дочерью. Отнесли они гроб на гору, и всег­да один из них оставался при ней на страже. И явились также звери и птицы оплакивать Белоснежку: сначала сова, потом ворон и, наконец, голубок.

И долго-долго лежала в своем гробу Белоснежка, и казалось, что она спитбыла она бела, как снег, румяна, как кровь, и черноволоса, как эбеновое дерево».

В третий раз встречаем мы эти слова в этом месте сказки. Образ Белоснежки в стеклянном гробу на горе — самый потрясающий из всех в нашей сказке. Разве это не истин­ный образ того, в каком отношении к миру пребывает сегод­ня человеческая душа? Она мертва для существ природного мира. Эти существа со своей стороны могут и сегодня вос­принимать человеческую душу и оплакивать потерю — и плачут три дня. Они пишут на гробе золотыми буквами за­бытые людьми мудрые слова о том, что Белоснежка — ко­ролевская дочь.

Однако человеческая душа жива, потому что она долго лежала в гробу и тление не трогало ее. Она мертва для невидимых существ. Из стекла, как и ее гроб, и из кварца делаются инструменты — очки, микроскопы и подзорные трубы, — с помощью которых человек хочет как можно лучше узнать земной мир — в то время как на самом деле он, погрузившись в сон, лежит в этом стеклянном гробу. А гномы не оставляют человеческую душу, они охраняют гору и ждут. Вся природа, представленная здесь в виде совы, ворона и голубка — тварь стенающая, как говорит апостол Павел, — бодрствует у гроба и ожидает пробуждения человеческой души.

Все сказки повествуют о прошлом и одновременно смотрят в будущее. Поэтому они могут дать человеку мужество совершать жизненный путь.

В гот момент, когда кажется, что все приближается к своему концу, больше всего необходим душе, которая сама не может себе помочь, спаситель. «Когда же приближались дни...» (Евангелие от Луки, гл. 9,51 - Прим. перев.) - сказано в Библии, — время есть нечто сущностное, что не может быть изменено и человеком, — и тогда в поток временных событий вступает великий помощник человеческой души, с которым связана изначальная королевская человеческая душа. В «Шиповничке» тоже сказано: «А к тому времени как раз минуло сто лет». И лишь теперь может прийти королевич.

«Но однажды случилось, что заехал королевич в тот лес и попал в дом гномов, чтобы там переночевать. Он увидел на горе гроб, а в нем прекрасную Белоснежку, и прочел, что было написано на нем золотыми буквами. И сказал он тогда гномам:

- Отдайте мне этот гроб, я дам вам за это все, что вы пожелаете.

Но гномы ответили:

-Мы не отдадим его даже за все золото па свете.

Тогда он сказал:

-Так подарите мне его — я не могу жить, не видя Бе­лоснежки, я буду ее

глубоко уважать и почитать, как свою возлюбленную

Когда он это сказал, добрые гномы сжалились над ним и отдали ему гроб;

и велел королевич своим слугам нести его на плечах».

По прошествии ста лет шипы превратились в розы. Шиповничек пробуждается от жизненных сил, от поцелуя. Белоснежку же, как мертвую, в хрустальном гробу слуги короля уносят с этой горы светлого мыслительного сознания. И что же приносит помощь здесь?

«Но случилось так, что они споткнулись в кустах, и от сотрясения кусок отравленного яблока выпал из горла Белоснежки. Тут открыла она глаза, подняла крышку гроба, поднялась и ожила снова.

- Ах, Господи, где же это я? — воскликнула она.

Королевич, обрадованный, ответил:

- Ты со мной, — и рассказал ей все, что произошло, и молвил: - Ты мне милее всего на свете; пойдем вместе со мной в замок моего отца, и ты будешь моей женой. Белоснежка согласилась и пошла вместе с ним; и отпраздновали они свадьбу с большой пышностью».

Королевич заходит в избушку гномов, «чтобы там пере­ночевать». Сначала ночью приближается королевич к чело­веческой душе. В сфере души в сказке о Белоснежке, кото­рая «румяна, как кровь», существует, как образ поведения, только дарение. Этому королевичу гномы могут подарить долго оберегаемый, дорогой им гроб с их Белоснежкой. В каждой сказке всегда новыми символами описывается тот мотив, когда человеческая душа и человеческий дух при­ближаются друг к другу и друг друга ищут. Королевич — одновременно водитель всех человеческих духов, и он гово­рит душе: «Ты мне милее всего на свете; пойдем вместе со мной в замок моего отца...»

Слуги «спотыкаются». Что это означает? Белоснежка в гробу должна пережить «потрясение», и только потрясе­ние, совершенное судьбой и слугами короля, в состоянии пробудить человеческую душу, которая полностью «положе­на в гроб» в разуме. Ну а теперь Белоснежка должна вы­полнить положенное ей. «Кусок яблока», парализовавший все силы воли, удален. Белоснежка должна «открыть глаза, поднять крышку гроба и подняться». И лишь после того, как человеческая душа совершила эти действия, может быть сыграна свадьба.

Здесь, может быть, отсутствует один нюанс, как это часто случается в сказках братьев Гримм. Это было в какой-то мере последнее мгновение, когда осколки этого мира вещих образов, которые еще жили в некоторых людях в форме сказок, были собраны и записаны, тогда как до этого они передавались лишь устным способом. Кое-что здесь может отсутствовать. Должны ли гномы, подарившие гроб и так долго оберегаемую Белоснежку, оставаться теперь одни на горе или под горой, вдали от Белоснежки? Нет, гномы мо­гут тоже идти на свадьбу человеческой души с королевичем. Они тоже идут в его королевство. Когда человеческая душа «пробудилась», существа природного мира снова могут при­нять участие в духовной жизни человеческой души. В «Красной Шапочке» спасителем является не королевич, а охот­ник, отличающийся «меткостью» и силой. Здесь он мужес­твенно берется за ножницы (образ отточенной силы сужде­ния нового мышления), чтобы вызволить Красную Шапоч­ку из мрака. Красная Шапочка целиком погрузилась в чувственный мир, она удаляется от дороги и своим поведением дает волку возможность одолеть древние ясновидящие силы души — бабушку, да и саму Красную Шапочку.

Через сравнение трех сказок, которое было намечено здесь в некоторых местах, можно совершенно ясно представить себе, что происходит в каждой отдельной сказке. Понятое через образ соответствует замечанию Рудольфа Штайнера о том, что в сказках о королевне Шиповничек, Белоснежке и Красной Шапочке, которые он советует ставить вместе, об­разно говорится о развитии души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. Отсюда - три разных образа, три возрастания. В «Шиповничке» вместе с королевной вызволяются старый король и весь замок, в «Белоснежке» - существа природного мира, и только в «Красной Шапочке» указывается на то, что на новой ступени снова могут появиться ясновидящие душевные силы.

«Но на свадебный пир была приглашена и злая мачеха Белоснежки. Нарядилась она в красивое платье, подошла к зеркалу и сказала:

-Зеркальце, зеркальце на стене,

Кто всех красивей в целой стране?

И ответило зеркало:

-Вы здесь, госпожа королева, красивы собой,

Но юная королева в тысячу раз богаче красой!»

Зеркало знает о прогрессе в истории сознания и о красоте юной новой королевы, пережившей метаморфозу человеческой души.

«И вымолвила тогда злая женщина свое проклятье, и стало ей так страшно, так страшно, что она не знала, как ей с собой совладать. Сначала она решила совсем не идти на свадьбу, но не было ей покоя — ей хотелось пойти и пос­мотреть на молодую королеву. Она вошла во дворец и узна­ла Белоснежку, и от страха и ужаса как стояла, так на месте и застыла.

Но уже были поставлены для нее на горящие угли желез­ные туфли, их принесли, держа щипцами, и поставили пе­ред нею. И она должна была ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока нако­нец не упала, мертвая, наземь».

Каждая сказка — это часть драмы всех душевных сил человека. В человеке живет и злая королева с ее тщеслави­ем, завистью и ложью. Эти душевные силы должны быть, однако, преодолены, если должны произойти нарастание развития и свадьба очистившейся души с королевичем. «Жгучее честолюбие», «пылающая ненависть» должны быть уничтожены самой душой в огне очищения.

Если взрослый рассказывает ребенку сказку, зная о язы­ке образов, то эти образы не вызовут в ребенке страха, а — сотни раз можно было пережить это! — это будет скорее глубокое удовлетворение от торжества добра и от победы над злом.

А молодежи мы можем сказать, если мы углубились в эти образы: мы живем в центре значительнейшего поворота в мировой истории. А именно в тот момент, когда, образно говоря, пробуждается Шиповничек, Белоснежка поднимает крышку гроба, а охотник вспарывает брюхо волку. Спуск произошел сам по себе. Для того, чтобы вернуться назад, каждая человеческая душа сама должна сделать что-нибудь. Сказки повествуют о совершенно новых путях в будущем.

Особенность сказки о Белоснежке заключается в досто­верности того, что существа природного мира, которые на протяжении тысячелетий в страдании и ожидании служили человеку, снова могут участвовать в духовной жизни чело­века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: