«Общими для всех сказок являются остатки уходящего в древнейшие времена верования, которое выражает себя через образное понимание сверхчувственных вещей. Это мифическое верование походит на маленькие кусочки расколовшегося драгоценного камня, которые россыпью лежат на поросшей травой и цветами земле и могут быть обнаружены лишь зорко смотрящим глазом. Смысл его давно утерян, но он еще воспринимается и наполняет сказку содержанием, одновременно удовлетворяя естественное желание чудес; сказки никогда не бывают пустой игрой красок, лишенной содержания фантазии» (Вильгельм Гримм).
Каким путем человечество приходит к тому, чтобы выражать себя через образное понимание? И какие сверхчувственные вещи находят в сказках свое выражение?
Современное исследование сказок говорит: сказки суть вещие сны народов. В сновидении нет места мысли. Образы проходят в пестрой смене через душу. В наше время эти образы большей частью лишь хаотичные, пронизанные желаниями слепки событий дня. Но другой вид сновидений указывает все-таки на более глубокие связи. Мы можем, например, увидеть во сне, что дом, в котором мы живем, начинает гореть. Мы бежим прочь от огня, просыпаемся — а у нас жар. Тело приняло вид дома, жар — вид огня. Умирающие часто видят во сне, что они должны уехать из своего дома, дети, напротив, что они ищут домик. Или мы заблудились в лесу и не находим дороги, или скалы и горы возвышаются перед нами, а мы не можем пройти сквозь них. Мы постигаем: эти образы не только слепки событий дня, как в обычном хаотичном сновидении, они отображают безвыходные ситуации, в которых мы находимся. Третий вид сновидений стал в наше время редкостью, но его еще можно встретить, особенно при более глубоких душевных потрясениях. Это сновидение судьбы, пророческий вещий сон, в котором выражает себя внутричеловеческое. Здесь мы находимся на уровне точного вещего образа, на уровне создающего образы сознания, из которого берут свое начало сказки.
|
|
На более ранней ступени развития человечества это сознание было присуще всем народам. Ночное сновидение — это последнее, что осталось от него. Первоначально человек днем, позднее — преимущественно лишь ночью жил сно-видческой жизнью образов. Он видел не только — как современный человек — физическими глазами, предметно осязаемый внешний чувственный мир, он видел также действующий в нем мир сущностей. В то время, как его еще несравненно более пластичная сущность вступала в контакт с другими сущностями, он копировал их в себе, сущность выражала себя в сущности через внутренний образ. Это ясновидение жило в человеке как природная сила. Это была мифологическая эпоха. Из переживания божественного сверхмира человек получал свои величественные имагинации (imago — образ) о возникновении мира и человечества, миф. Божественные силы были для него внутренне видимыми. Ведь и водительствующий дух своего народа он постигал, не мысля так абстрактно, как мы, а видя его как действующее существо. Так, к примеру, германский народный дух, который не мог еще высказываться в едином народе, а действовал сегодня в одном племени, завтра — в другом, имагинативно переживался как путник. Таким образом открывались человеку в образах великих героических сказаний судьбы и пути развития народов, к которым он принадлежал или с которыми должен был вступать в противоборство.
|
|
Из переживания собственной сущности и собственной судьбы человек создал следующий вид повествования — предания.
Сказки — это выраженные в образах внутренние судьбы и пути развития отдельного человека
В мифическую эпоху люди видели вещие образы (сновидческие имагинации). С развитием мышления они облекались в слова и рассказывались. Самыми первыми сказителями были во времена женской эпохи человечества хранительницы племени, провидицы и пророчицы. Так еще Тацит рассказывает о великой провидице Веледе.
В мужскую эпоху задача рассказывания мифов, героических сказаний и преданий лежала на бардах и рапсодах, посланных центрами мистерий кельтских друидов — королевскими дворами раннего периода германской культуры.
В центре нашего германского Мифа стоит то великое изменение создания, которое в XIX веке Зимрок облек в выражение «Сумерки Богов». Ясновидение божественного сверхмира темнеет, и самостоятельное соединение с постоянно переживавшимся потусторонним миром угасает. Одновременно с этим в европейском человеке пробуждается самостоятельная личность, Я. Это грандиозное событие означает судьбу для европейской части человечества, но также и судьбу для каждого отдельного человека. Сказки, собранные братьями Гримм в неустанном старании, отражают по существу это изменение сознания: необходимо покинуть королевство, отказаться от королевской власти; начинаются нужда и испытания. Наконец, собственными силами находится королевство и обретается новая королевская власть. Мы познаем пути развития личности, индивидуализации. Сказки показывают опасности этих путей, задачи и испытания, которые нужно выдержать, равно как и достигнутые ступени становления. Высочайшая ступень — человек, верующий в Христа. Это не выражается в христианских именах, а открывается через содержание. Здесь имеют силу слова Иоанна: «И сделавшему нас царями...» (Откровение, гл. 1, 6. - Прим. перев.) Правда, способность создавать образы была всеобщей, и иная сказка могла возникнуть в народе здесь или там. Но наши наиболее значительные сказки являют столь глубокое познание человеческой сущности, столь целостное ведение внутреннего развития к целям настоящего и далекого будущего, что мы узнаем в этом водительство великих педагогов. Мы не знаем имен, но тщательное наблюдение пути возникновения и его символики позволяет нам познать в общем сказительном богатстве определенные центры.
Сказки — это сознательные наставления и великие воспитательные и образовательные средства народов
Вплоть до IX века в Европе имела силу так называемая трихотомия — деление человека на тело, душу и дух. Педагоги, создававшие сказки, поддерживали и дальше учение о трехчленном человеке, понятийно сформулированное уже Аристотелем, хотя в то время до уровня догмы было поднято двойное деление — на тело и душу. Важным ключом стало рассмотрение сказок с этой точки зрения. Дух человека, его вечная энтелехия, его Я появляются в мужском образе, и все подчиненные ему силы представляются как мужские. Душа открывается в образном языке всех народов как женское существо, и все душевные качества появляются в женских образах. Тело, как защищающая оболочка, являет себя в виде дома, замка, хижины, башни.
|
|
Каждая сказка похожа на маленькую драму, которая разыгрывается на нашей внутренней сцене. Ее человеческие персонажи — это персонификации душевно-духовных сил; влечения и инстинкты, напротив, появляются в этой связи в виде животных. Хотя действие берет свои образы из предметного, внешнего мира, понимать его нужно как абсолютно внутреннее событие. Каждый ландшафт есть соответственно внутреннее место действия.
Сегодня мы должны стараться понять сказки заново, так как современный человек больше не понимает язык образов. Хотя наш язык полон образных выражений, большинство их возникло из образов. Язык — это застывший образ. Но интеллектуальное мышление больше не видит образа. Постижение образов в слове — это следующий важный ключ.
Почему сказки важны для духовного развития ребенка?
Ключом к пониманию значения сказки и ее места в воспитании ребенка может служить высказывание одного из современников Гёте: «История каждого достигшего полного развития человеческого индивидуума есть одновременно история его рода» (Вик).
Развитие, которое проходит человечество в целом, повторяется в каждом отдельном человеке, ранние времена развития человечества отображаются в ребенке, он как бы воплощает в себе мифическую эпоху. Этот период ребенок переживает в возрасте от четырех до восьми лет. Именно в эти годы он живет в мире созданных им самим образов. Ребенок — это существо, еще не абстрактно мыслящее, а создающее на душевном уровне образы, что и доказывает непосредственно детская игра. Сюда добавляется следующий важный закон: человечество подчиняется закону изменения сознания (Р. Штайнер). Сознание человека непрерывно изменяется, и воспитание должно принимать во внимание это изменение сознания.
|
|
Ребенок нуждается в это время в классических народных сказках с их первозданным образным языком, и в разговоре с ним тоже должны преобладать образные выражения.
После мифической эпохи началось развитие мышления, человек жил как в сновидении и ясновидении, так и в мышлении. Повествования говорят образами и мыслями. Внешние события находят свое выражение в обычном языке, внутренние — в образах. Эта эпоха повторяется в ребенке, начиная приблизительно с восьми лет, как образно-мыслительный период. К этой стадии относятся саги и легенды; героические сказания как собственного народа, так и сказания другого рода. Великий документ этой эпохи человечества — Ветхий Завет, говорящий на двух языках.
Непосредственный мыслительный период достигается тогда, когда начинается пора зрелости, лишь к этой эпохе относится художественная сказка. Она происходит из совершенно другой сферы, является продуктом, состоящим из разума и фантазии. Художественная сказка — это литература, настоящая сказка — это имагинация.
Представленные здесь толкования, само собой разумеется, не предназначены для ребенка. В детском возрасте еще нельзя вести душу от образа к интеллектуальному пониманию. Нo родители, воспитательницы детских садов, учителя будут более ответственными в выборе сказок и при устном рассказывании, если они будут знать о смысле и значении этого древнего наследия.
Объединенные в этой книге интерпретации — это выдержки из докладов, которые были сделаны в разных городах разных стран. Они образуют соответственно завершенные в себе толкования. Некоторые повторения мотивов и образов были неизбежны, так как каждая сказка должна оставаться самостоятельным целым. В заключение дан краткий обзор самых существенных, встречающихся в этих сказках символов.