Сказка о Красной Шапочке показывает драму, похожую на изображенную в сказке о волке и семерых козлятах. Здесь, однако, происходящее разыгрывается не в инстинктивной сфере: мы слышим о самой душе.
«Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, ни взглянет на нее, всем она нравилась, но больше всех ее любила бабушка и готова была все ей отдать. Вот подарила она ей однажды шапочку из красного бархата, и оттого, что шапочка эта была ей очень к лицу и никакой другой она носить не хотела, прозвали ее Красной Шапочкой».
Неопытной, наивной и невинной предстает детская душа, любимая всеми. Красная шапочка бабушки — ее заметное и важное имущество. «Ich nehme das auf meine Kappe» (Дословно: «Я беру это на свою шапку?», то есть «я беру это на свою ответственность». — Прям, перев.) — говорит образное выражение нашего языка. Здесь подразумевается не внешняя шапка, равно как и в выражении «Da geht mir der Hut hoch» (Дословно: «У меня шапка поднимается», то есть «я выхожу из себя, я теряю терпение». — Прим. перев.).
Но что такое внутренняя шапка? Это наше собственное мышление, наше мозговое мышление. Ведь: мозг сидит, как шапка на голове. И как она закрывает нас и ограничивает сверху, так и наше головное мышление означает некую изоляцию. Ведь в нем живет наш глубоко личный внутренний мир. Этот внутренний мир закрывает нас прежде всего от духовного сверхмира. Правда, мысля, мы можем снова обретать связь с этим сверхмиром, но не тогда, когда мы, как Красная Шапочка, наивны и неопытны. В то время, как человек более ранних веков приобретал свое познание через ясновидческие образы — еще в античные времена человек видел духов мщения в образе эриний или фурий, — человек нового времени должен мысленно перерабатывать в своей совести последствия своего поступка, он должен брать их на свою ответственность (auf seine Карре nehmen).
Если сказка хочет указать на то, что кровь оказывает воздействие на это мозговое мышление, то в ней говорится о красной шапке. Как позитивный или негативный образ красная шапка встречается в различных европейских сказках. В крови живет природа страсти: «Ich sehe rot» (Дословно: «Я вижу красное, то есть «я выхожу из себя, я теряю голову от ярости». — Прим. перев.) — говорит кое-кто в возбуждении; но и наше Я зависит от крови. Здоровая алая кровь пробуждает пас, чеканит личность, в то время как иначе личность становится слабой и апатичной. Вид мышления проявляется в цвете головного убора, сам процесс отражается как в культе, так и в обрядах и обычаях. Белые головные уборы указывают на то, что мышление устремляется больше на нематериальное, сверхземное (см. церковные головные уборы, митра епископа и др.). Черный головной убор означает противоположность: мышление занято земным миром. В каком-то из культовых отправлений голова священника должна быть не покрыта. Во время проповеди, где находят выражение собственные мысли, надевается черный берет. Судья, например, надевает при произнесении приговора черную судейскую шапочку, потому что он должен взять на свою ответственность (auf seine Карре nehmen), на профессиональную ответственность (aufdie Amtskappe) вынесенный на основании его понимания приговор. Повсюду, где снимают шляпу перед уважаемыми личностями, это имеет свои корни в том же мировоззрении: перед тобой мое собственное мышление ничего не значит, моя сущность открыта твоей сущности. Это хочет сказать обычай.
Бабушка подарила ребенку красную шапочку: из древнего смутно предугадывавшего что-то знания сформировалось это пронизанное Я, личностное головное мышление. Сама она еще не обладает им. Она «большая и старая». По-новому начинающееся развитие и развитие, приближающееся к своему концу, стоят друг против друга. Появилась душа с пронизанным Я мышлением, и каждый рад этому развитию.
«Вот однажды мать ей говорит:
— Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай отнеси это бабушке; она больная и слабая, пускaй поправляется. Выходи из дому пораньше, пока не жарко, да, смотри, иди скромно, как полагается; в сторону с дороги не сворачивай; а то, чего доброго, упадешь и бутылку разобьешь, тогда бабушке ничего не достанется. А как войдешь к ней в комнату, не забудь с ней поздороваться, а не то чтобы сперва по всем углам туда да сюда заглядывать.
— Я уж справлюсь как следует, - ответила матери Красная Шапочка и с ней попрощалась».
Древняя мудрость предков нуждается в любящей памяти и в заботе воспоминания. Хлеб и вино — святые дары. Материнская душа готовит их, детская должна отнести их в дар. То, насколько она является еще детской, сказка рисует нам несколькими словами. Разве не каждая Красная Шапочка сворачивает с дороги и прислушивается к голосу собственного разума? И вежливость по отношению к другим нужно беспрестанно упражнять, потому что иначе нас слишком сильно занимает наше собственное хозяйство. Любопытство же наличествует в избытке, потому что ведь нужно познать мир вплоть до каждого уголка.
Нам показана здесь неопытная в мышлении душа, наивная в своем познании. Таковой она была, когда в человечестве наступило время интеллектуального мышления, такова она в каждом человеке, когда он только начинает ходить в школу. Этот временной момент означает кризис.
«А жила бабушка в самом лесу, полчаса ходьбы от деревни будет. Только вошла Красная Шапочка в лес, а навстречу ей волк. А Красная Шапочка и не знала, какой это злющий зверь, и вовсе его не испугалась.
— Здравствуй, Красная Шапочка! — сказал волк.
— Спасибо тебе, волк, на добром слове.
— Куда это ты, Красная Шапочка, собралась так рано?
— К бабушке.
— И что это у тебя в переднике?
— Вино и пирог, мы его вчера испекли, хотим чем-нибудь порадовать бабушку, она больная да слабая, пускай поправляется.
— Красная Шапочка, а где живет твоя бабушка?
— Да вон там, чуть подальше в лесу, надо еще с четверть часа пройти; под тремя большими дубами стоит ее домик, а пониже густой орешник — ты-то, пожалуй, знаешь, — сказала Красная Шапочка.
“Славная девочка, — подумал про себя волк, — лакомый был бы для меня кусочек; повкусней, пожалуй, чем старуха; но чтоб схватить обеих, надо дело повести похитрей”».
Если в «Шиповничке» мы познакомились с силой зла, которую наши предки называли Локи, а Библия — Люцифером, то здесь перед нами стоит та сила, которая названа в Библии Сатаной. В наше время мы больше не различаем четко эти силы, мы называем их просто Чертом. Но сказки очень точно дифференцируют спиритуальные отношения. Это известная, но не постигнутая в истинном свете сила заблуждения и лжи, которая затемняет человеку истину, представляет ему чувственный мир, как единственно подлинный, и отдает его во власть одностороннего материализма. Здесь подразумевается «невинный» зверь волк. Фенриром называли его наши предки, у персов было для него имя Ариман. Германский миф говорит о том, что он вызовет «Сумерки Богов». Но когда божественный мир погружается в сумерки и не может быть видим, то и отдельная душа становится жертвой омрачения. Красная Шапочка являет нам внутричеловеческий кризис, вызванный влиянием волчьего начала. Самая большая опасность при встрече со злом таится в наивности, которая не узнает его. Однако Красная Шапочка не знала, какой злой зверь это был. Более того, она выдает ему дорогу к бабушке, таким образом показывая, где прибывает в первоначальном состоянии достойное уважения наследие. До германцев в Средней Европе жили кельты. Они обладали высокообразованным сословием священнослужителей, друидов.(В греческом языке слово «drys» означало «дуб»...) Перед домом друида стояли как символ три дуба. Друиды активно боролись против наступавшего и на Север затменияспиритуальной передачи еще космического знания. Они познали волка. Орешник считался в кельтском языке образов одним из видов древа жизни. Там, где еще царит друидская традиция, под тремя большими дубами находится центр жизненных сил (орешник). «Ты-то, — пожалуй знаешь», — говорит Красная Шапочка. Так говорит величайшая наивность.
«И он пошел рядом с Красной Шапочкой и говорит:
- Красная Шапочка, погляди, какие кругом красивые цветы, почему ты не посмотришь вокруг? Ты разве не слышишь, как прекрасно распевают птички? Ты идешь, будто в школу торопишься, — а в лесу-то как весело время провести!
Глянула Красная Шапочка и увидела, как пляшут повсюду, пробиваясь сквозь деревья, солнечные лучи, и все кругом в прекрасных цветах, и подумала: “Хорошо бы принести, бабушке свежий букет цветов — это будет ей, наверно, тоже приятно; еще ведь рано, я успею прийти вовремя."
И она свернула с дороги прямо в лесную чащу и стала собирать цветы. Сорвет цветок и подумает: “А дальше вон растет еще красивей " — и к тому побежит; и так уходила она все глубже и глубже в лес».
Красная Шапочка раскрыла глаза: «... и открылись глаза у них обоих», - сказано в Библии после обольщения змеем. Взгляд отвлекается от внутреннего душевного мира и направляется на внешний чувственный мир. Душа спешит от впечатления к впечатлению, от одной чувственной радости к другой; она собирает их, как цветы в букет.
«А волк тем временем кинулся прямехонько к бабушкиному дому и в дверь постучал.
— Кто там?
— Это я, Красная Шапочка, принесла тебе вино и пирог, открой мне.
— А ты нажми на щеколду, — крикнула бабушка, — я очень слаба, подняться не в силах.
Нажал волк на щеколду, дверь быстро отворилась, и, ни слова не говоря, он подошел прямо к бабушкиной постели и проглотил старуху. Затем он надел ее платье, на голову — чепец, улегся в постель и задернул полог.
А Красная Шапочка все цветы собирала, и, когда она уже их набрала так много, что больше нести не могла, вспомнила она о бабушке и отправилась к ней. Она удивилась, что дверь настежь открыта, а когда вошла в комнату, все показалось ей таким странным, и она подумала: “Ах, Боже мой, как мне нынче тут страшно, а ведь я всегда бывала у бабушки с такою охотой!” И она крикнула:
— Доброе утро! — но ответа не было.
Тогда. она подошла к постели, раздвинула полог, видит — лежит бабушка, чепец надвинут у нее на самое лицо, и выглядит она так странно-странно.
— Ой, бабушка, отчего у тебя такие большие уши?
— Чтоб лучше тебя слышать!
— Ой, бабушка, а какие у тебя большие глаза!
- Это чтоб лучше тебя видеть!
— Он, бабушка, а что это у тебя такие большие руки?
- Чтоб легче тебя схватить!
- Ох, бабушка, какой у тебя, однако, страшно большой рот!
Это чтоб легче было тебя проглотить!
Только сказал это волк, и как вскочит с постели — и проглотил бедную Красную Шапочку».
В то время как душа отдана только чувственному миру — было бы хорошо, если бы это произошло не по совету волка — древняя мудрость предков (бабушка) обречена па судьбу омрачения. Так же, как достойные уважения нравы и старые обычаи сначала исчезли, человечество, когда развилось современное мышление, перестало уважать вековые традиции предков, так и в отдельном человеке угасает богатое предвидениями чувствование, признание, которое долго имело силу. Человек сам, ничего не подозревая, отдает это знание на произвол той тормозящей и уничтожающей жизнь силе, которую наши предки называли волком. Здесь он надевает на себя не овечью шкуру, а платье бабушки, это значит, он так облачается в традиционное знание, что неопытность считает, будто слышит язык древней мудрости, которая на самом деле превратилась в ложь. Неопытность видит не человечески-душевное, а животно-инстинктивное. Эгоизм и чувственная жажда жизни настигают ее, ловят и проглатывают, и душа подвергается омрачению.
«Наелся волк и улегся опять в постель, заснул и стал громко-громко храпеть. А проходил в ту пору мимо дома охотник и подумал: “Как, однако, старуха сильно храпит, надо будет посмотреть, может, ей надо чем помочь”. И он вошел к ней в комнату, подходит к постели, глядь — а там волк лежит.
— А-а! Вот ты где, старый греховодник! — сказал он. — Я уж давненько тебя разыскиваю.
И он хотел было уже прицелиться в него из ружья, да подумал, что волк, может быть, съел бабушку, а ее можно еще спасти; он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку. Сделал он несколько надрезов, видит — просвечивает красная шапочка, надрезал еще, и выскочила оттуда девочка и закричала:
— Ах, как я испугалась, как было у волка в брюхе темно-темно!
Выбралась потом оттуда и старая бабушка, жива-живехонька, еле могла отдышаться. А Красная Шапочка притащила поскорее больших камней, и набили они ими брюхо волку. Тут проснулся он, хотел было убежать, но камни были такие тяжелые, что он тотчас упал, — тут ему и конец настал».
В германском мифе Вндар, молчаливый бог асов, долго ждавший — потому что волку отпущено его время, — засовывает Фенриру в пасть свой башмак и побеждает его. Если миф указывает на мощную духовную борьбу человечества, то сказка повествует о событиях внутренней жизни человека. По словам Вильгельма Гримма, сказка — это кусочек от расколовшегося драгоценного мифа-камня. Появляется охотник, оказывающий помощь; он символизирует собой сущностную силу, которая уверенно «берет на мушку» дикие влечения и уничтожает их. Но здесь возникает необходимость в ножницах. Ножницы, которые состоят из двух ножен, являются символом удвоенно заостренной силы суждения. Лишь эта сила суждения способна снова освободить душу. «Ах, как было у волка в брюхе темно-темно», то есть: как мрачно было время, когда волк еще не был познан. Он должен погибнуть от собственного смертоносного материализма (камней).
«И были все трое очень и очень довольны. Охотник снял с волка шкуру и отнес ее домой. Бабушка скушала пирог, выпила вина, что принесла ей Красная Шапочка, и начала поправляться да сил набираться, а Красная Шапочка подумала: “Уж с этих пор я никогда в жизни не буду сворачивать одна с большой дороги в лесу без материнского позволения"».