Гримм, 15
«Жил на опушке дремучего леса бедный дровосек со своей женой и двумя детьми: мальчика звали Гензель, а девочку — Гретель. Жил дровосек впроголодь. Вот наступила однажды в той земле такая дороговизна, что не на что было ему купить даже хлеба на пропитание.
И вот под вечер, лежа в постели, стал он раздумывать, и все одолевали его разные мысли и заботы. Повздыхал он и говорит жене:
— Что же теперь будет с нами? Как нам прокормить бедных детей, нам-то ведь и самим есть нечего!
— А знаешь что, — отвечала жена, — давай-ка пораньше утром, только начнет светать, заведем детей в лес, в самую глухую чащу; разведем им костер, дадим каждому по куску хлеба, а сами уйдем на работу и оставим их одних. Дороги домой они не найдут, вот мы от них и избавимся.
— Нет, жена, — говорит дровосек, — этого я не сделаю, ведь сердце-то у меня не камень, я детей одних бросить в лесу не могу, там нападут на них дикие звери и их разорвут.
— Эх ты, простофиля! — говорит' жена. — Ведь иначе мы все вчетвером с голоду пропадем, и останется только одно - гробы сколачивать. — И она донимала его до тех пор, пока он с ней не согласился.
|
|
— А все-таки жалко мне моих бедных детей! — сказал дровосек».
Живая и зеленеющая, постоянно растущая — такова всякая истинная мудрость. Она стремится к небу, как стремится ввысь дерево. Гёте говорит: «Сера, мой друг, теория, лишь древо жизни вечно зеленеет».
Если человек становится абстрактным мыслителем, он заставляет это дерево засохнуть. Он не следует своим живым наблюдениям, чтобы создать пространство для нового опыта и превратить этот опыт в проницательность, он остается погруженным в серые теории. Он рубит это дерево, потому что он не может больше понимать живое, а понимает лишь лишенное цельности. Он анализирует и классифицирует. Его мысли точны, но в них нет сока и силы. Он «расщепляет» понятия и может «наломать дров», как наглядно говорит об этом язык, и достаточно часто он попадает на ложный путь (на лесовозную дорогу). Сказка называет такого человека «бедным дровосеком», потому что он имеет дело с «задеревеневшим». Вообще-то рубка дров совершенно необходима и полезна. Этот образ с той же частотой является и в положительном смысле. Современный мыслитель также должен быть еще и дровосеком. Но здесь разворачивается драма человека, который пока еще всего лишь бедный дровосек.
Он не мог пронести живой свою теплую, полную жизни душевную сущность (свою жену). Она умерла для него, и теперь суровая, настроенная на материальное душа властвует во внутреннем мире. Она становится злой мачехой его детям. Юные, с надеждой стремящиеся в жизнь силы наполовину осиротели и вынуждены страдать от жесткости души. Это — рожденное из отцовской самости еще в истинной одушевленности чувство — Гретель и погруженная в процесс становления воля — Гензель. Чувство и воля связаны друг с другом как сестра и брат. Но мы не можем, уподобляясь дровосеку, рассматривать их обоих как абстрактные силы. Это — полные жизни сущностные силы. Ведь человек соединяет в себе древнее наследие и юное становление. Он всегда стоит между Вчера и Завтра.
|
|
Дровосек голодает, вместе с ним голодают и его дети. У них нет больше хлеба. В самой совершенной из всех молитв мы просим о хлебе насущном. Он — важнейшая пища для нашего тела. Но что столь же важно для внутреннего человека, как хлеб для внешнего? Когда Христос говорит: «Я есмь хлеб жизни», Его слова указывают на высочайшую силу символа, потому что Он — Творец и Исцелитель, который должен быть познан. Духопознание — это важнейшая пища, это хлеб.
«Дети от голоду не могли уснуть и слышали все, что говорила мачеха отцу. Залилась Гретель горькими слезами и говорит Гензелю:
— Видно, нам теперь пропадать придется.
— Тише, Гретель, — сказал Гензель, — не горюй, я уж что-нибудь да придумаю.
И вот, когда родители уснули, он встал, надел свою курточку, отворил дверь в сени и тихонько выбрался на улицу. В ту пору ярко светила луна, и белые камешки, лежавшие перед избушкой, блестели, словно груды серебряных монет.
Гензель нагнулся и набил ими полный карман. Потом вернулся он домой и говорит Гретель:
— Утешься, милая сестрица, спи себе теперь спокойно, Господь нас не оставит. — И с этими словами он снова улегся в постель.
Только стало светать, еще и солнышко не всходило, а мачеха уже подошла и стала будить детей:
— Эй вы, лежебоки, пора подниматься, собирайтесь-ка с нами в лес за дровами!
Дала она каждому из них по кусочку хлеба и говорит:
- Вот это будет вам на обед; да смотрите, не съешьте его раньше времени, больше ничего не получите.
Гретель спрятала хлеб в свой передник, ведь у Гензеля карман был полон камней. И они собрались идти вместе в лес. Прошли они немного, вдруг Гензель остановился, оглянулся назад, посмотрел на избушку — так он все время оглядывался назад и останавливался. А отец ему и говорит:
— Гензель, чего это ты "Все оглядываешься да отстаешь? Смотри не зевай, иди побыстрей.
— Ах, батюшка, — ответил ему Гензель, - я все гляжу на свою белую кошечку, вон сидит она на крыше, будто хочет сказать мне “прощай”.
А мачеха и говорит:
— Эх, дурень ты, это вовсе не твоя кошечка, это утреннее солнце блестит на трубе.
А Гензель вовсе и не на кошечку смотрел, а доставал из кармана и бросал на дорогу блестящие камешки.
Вот вошли они в самую чащу леса, а отец и говорит:
— Ну, дети, собирайте теперь хворост, а я разведу костер, чтобы вы не озябли.
Гензель и Гретель собрали целую кучу хворосту. Разожгли костер. Когда пламя хорошо разгорелось, мачеха говорит:
— Ну, детки, ложитесь теперь у костра да отдохните как следует, а мы пойдем в лес дрова рубить. Как кончим работу, вернемся назад и возьмем вас домой.
Сели Гензель и Гретель у костра, и когда наступил полдень, каждый из них съел по кусочку хлеба. Они все время слышали стук топора и думали, что их отец где-то поблизости. Но то был совсем не стук топора, а чурбана, который привязал дровосек к сухому дереву, и он, раскачиваясь под ветром, стучал о ствол.
Долго сидели они так у костра, от усталости стали у них глаза закрываться, и они крепко-крепко уснули. А когда проснулись, была уже глухая ночь. Заплакала Гретель и говорит:
-- Как же нам теперь выбраться из лесу?
Стал Гензель ее утешать.
— Погоди маленько, скоро взойдет луна, и мы уж найдем дорогу.
|
|
Когда взошла луна, взял Гензель сестрицу за руку и пошел от камешка к камешку, а сверкали они, словно новые серебряные денежки, и указывали детям путь-дорогу. Они шли всю ночь напролет и подошли на рассвете к отцовской избушке.
Они постучала, мачеха открыла им дверь; видит она, что это Гензель и Гретель, и говорит:
— Что же это вы, скверные дети, так долго спали в лесу? А мы уж думали, что вы назад вовсе не хотите возвращаться.
Обрадовался отец, увидев детей, — было у него на сердце тяжело, что бросил он их одних.
А вскоре опять наступили голод и нужда, и дети услышали, как мачеха ночью, лежа в постели, говорила отцу:
— У нас опять все уже съедено, осталось только полкраюхи хлеба, видно, нам скоро конец придет. Надо бы нам от детей избавиться: давай заведем их в лес подальше, чтоб не найти им дороги назад, другого выхода у нас нет.
Тяжело стало на сердце у дровосека, и он подумал: “Уж лучше бы мне последним куском с детьми поделиться”. Но жена и слышать о том не хотела, стала его бранить и попрекать. И вот — плохое начало не к доброму концу, - уступил он раз, пришлось ему и теперь согласиться.
Дети еще не спали и слышали весь разговор. И только родители уснули, поднялся Гензель опять и хотел было выйти из дому, чтобы собрать камешки, как и в прошлый раз, но мачеха заперла дверь, и Гензель выбраться из хижины не смог. Он стал утешать свою сестрицу и говорит:
— Не плачь, Гретель, спи спокойно, уж Бог нам как-нибудь да поможет.
Рано утром пришла мачеха и подняла детей с постели. Дала им кусок хлеба, он был еще меньше, чем в первый раз. По дороге в лес Гензель крошил хлеб в кармане, все останавливался и бросал хлебные крошки на дорогу.
— Что это ты, Гензель, все останавливаешься да оглядываешься?— сказал отец. — Ступай своей дорогой.
— Да это я смотрю на своего голубка, вон сидит он на крыше дома, будто со мной прощается, — ответил Гензель.
— Дурень ты, — сказала мачеха, — это вовсе не голубь твой, это утреннее солнце блестит на верхушке трубы.
А Гензель все бросал и бросал по дороге хлебные крошки. Вот завела мачеха детей еще глубже в лес, где они ни разу еще не бывали. Развели опять большой костер, и говорит мачеха:
|
|
— Детки, садитесь вот тут, а устанете, так поспите маленько; а мы пойдем в лес дрова рубить, а к вечеру, как кончим работу, вернемся сюда и возьмем вас домой.
Когда наступил полдень, поделилась Гретель своим куском хлеба с Гензелем — ведь он весь свой хлеб раскрошил по дороге. Потом они уснули. Но вот уж и вечер прошел, и никто за бедными детьми не приходил. Проснулись они темной ночью, и стал Гензель утешать сестрицу:
- Погоди, Гретель, вот скоро луна взойдет, и станут видны хлебные крошки, что я разбросал по дороге, они укажут нам дорогу домой.
Вот взошла луна, и дети отправились в путь-дорогу, но хлебных крошек не нашли, — тысячи птиц, что летают в лесу и в поле, все их поклевали. Тогда Гензель и говорит Гретель:
— Мы уж как-нибудь да найдем дорогу.
Но они ее не нашли. Пришлось им идти целую ночь и весь день, с утра и до самого вечера, но выбраться из лесу они не смогли. Дети сильно проголодались, ведь они ничего не ели, кроме ягод, которые собирали по пути. Они так устали, что еле-еле передвигали ноги, и вот прилегли они под деревом и уснули.
Наступило уже третье утро с той поры, как покинули они отцовскую избушку. Пошли они дальше. Идут и идут, а лес все дремучее и темнее, и, если бы вскоре не подоспела помощь, они выбились бы из сил.
Вот наступил полдень, и они заметили на ветке красивую белоснежную птичку. Она пела так хорошо, что они остановились и заслушались ее пеньем. Но вдруг птичка умолкла и, взмахнув крыльями, полетела перед ними, а они пошли за ней следом и шли, пока наконец не добрались до избушки, где птичка уселась на крыше. Подошли они ближе, видят — сделана избушка из хлеба, крыша на ней — из пряников, а окошки — все из прозрачного леденца».
Три дня — полное смысла время в развитии повествования в сказках — блуждают Гензель и Гретель, три дня длится путаница и нужда. Мы еще можем узнать в насыщенной романтике этой сказки строгий канон мистического действия. На третий день должно созреть познание, явиться откровение, должно быть принято решение. В сказке: после третьего утра, в полдень, увидели они красивую белоснежную птичку и пошли за ней.
Эта белоснежная птица, поющая так красиво, — каким благоприятным знаком была бы она в другое время! Но она появляется в полдень.
Мы знаем, что люди и животные впадают в своеобразную летаргию в час, когда солнце стоит в зените. Современный человек в значительной степени освободился от этого. В прежние времена это влияние было так сильно, что сельское население избегало находиться в полдень в поле. В сказаниях разных народов отображены разнообразные переживания, связанные с этим, — во встрече с полуденной женщиной, расщепляющей сознание серпом, или в мучительных вопросах, задаваемых сфинксоподобными чудовищами. Это час наибольшего внутреннего расслабления, способствующий обману чувств. Поэтому люди остерегались, например, заключать в полуденный час сделки. Посвященный говорил: это час Люцифера. И полуденный звон колоколов должен был укрепить человека в бодрствовании и прогнать духов воздуха, несущих обольщение. Появись белая птица в росистый утренний час или в наводящее на размышление, тихое вечернее время, она стала бы символом инспирации, освещающей сферу мыслей, но в полдень ее голос превращается в сбивающий с пути соблазн. Она летит впереди детей и ведет их к избушке ведьмы; избушка эта из хлеба, но это хлеб ведьм.
«— Вот мы за нее и примемся, — сказал Гензель, — и то- то будет у нас славное угощение. Я отъем кусок крыши, а ты, Гретель, возьмись за окошко, — оно, должно быть, очень сладкое.
Взобрался Гензель на избушку и отломил кусочек крыши, чтоб попробовать, какая она на вкус, а Гретель подошла к окошку и начала его грызть.
Вдруг послышался изнутри чей-то тоненький голосок:
— Хрум да хрум все под окном,
Кто грызет и гложет дом?
Дети ответили:
— Это гость чудесный,
Ветер поднебесный!
И, не обращая внимания, они продолжали объедать домик.
Гензель, которому очень понравилась крыша, оторвал от нее большой кусок и сбросил вниз, а Гретель выломала целое круглое стекло из леденца и, усевшись около избушки стала им лакомиться.
Вдруг открывается дверь, и выходит оттуда, опираясь на костыль, старая-престарая бабка. Гензель и Гретель так ее испугались, что выронили из рук лакомство. Покачала старуха головой и говорит:
— Э, милые детки, кто это вас сюда привел? Ну, милости просим, входите в избушку, худо вам тут не будет.
Она взяла их обоих за руки и ввела в свою избушку.
Принесла им вкусной еды — молока с оладьями, посыпанными сахаром, яблок и орехов. Потом она постелила две красивые постельки и накрыла их белыми одеялами. Улеглись Гензель и Гретель и подумали, что попали, должно быть, в рай».
Немецкое слово «Hexe» (ведьма) происходит от «Haga-zussa» (древневерхненемецкий язык). Это была когда-то жившая в роще (Hag) мудрая женщина, ясновидящая прорицательница, еще раньше — обладавшая даром провидения хранительница и жрица племени. Со временем способность ясновидческого водительства угасла, и в действие вступили демонические силы. Истинная магия превратилась в магию, низменную, а когда-то священное признание стало служить фальсификации. «Hagazussa» стала противоположностью того, чем она была когда-то. Сегодня она является символом той искусительной силы, которая предлагает человеку ставшую атавистической псевдомудрость и тем самым увлекает его в безумие и иллюзию (Ср. русское слово общеславянского происхождения «ведьма», образованное от слова «ведь» — «знание», то есть «знающая, ведающая». Последующее значение — «колдунья». — Прим. перев.) Наивные, неопытные люди легко подвержены опасности поддаться таким искушениям. Оккультное знание притягивает их. Они думают найти проверенные, унаследованные истины или пути обучения, ведущие к действительному познанию, и становятся жертвой обмана, потому что именно для оккультизма верен закон превращения и обновления. То, что правильно в определенное время и для определенного духовно-душевного развития, может в более позднюю эпоху превратиться в свою противоположность. Методы, бывшие верными столетия или тысячелетия назад, не могут быть верными для современного человека. Сказка хочет предостеречь нас от опасности пасть жертвой таких ставших атавистическими учений и методов. Ведьма — старая-престарая бабка, у нее красные глаза, и она плохо видит вдаль, то есть она воспринимает чувственный мир не отчетливо. У нее хороший нюх, как у зверей, это значит, дух не постигается мышлением.
Она заманивает детей: она ловит те невинно-безобидные силы детства в человеке, которым хватает сладкого хлеба волшебно-завораживающего обмана: «Они думали, что попали в рай».
«Но старуха только притворилась такой доброй, а была она на самом деле злой ведьмой, что подстерегает детей, и избушку из хлеба построила для приманки. Если кто попадал к ней в руки, она того убивала, потом варила и съедала, и было это для нее праздником. У ведьм всегда бывают красные глаза, и видят они вдаль плохо, но зато у них нюх, как у зверей, и они чуют близость человека.
Когда Гензель и Гретель подходили к ее избушке, она злобно захохотала и сказала с усмешкой:
— Вот они и попались! Ну уж теперь им от меня не уйти!
Рано поутру, когда дети еще спали, она встала, посмотрела, как они спят спокойно да какие у них пухлые и румяные щечки, и пробормотала про себя: “То-то приготовлю я себе лакомое блюдо ”.
Она схватила Гензеля своею костлявой рукой, унесла его в хлев и заперла там за решетчатой дверью — пусть кричит себе сколько вздумается, ничто ему не поможет. Потом пошла она к Гретель, растолкала ее, разбудила и говорит:
— Вставай, лентяйка, да притащи мне воды, свари своему брату что-нибудь вкусное, — вон сидит он в хлеву, пускай хорошенько откармливается. А когда разжиреет, я его съем.
Залилась Гретель горькими слезами, но — что делать? — пришлось ей исполнить приказание злой ведьмы.
И вот были приготовлены для Гензеля самые вкусные блюда, а Гретель достались одни лишь объедки.
Каждое утро пробиралась старуха к маленькому хлеву и говорила:
— Гензель, протяни-ка мне свои пальцы, я хочу посмотреть, достаточно ли ты разжирел.
Но Гензель протягивал ей косточку, и старуха, у которой были слабые глаза, не могла разглядеть, что это такое, и думала, что то пальцы Гензеля, и удивлялась, отчего это он все не жиреет.
Так прошло четыре педели, но Гензель все еще оставался худым. Тут старуха потеряла всякое терпенье и ждать больше не захотела.
— Эй, Гретель! — крикнула она девочке. Пошевеливайся живей, принеси-ка воды: все равно — жирен ли Гензель или тощ, а уж завтра утром я его заколю и сварю.
Ох, как горевала бедная сестрица, когда пришлось ей таскать воду, как текли у нее слезы ручьями по щекам!
- Господи, да помоги же ты нам! — воскликнула она. — Лучше бы нас растерзали дикие звери в лесу, тогда хотя бы погибли мы вместе..
— Ну, нечего хныкать! — крикнула старуха. — Теперь тебе ничто не поможет».
Старуха заперла Гензеля в хлеву: воля оказывается блокированной и теряет свою свободу действия. Чувствование не может больше следовать собственным импульсам, Гретель должна служить злу. Варка и жаренье — это процессы, связанные с огнем. Тот, кто вызовет в своей памяти «огненные» образные выражения нашего языка, легко поймет, о чем идет здесь речь.
Мы говорим: нужно загореться каким-нибудь делом, зажечься им, воспламениться для него. Как прекрасны пламя благородного восторга и святой пыл негасимой любви.
Огонь же, возгорающийся из иллюзий, пронизанных воздействием демонических сил, называется жгучим желанием, пламенем низменных страстей, которое неминуемо вспыхнет, если воля парализована, а ничего не подозревающая наивная душа оказалась во власти оккультного безумия. В этом огне должна гореть детская природа человека, и, наконец, зло поглощает ее.
«Рано поутру Гретель должна была встать, выйти во двор, повесить котел с водой и развести огонь.
— Сначала мы испечем хлеб, — сказала старуха, — я уже истопила печь и замесила опару. — Она толкнула бедную Гретель к самой печи, откуда так и полыхало большое пламя.
— Ну, полезай в печь, -- сказала ведьма, — да погляди, хорошо ли она натоплена, не пора ли хлебы сажать?
Только полезла было Гретель в печь, а старуха в это время хотела закрыть ее заслонкой, чтобы Гретель зажарить, а потом и съесть. Но Гретель догадалась, что затевает старуха, и говорит:
— Да я не знаю, как это сделать, как мне туда пролезть- то?
— Вот глупая гусыня, — сказала старуха, — смотри, какое большое устье, я и то могла бы туда залезть, — и она взобралась на шесток и просунула голову в печь.
Тут Гретель как толкнет ведьму, да так, что та очутилась прямо в самой печи. Потом Гретель прикрыла печь железной заслонкой и заперла на задвижку. У-ух как страшно завыла ведьма! А Гретель убежала; и сгорела проклятая ведьма в страшных мучениях».
Если и удалось сделать совершенно пассивным мужественно-волевое начало, то женственно-душевное не позволяет подавить себя и приходит на помощь. Гретель вверяет зло его собственной стихии; огонь обмана, желаний и страстей превращается в пламя очищения, потому что зло само уничтожает себя, когда в дело вступают душевное мужество и храбрость. Благодаря этому воля снова обретает свою свободу действий.
«Бросилась Гретель поскорей к Гензелю, открыла хлев и крикнула:
— Гензель, мы спасены: старая ведьма погибла!
Выскочил Гензель из хлева, словно птица из клетки, когда откроют ей дверку. Как обрадовались они, как кинулись друг другу на шею, как прыгали они от радости, как крепко они целовались! И так как теперь им нечего уже было бояться, то вошли они в ведьмину избушку, а стояли там всюду по углам ларцы с жемчугами и драгоценными каменьями.
— Эти, пожалуй, будут получше наших камешков, — сказал Гензель и набил ими полные карманы. А Гретель говорит:
— Мне тоже хочется что-нибудь принести домой, — и насыпала их полный передник».
Так как каждый успешно пережитый негативный опыт, каждое преодоление зла могут привести к позитивному пониманию, обогащающему человека, то Гензель и Гретель находят в доме ведьмы сокровища. Рожденные в воде жемчужины, рожденные в земле драгоценные камни указывают на два уровня бытия, разграбленные ведьмой. В смелом человеке, оказавшем сопротивление злу, те же самые уровни бытия становятся богаче за счет приобретенных сокровищ. Ведь и ведьма всего лишь часть вечной силы, «всегда желавшей зла, творившей лишь благое» (И В. Гете. Фауст. Перев. Н. Холодковского. — Прим. перев.).
«— Ну, а теперь бежим поскорей отсюда, — сказал Гензель, — ведь нам надо еще выбраться из ведьминого леса.
Вот прошли они так часа два и набрели наконец на большое озеро.
— Не перебраться нам через него, — говорит Гензель, — нигде не видать ни тропинки, ни моста.
— Да и лодочки не видно, — ответила Гретель, — а вон плывет белая уточка; если я ее попрошу, она поможет нам переправиться на другой берег.
И крикнула Гретель:
— Утя, моя уточка,
Подплыви к нам чуточку,
Нет дорожки, ни моста,
Переправь нас, не оставь!
Подплыла уточка, сел на нее Гензель и позвал сестрицу, чтобы и она села вместе с ним.
— Нет, — ответила Гретель, — уточке будет слишком тяжело; пускай перевезет она сначала тебя, а потом и меня.
Так добрая уточка и сделала, и когда они счастливо переправились на другой берег и пошли дальше, то стал лес им все знакомей и знакомей, и они заметили наконец издали отцовский дом».
Дети попадают к большой воде. Нужно рассматривать этот образ, как противоположность запутанности леса, страху и смертельной опасности. Простор и перспектива обретены, открывается ясность душевного мира. Белая уточка, перевозящая детей через озеро, — не символизирует ли она самую прекрасную способность, которую выработала душа в испытаниях страданием? Потому что это Гретель может кликнуть уточку и подчинить ее себе. Завоевана инстинктивная уверенность, позволяющая плыть по волнам глубин. Душа чувствующая, которая так легко оказывается охваченной непостоянством ее изменчивого ощущения, больше не может «утонуть» или «пойти на дно».
Белая уточка более часто встречается в языке символов Востока, чем Европы. Когда три утки тянут солнечную колесницу Аполлона, когда белая утка изображается наряду с лебедем на индийских храмах, а в русской сказке Елена Прекрасная просит в дар у богатырей белую уточку, то тогда мы узнаем желанную там добродетель: душевную уверенность в изменчивом водном мире наших чувств. Снова и снова в иных изданиях сказок братьев Гримм опускается образ воды и уточки, а ведь это и есть завершение всего происходящего.
«Тут на радостях они пустились бежать, вскочили в комнату и бросились к отцу на шею.
С той поры как отец бросил детей в лесу, не было у него ни минуты радости, а жена его померла. Раскрыла Гретель передник, и рассыпались по комнате жемчуга и драгоценные камни, а Гензель доставал их из кармана, целым и пригоршнями.
И настал конец их нужде и горю, и зажили они счастливо все вместе.
Тут и сказке конец идет,
А вон мышка бежит вперед;
Кто поймает ее, тот
Сошьет себе шапку меховую
Да большую-пребольшую».
Если мы научились познавать действие сказки как происходящее в целом во внутреннем человеке, то для нас логичным будет то, что то отвердение, которое так дурно влияло на отцовскую самость, должно было умереть (мачеха). Столь же логично и то, что то богатство, которое добыто отдельной душевной силой, идет на пользу целому. Старому Я нет нужды более быть дровосеком, с этого момента по-новому волящий человек с новой душой, наверное, познает зеленеющее древо золотой мудрости.