Гримм, 136
«Жил однажды король, и возле его замка был дремучий лес, в котором водилась разная дичь.
Послал раз король туда своего егеря, чтобы убить косулю, но егерь назад не вернулся.
— Видно, с ним какое-нибудь несчастье случилось, — сказал король и послал на другой день двух егерей на поиски его; но они тоже назад не вернулись.
Тогда созвал король на третий день всех своих егерей и говорит:
— Исходите весь лес вдоль и поперек и не оставляйте поисков до тех пор, пока всех троих не найдете.
Однако и из тех егерей домой никто не вернулся, а из своры собак, которых они взяли с собой, ни одной больше не видели. С той поры больше никто ходить в тот лес не отваживался, и стоял он в глубокой тишине, одинокий, и видно было только, как пролетал иногда над ним орел или ястреб».
Когда живший в древние времена человек еще походил на короля, существовала в его внутреннем мире (в его королевстве) сфера, которая была еще мало освоена. Это была область вегетативной жизни, пышного роста в угнетающем изобилии сил, которые не могли еще были быть исследованы и освоены. Образный язык называет эту область большим лесом. Конечно, егеря уже проникали в этот лес, королевские егеря, которые хотели напасть на «дичь»: на природу влечения, которая естественно действует в этой области. Все они, однако, погибли там.
|
|
«Так продолжалось долгие-долгие годы.
Но явился однажды к королю неизвестный охотник, он хотел поступить на службу и вызвался отправиться в тот страшный лес. Но король согласия своего давать не хотел и сказал:
— В этом лесу нечистая сила водится. Я боюсь, что и с тобой случится то же, что и с другими, и ты назад из него не вернешься.
Охотник ответил:
— Король, я уж рискну, я ничего не боюсь. — И он отравился со своей собакой в тот лес.
Прошло некоторое время, и напала собака на след дичи и начала было за нею гнаться, но только пробежала она несколько шагов, видит — раскинулось перед ней глубокое болото, дальше идти нельзя, и протянулась из воды голая рука, схватила собаку и потащила ее на дно. Увидел это охотник, воротился назад и привел с собой трех людей; они пришли с ведрами и начали вычерпывать воду. Вот уже показалось дно; и видят они — лежит там дикий человек, тело у него все рыжее, как ржавое железо, а волосы висят до самых колен».
Лишь когда приходит назначенный срок, тому, кто добровольно и бесстрашно вторгается в эту область, удается узнать, что живет и действует в этой таинственной сфере. Обоняние проникающего в эту сферу бодрствует и спешит, опережая его (собака); и, хотя она оказывается утащенной в неизведанную глубину, егерь узнает благодаря этому, что здесь необходимо сделать. К каждой «глубине» нужно подходить «творчески»! Здесь целенаправленно и бесстрашно познающий применяет три в равной степени активные духовные силы (свои чувствование, мышление и воление — здесь в образе троих мужчин), чтобы вычерпать эту неизведанную глубину. Общей активности удается то, что было прежде невозможно, а именно узнать, что лежит «в основе» этой глуби: могучая природная сила, прежде утаскивавшая все на дно, но сама не обнаруживавшая себя, дикий человек, Железный Ганс.
|
|
Дикий человек, мужчина, как мы уже узнали, был одним из самых частых символов средневековья и наступавшего нового времени. Мы еще встречаем его в музеях, на стенах домов, на вывесках ресторанов. Его всегда изображали обнаженным. «Обнаженный» — значит, сущностный, не покрытый оболочкой тела. Часто он держал в руке дубину или вырванное с корнями дерево, иногда его голову и бедра покрывала повязка из листьев. Нужно было показать человеку, как сильны и неукротимы его природные силы и что он, как человек духовный, должен вступать в спор с этим природным человеком. В нашей сказке этот природный человек «рыжий, как ржавое железо»; он символизирует собой ту природную силу, которая проявляет себя в железе нашей крови. «Ржавое» железо предоставлено стихиям; меняющая все Я-сила еще не использует и не обрабатывает его.
«Связали они его веревками и привели в замок. И немало там удивлялись лесному человеку, и велел король посадить его в железную клетку в своем дворе и под страхом смертной казни запретил открывать дверь той клетки, а ключи поручил хранить самой королеве. С той поры каждый мог ходить в тот лес спокойно».
Древняя самость в человеке (король) пытается ограничить эту чуждую ему природную силу и сохранить порядок. И во внешнем мире железо, как материал, тоже было долгое время неизвестно; но нельзя было остановить развитие, которое прокладывало себе путь в связи с его открытием.
«Был у короля сын восьми лет. Играл он раз во дворе, и во время игры попал его золотой мяч в клетку. Подбежал мальчик к клетке и говорит:
- Кинь мне мой мяч назад.
— Нет, — ответил лесной человек, — я его не отдам, пока ты не откроешь мне дверь.
— Нет, — сказал мальчик, — я этого не сделаю, король это запретил, — и убежал.
На другой день пришел он опять и стал требовать свой мяч. А лесной человек говорит: “Открой мне дверь”, но мальчик опять отказался.
На третий день король выехал на охоту, а мальчик подошел снова к клетке и говорит:
— Если бы даже я и хотел тебе дверь открыть, то все равно бы не смог, у меня нет ключа.
— Он лежит под подушкой у твоей матери, — сказал лесной человек, — ты его можешь достать.
Мальчику очень хотелось вернуть свой мяч, он забыл про всякую осторожность и принес ключ. Дверь открывалась с трудом, и мальчик прищемил себе палец. Как только дверь открылась и лесной человек вышел наружу, он отдал мальчику золотой мяч, а сам стал быстро уходить.
Сделалось мальчику страшно, и он крикнул вдогонку:
— Ах, лесной человек, не уходи отсюда, а не то меня побьют.
Лесной человек вернулся, поднял его, посадил себе на плечи и быстрыми шагами направился в лес.
Вернулся король домой, увидел пустую клетку и спросил королеву, как все это случилось. Королева ничего не знала, начала искать ключ, но его не оказалось. Стала она звать мальчика, и о никто не отвечал. Разослал тогда король повсюду людей на розыски мальчика, но они его нигде не нашли. Тогда король догадался, что случилось, и великая печаль воцарилась при королевском дворе».
В нашей сказке королевскому сыну восемь лет, когда происходят эти драматические события. Если родовая самость (отец) и хочет сдержать эту зловещую природную силу, то нанимая сила Я в становлении (сын) в этом возрасте неизбежно сталкивается с ней: Сын короля теряет у Железного Ганса свой золотой мяч. До восьмого года жизни во всех действиях ребенка живет еще неосознанное сновидческое нечто. Не его свободное Я действует, а детская жизненная сила играет с сжатой, как мяч, мудростью (с золотым мячом). И вот этот инстинктивный дар попадает во власть той силы железа, которая хочет стать свободной. Железо необходимо для того, чтобы упрочить наше сознание в теле. Оно является основой нашего Я-сознания. Мы становимся вялыми и безвольными, если в крови не хватает железа. Железный Ганс освобождается и прежде всего освобождает мальчика, которого он уносит прочь. Это освобождение природной силы не протекает безболезненно: мальчик прищемил палец. Действия, бывшие прежде неосознанной игрой, неожиданно сужаются (защемляются). Они, причиняя боль, превращаются в сознательные собственные действия! Юное Я освобождается из переданного по наследству от рода, из духовно-отцовского и душевно-материнского, и пребывает теперь во власти железа.
|
|
«А лесной человек вернулся снова в дремучий лес, снял там мальчика с плеча и сказал ему:
— Отца и мать свою ты больше не увидишь, но я буду о тебе заботиться, потому что ты меня освободил и мне тебя жаль. Если ты будешь исполнять все, что я тебе скажу, то будет тебе хорошо. А драгоценностей и золота у меня вдосталь, больше чем у кого-либо на свете.
Он устроил мальчику подстилку из мха, и тот уснул; а на другое утро лесной человек привел его к колодцу и говорит:
— Видишь этот золотой колодец? Он чист и прозрачен, как хрусталь; ты должен будешь около него сидеть и следить, чтобы ничего в него не упало, а не то он станет нечистый. Каждый вечер я буду приходить и смотреть, выполнил ли ты мой наказ.
Сел мальчик на краю колодца, и ему было видно, как мелькала в нем то золотая рыба, то золотая змея, и он следил, чтоб ничто не упало в колодец.
Когда он сидел, вдруг заболел у него палец, да так сильно, что мальчик невольно сунул его в воду. Он быстро вытащил руку назад и вдруг увидел, что весь палец стал золотой; и какие он старания ни прилагал, чтобы стереть золото, все было напрасно.
|
|
Вечером вернулся Железный Ганс — так звали лесного человека, — посмотрел на мальчика и сказал:
— Что случилось с колодцем?
— Ничего, ничего не случилось, — ответил мальчик и спрятал палец за спину, чтобы лесной человек не мог его увидеть.
Но тот сказал:
— Ты погрузил палец в колодец; на этот раз я так уж и быть, прощаю тебя, но, смотри, берегись, чтобы больше ничего в него не попало.
И вот на ранней заре сидел мальчик снова у колодца и его сторожил. Но заболел у него опять палец, и он провел рукой по голове, и упал невзначай один волос в колодец. Он быстро вытащил его оттуда, но волос стал весь золотой.
Явился Железный Ганс, он знал уже все, что случилось.
— Ты уронил волос в колодец, — сказал он, — я прощаю тебе и на этот раз, но если это случится и в третий раз то станет колодец нечистый, и тебе нельзя будет у меня оставаться.
Сидел на третий день мальчик у колодца и уж пальцем не шелохнул, а он болел у него еще очень сильно. Стало ему скучно, и он начал разглядывать себя в водяном зеркале. При этом он все больше и больше наклонялся вниз: захотелось ему заглянуть себе в глаза; и вдруг упали его длинные волосы в воду. Он быстро поднялся, но все волосы на голове стали вдруг золотыми и засияли, как солнце.
Можете себе вообразить, как бедный мальчик испугался! Вытащил он из кармана платок и обвязал им голову, чтобы лесной человек ничего не заметил. Но Железный Ганс пришел и знал уже все, и сказал:
— А ну, развяжи платок.
И рассыпались золотые волосы у него по плечам, и как мальчик ни оправдывался, ничто не помогло.
— Ты испытания не выдержал, и оставаться тебе здесь больше нельзя. Ступай странствовать по свету, и ты узнаешь тогда, как бедноте живется. Но так как сердце у тебя не злое и я желаю тебе добра, то я позволю тебе вот что: когда попадешь ты в беду, то ступай в лес и крикни: “Железный Ганс!”, и я приду к тебе на помощь. Могущество мое велико, больше, чем ты полагаешь, а золота и серебра у меня вдосталь».
С этого момента железо ведет и поучает мальчика. Первый урок гласит: необходимо охранять золотой колодец мудрости детства, существование которого становится для еще наивного Я ясным только теперь. Ведь там поблескивают еще «золотая рыба», та мысль, что не думается, а, полная мудрости, «всплывает» из глубин, и «золотая змея», не ставшая еще искусительной силой интеллекта. «Железная» необходимость заключается в том, чтобы золотой колодец был охраняем. Охваченный болью, королевич своими действиями вступает в конфликт и не может сохранить золотой колодец чистым. То же, что совершается в действиях, происходит и в мыслительной области (мальчик трогает волосы). Там происходит осознание конфликтов, а так как юное, освободившееся от отца и матери Я хотело бы наблюдать за самим собой и познавать самого себя, то оно обретает восприятие самого себя, но то, что смотрит ему навстречу — это золотой колодец, — самость детства. Погружение в этот созидательный источник наполняет мудростью (волосы погружаются в воду и становятся золотыми); но самосозерцание и самопознание еще не созрели. Человек никогда не мог бы быть доволен таким образом приобретенным золотом. Детская мудрость — даже если бы она поднялась до гениальности — не может утвердить себя в жизни, если вдобавок к ней не разовьется точное индивидуальное мышление. Ничто невозможно без работы головы, без той работы мозга, которая прежде всего отграничивает нас от космоса и позволяет нам стать самостоятельной личностью. В сказках образами для этой работы головы являются шапка и шляпа. «Ты есть Я», — говорит железо в крови, «ты должен брать все на свою ответственность». И волосы покрываются сначала платком, а позднее шапкой.
Дальше железо поучает королевича: иди в мир и узнай бедность; то, чем ты владеешь, ты должен приобрести собственным трудом, ты должен вступить на свой путь развития и обрести всеобъемлющее, широкое, как мир, сознание мировоззрения. Некоторые из этих дорог проложены другими путеискателями, но другие должны быть найдены самостоятельно.
«Покинул королевич лес и пошел но дорогим и нехоженым тропам все вперед и вперед, пока наконец не пришел в большой город. Стал он искать там работы, но найти ее никак не мог да и обучен он ничему не был, чем мог бы прокормиться. Наконец отправился он в замок и спросил, не возьмут ли его там на работу. Придворные не знали, к какому делу можно бы его определить, но мальчик им понравился, и они велели ему остаться. Взял его наконец к себе на работу повар и велел ему дрова и воду носить да золу выгребать.
Однажды, когда никого под рукой не оказалось, велел повар ему отнести кушанья к королевскому столу. Мальчику не хотелось показывать своих золотых кудрей, и он своего поварского колпака не снял. А к королю в таком виде никто еще ни разу не являлся, и он сказал:
— Если ты являешься к королевскому столу, должен свой колпак снять.
— Ах, господин мой король, — ответил ему мальчик, — я никак не могу, у меня вся голова в струпьях.
Тогда велел король позвать повара, выбранил его и спросил, как же он смел такого мальчишку принимать к себе на работу; и приказал его тотчас прогнать. Но повар мальчика пожалел и обменял его на садовничьего ученика».
(Alles auf seine Карре nehmen, дословно: «взять все на свою шапку». - Прим. перев.)
Королевич попадает к Чужому, к новому королю. Он вступает в другую сферу, сферу души. Сперва он должен служить на кухне, носить дрова и воду и выгребать золу. «Носить дрова» всегда означает: ежедневно брать на себя и уносить прочь засохшее, высохшее. Это, например, неживое, ставшее абстрактным мышление. «Вода» в противоположность этому есть жидкостно-подвижная стихия души; проникнуть к «истокам», постичь струящееся «творческое» есть необходимое дополнение. Древнекитайская мудрость гласит: «О, как прекрасно, как удивительно это: я черпаю воду, я ношу дрова»(Ср. «schoepferisch» — созидательный, творческий; «schoepfen» — черпать, наливать. — Прим. перев.). И золу выгребает мальчик: «зола» — это то, что очистилось(по алхимическому представлению); огонь воли, бушующий во внутреннем, очищает, ведет к внутреннему изменению.
«Служить у королевского повара» означает: узнать, что есть истинная душевная и духовная пища. И наконец, он получает право встретиться с правителем этого королевства. Далеко не один, достигший этой ступени, думает, что может отказаться от дальнейшего учения, и прежде срока снял бы шапочку; но не так поступает герой, ощущающий в себе ответственность перед еще более высоким развитием. Не пришло еще время для того, чтобы показать богатство золотых волос. Начинается новый период самовоспитания.
«И должен был теперь мальчик в саду деревья сажать, поливать их, мотыжить, землю копать и терпеть стужу и зной. Однажды летом работал он один в саду, а день был такой жаркий, и вот снял он свою шапочку, чтобы на ветру освежиться. Но засняло солнце на его волосах, и они так засверкали-заблестели, что упали лучи в спальню королевны, и она вскочила, чтобы поглядеть, что это такое. Увидела она юношу и окликнула его.
Надел он второпях свою шапочку, нарвал простых полевых цветов и связал их в букет. Когда он поднимался по лестнице, его встретил садовник и говорит:
— Как ты смеешь нести королевне такие плохие цветы? Скорей нарви других, да самых красивых, душистых.
— Ах, нет, — ответил юноша, — полевые цветы пахнут сильней, они ей больше понравятся.
Вошел он в комнату королевны, а она и говорит:
— Сними свою шапочку, тебе негоже передо мной в шапке стоять.
А он опять-таки отвечает:
— Мне никак нельзя, у меня голова в струпьях.
Тогда королевна схватила шапочку, сняла ее, и рассыпались его золотые волосы по плечам, и глядеть на них было так приятно.
Он хотел убежать, но она удержала его за руку и дала ему целую пригоршню золотых. Он взял их, но на золото никакого внимания не обратил, принес золотые садовнику и говорит:
— Я дарю их твоим детям, пусть они ими играют.
На другой день королевна кликнула его снова и велела принести ей букет полевых цветов, и кода он с ним явился, она тотчас схватила его за шапочку и хотела ее снять, но юноша крепко держал шапочку обеими руками. Королевна дала ему опять пригоршню золотых, но он оставлять их у себя не захотел, а отдал их детям садовника вместо игрушек.
На третин день случилось то же самое — королевна не могла снять с него шапочку, а он никак не хотел брать у нее золота».
Королевич становится садовником. Наш язык обладает различными образами для этого периода. Тот, кто может опустить семя слова в землю души, кто может заботливо ухаживать за ростками, поддерживать слабое и терпеливо ожидать, когда созреют плоды, тот похож на садовника, который развивает живое и взращивает благородное. Это ступень развития, которую должен достичь каждый воспитатель, прежде всего воспитательница детского сада и учитель. Само собой разумеется, высшая душа (королевна) обращает внимание на юношу; она знает о том богатстве, которое дано ему с детства и которое, как сокровище, он охраняет под постоянно развивающимся логическим мышлением. То, что гоноша сохраняет свою шапочку и в присутствии королевны так же, как и перед королем, является характерным знаком для освобождающегося Я. Он сам хочет решить, когда наступит время сбросить это личное собственное мышление (его шапочку). И золотым, которые дарит ему королевна, он не придает слишком большого значения, зная, вероятно, что искатель мудрости не имеет права быть довольным любой «отчеканенной» мудростью.
«Вскоре началась в этой стране воина. Собрал король свой народ и не знал, сможет ли он отразить натиск врага более сильного, у которого имелось большое войско.
И говорит тогда садовничий ученик:
— Я уже вырос и хочу тоже идти на воину вместе с другими, дайте мне только коня.
Но над ним посмеялись и сказали:
— Вот когда мы уедем, ты и лошадь себе подберешь: мы оставим тебе одну на конюшие.
Выступили они в поход, а юноша пошел на конюшню и вывел оттуда лошадь, она на одну ногу была парализована и хромала, была заморенная и на ходу похрипывала: “гуп-гуп”.
Но он все-таки сел на нее и двинулся в дремучий лес. Подъехал юноша к опушке и трижды крикнул: “Железный Ганс!”, да так громко, что разнеслось по всему лесу. И вмиг явился лесной человек и спросил:
— Что требуешь ты?
— Я требую сильного коня, собираюсь ехать на войну.
— Будет у тебя конь, и ты получишь еще больше, чем требуешь.
Вернулся лесной человек в чащу, и в скором времени вышел оттуда конюх, он вел коня, конь фыркал, храпел, и его еле можно было удержать. А за ним следовал большой отряд воинов, закованных в броню, и мечи их сверкали на солнце.
Отдал юноша конюху свою хромоногую кобылу, вскочил на коня и поехал впереди войска. Когда он подъехал к полю сражения, к тому времени большая часть королевских солдат была уже перебита, и еще бы немного — и пришлось бы оставшимся обратиться в бегство. Тут налетел юноша со своей железной ватагой, обрушился на врагов, как гроза, и перебил всех, кто ему на пути попадался. Пришлось врагам обратиться в бегство, но юноша гнал их по пятам и до тех нор не остановился, пока не осталось в живых ни одного человека.
Но вместо того чтобы вернуться назад к королю, юноша повел свой отряд окольными дорогами опять в лес и кликнул Железного Ганса.
— Что требуешь ты? — спросил лесной человек.
— Возьми своего коня и свой отряд назад и верни мне назад мою хромоногую лошадь.
Исполнилось все, что он потребовал, и поехал юноша на своей хромой кобыле домой».
* Если королевство души находится в опасности и ее королевское достоинство под угрозой, Я должно пребывать в высшей боевой готовности. Призваны все боевые силы. Они в любое время находятся в распоряжении человека, если он волеет серьезно и воспринимает железную силу своей крови. Для битвы герою необходим сильный конь: он есть символ инстинктивного разума, той силы, которая, прирученная и укрощенная, может активно вести его к духовным целям. Платон сравнивает разум человека с конем, которого он держит под уздцы. И наш язык содержит ряд соответствующих образных выражений: «Er sitzt auf hohem Ros» (Дословно: «Он сидит на высоком коне», то есть «много мнит о себе, зазнается». — Прим. перев.), «Крепко сиди в седле!» и другие. Королевичу предназначена лошадь, которая парализована на одну ногу и хромает. Он не отвергает ее, а «все-таки» пользуется ею. Мы находим во многих сказках Я мотив жалкой, паршивой и хромающей лошади. Этот образ указывает на то, что человек только своим собственным трудом превращает свой разум в несущую его наилучшим образом силу. Все призванные силы «закованы в броню», и благодаря этому вступившему в бой Я удается то, что не могло удаться одному королю души: дьявольские силы разбиты. Скромно возвращается истинный духовный борец к своим будням.
«Вернулся король снова в свой замок, вышла к нему навстречу его дочь и стала его поздравлять с победой.
— Это не я одержал победу, — сказал король, — а один неведомый рыцарь, подоспевший со своим отрядом к нам на помощь.
Захотелось королевне узнать, кто этот незнакомый рыцарь, но король сам этого не знал и сказал:
— Он погнался за врагами, и с той поры я больше его не видел.
Спросила королевна у садовника про его ученика, а тот засмеялся и говорит:
— Да он только что вернулся домой на своей трехногой кобыле.
И все, посмеиваясь, кричали ему: “Вот и подъехала наша заморенная кобыла!” И спрашивали: “А за каким это плетнем ты отсиживался да спал?” Но он отвечал: “Я совершил подвиг, и без меня плохо пришлось бы”. Но над ним еще больше смеялись.
Сказал король своей дочери:
— Я велю устроить большой праздник, он должен будет длиться три дня, а ты будешь бросать золотое яблоко, — может, тогда незнакомец явится сюда, чтобы его поймать.
И вот, когда был объявлен праздник, юноша пошел в лес и кликнул Железного Ганса.
— Чего требуешь ты? — спросил Железный Ганс.
— Чтобы поймал я золотое яблоко королевны.
— Это легко! Считай, что оно уже у тебя в руках, — сказал Железный Ганс, — но ты получишь еще вдобавок красные доспехи и будешь ехать на статном рыжем коне.
Вот наступил назначенный день, и прискакал юноша во весь опор, стал между рыцарями, и его никто не узнал. Вышла королевна и бросила рыцарям золотое яблоко, но никто не поймал золотого яблока, кроме юноши, — только он его поймал и вмиг ускакал прочь.
На другой день Железный Ганс снарядил его доспехами белого рыцаря и дал ему белого копя. Снова только один юноша поймал яблоко, но, схватив его, тотчас умчался.
Рассердился король и сказал:
— Этак не годится: он должен явиться ко мне и назвать свое имя.
И отдал король приказ: если рыцарь, который поймает яблоко, ускачет опять из замка, то надо броситься за ним в погоню, а если он по доброй воле назад не вернется, следует на него накинуться и ударить его мечом.
На третий день получил юноша от Железного Ганса черные доспехи и вороного коня и снова поймал яблоко. Но кода он помчался из замка, королевские слуги бросились за ним в погоню, и один из них подскочил к юноше так близко, что ранил его острием меча в ногу. Юноша все-таки ускакал, но конь его мчался так быстро, что у рыцаря свалился шлем с головы, и все увидели, что у него золотые волосы. Слуги поскакали назад и доложили обо всем королю».
Яблоко — это плод с древа познания добра и зла. Оно становится золотым яблоком, если это познание превращается в мудрость. Королевская душа должна предоставить этот плод тому, кто может его поймать. Я желает этого, и снова природная сила железа является той силой, которая помогает ему в этом, так как он получает красные доспехи и рыжего коня. Наша кровь — это основа для Я в нашем теле. Здоровая алая кровь — это предварительное условие для того, чтобы человек мог, бодрствуя, идти на встречу с миром, воспринимать свое окружение правильным образом и вступать в бой за него. Он вооружен этой силой железа. Она действует и в его разуме, выражением которого является рыжий конь. Если мы подумаем о Парсифале, который становится алым рыцарем и скачет на алом коне, то мы будем иметь перед нами похожие свидетельства.
К этому добытому из крови пониманию должно добавиться познание духа. Там, где разум занят сверхчувственным (становится белым конем), выступает в человеке чистота нематериального мира (он снаряжен белыми доспехами), и это ведет к следующей встрече с королевной, которая и на этом уровне может вручить плод.
На третий день герой закован в черные доспехи и скачет на вороном коне. Черный — это цвет земного материального. Обращение к материальному чувственному миру долго упражнялось на предыдущих ступенях кухонного мальчика и ученика садовника. «Ступай в мир и узнай бедность», — потребовал Железный Ганс. Земной мир — это бедность до тех пор, пока он рассматривается только как материальный мир. Если, однако, духовное познание завоевано в столь высокой степени — в красных и черных доспехах, — то познаются божественные творящие силы, лежащие в основе всего вещественного мира и охраняющие его. Королевич получает черные доспехи и овладевает вороным конем. Так как одухотворенный теперь разум понимает и этот темный чувственный мир и управляет им, то заклятье снимается: золотое яблоко достается и на этом уровне.
«На следующий день королевна спросила у садовника про его ученика.
— Он работает в саду. Этот чудной парень был тоже на празднике и только вчера под вечер воротился домой. Он показывал моим детям три золотых яблока, которые он выиграл.
Тогда король велел позвать юношу к себе. Он явился, ну него была на голове, как и прежде, шапочка. Но королевна подошла к нему и сняла ее с него — и вдруг упали его золотые волосы на плечи, и это было так красиво, что все изумились.
- Не ты ли тот рыцарь, что каждый день являлся па праздник, облаченный всегда в разные доспехи, и поймал три золотых яблока?
— Да, — ответил юноша, — а вот и яблоки эти, — и он достал их из кармана и подал королю. — Но если вам нужны еще знаки доказательства, то можете посмотреть на рану, нанесенную мне вашими людьми во время погони за мной. А к тому же я тот самый рыцарь, что помог вам одержать победу над врагами.
— Если ты можешь совершать такие подвиги, ты, видно, вовсе не садовничий ученик. Скажи мне, кто же твой отец?
— Мой отец — могущественный король, и у меня много золота, столько, сколько я захочу.
— Я вижу, — сказал король, — что должен тебя отблагодарить. Могу лия сделать тебе что-нибудь приятное?
— Да, — ответил королевич, — конечно, вы можете это сделать, если отдадите мне вашу дочь в жены.
Засмеялась королевна и сказала:
— Он говорит все напрямик, и я по его золотым волосам уже догадалась, что он вовсе не садовничий ученик, — и она подошла к нему и его поцеловала.
На свадьбу прибыли отец и мать королевича, они были в великой радости, ведь они потеряли всякую надежду увидеть когда-нибудь своего милого сына. Когда все сидели на свадебном пиру, вдруг музыка умолкла, распахнулись двери, и вошел статный король с большою свитой. Он подошел к юноше, обнял его и сказал:
— Я — Железный Ганс, я был обращен в лесного человека, но ты меня расколдовал. Все богатства, которыми я обладаю, отныне будут твои».
Теперь шапочка — в виде шлема — может слететь с головы, и золотые волосы становятся видны. Завоеванное через столь многие жертвы самостоятельное мышление претерпевает изменение в своем значении: высочайшая мудрость в жизни мыслей лучится. То, что было заложено в золотом колодце (в детстве), стало через очищение собственным до стоянием, которое невозможно потерять.
В никакой другой сказке не найдем мы такой немногословной, почти дерзкой агитации: Я-человек выражает себя вплоть до стиля. Теперь можно сыграть королевскую свадьбу. Когда Я созревает в Вечно-Мужественное, оно соединяется с Вечно-Женственным души. Скрытую природную силу железа можно постичь в ее истинном значении и в ее богатстве; благодаря человеку, который сам изменился, она была облагорожена, обретя королевский духовный облик.