Ландшафты

Ландшафты — эго образы сменяющих друг друга душев­ных областей.

Башня: подобно хижине, дому, замку, этот образ соотно­сится с телесностью. Собственно башня указывает, с одной стороны, на сужение и ограничение; с другой стороны, баш­ня может быть не только символом телесности, но и вообще символом стойкости и самостоятельности.

Болото, трясина: Когда человек попадает в ситуацию, при которой он не испытывает уверенности ни в чувственном сознании (т.е. на суше), ни в душевном сознании (т.е. на воде), тогда он «теряет почву под ногами». Эта злополуч­ная промежуточная ситуация выступает в образе «болота, трясины». Образные выражения: «погрязнуть в трясине», «опуститься на дно», «увязнуть в болоте».

Вода: Символ душевной стихии, указывает на сознание, выходящее за пределы сферы, ограниченной чувственным восприятием. В пралоне душевного «бурлят» чувства и «бу­шуют» страсти. Ощущения и мысли сновидческого рода «всплывают» и «расплываются». Человек должен учиться оберегать себя от растворения в грезах и от безудержного погружения на дно. Образные выражения: «как в воду опу­щенный», «держаться на плаву», «пойти ко дну», «погру­зиться в себя».

Гора: Мы «высокомерны», смотрим «сверху» вниз, нам известно «приподнятое» настроение. Нам возвещаются «вы­сшие истины», на образном языке это означает «подняться на гору». Человека возводят на «гору» его душевного лан­дшафта для того, чтобы он имел обзор; однако он может впасть там и в искушение.

Город: Это слово, обозначающее самое большое поселе­ние, указывает на языке образов на самую большую соци­альную общность.

Деревня: Образ социального совместного проживания и совместной деятельности.

Долина: Низменность составляет противоположность «горе». Долина будней, где человек, служа, реализует себя. Здесь он близок земле, но не в ней. Он живет внизу горы, но все же не в ней.

Дом: Образ телесного, как приюта душевно-духовной сущ­ности. Образные выражения: «у кого-то не все дома», «у кого-то чердак не в порядке», кто-то не имеет под собой «фундамента». Непостоянным, как переживание телеснос­ти, является образ: хижина, дом, башня, замок.

Замок. Замок, отличающийся от дома размером и богат­ством, символизирует собой обитель тела. Этот образ упот­ребляется в случаях, когда тело переживается значитель­нее, полнее и богаче; например, ребенок живет преимущес­твенно в замке, потому что он не знает границ своей телес­ности.

«Каменный замок» указывает на голову в качестве при­юта, ведь костная структура черепа отличается наибольшей твердостью.

Источник. Бьющее ключом созидательное обновление. Образные выражения: «добраться до истоков», «прикоснуть­ся к истокам» и другие.

Колодец. Образ созидательной, творческой глубины, не­прерывного обновления в душевном.

Лес. Это та область, где действует в угнетающем изоби­лии вегетативная жизнь буйных сил роста. Это пограничная область между чувственным и духовным мирами. Там мо­жет особенно сильно проявиться влеченческая природа (дичь в лесу). Здесь идут поиски путей развития, можно заблу­диться, но молено найти и верный путь. Лес — это образ той амбивалентной внутренней стадии, которую должен пройти каждый ищущий в духе.

Луг Внутреннее поле всходящих, дающих ростки жиз­ненных сил, которые могут свободно расцветать, залитые солнцем. Трава — это особое выражение для вегетативных сил. Сено — образ их засыхания.

Море: Между твердым, предметным, посюсторонним ми­ром и миром потусторонним духовным лежит в волнующихся приливах и отливах душевный мир; в своей бесконечности он возникает в образе моря. Меньшие по размеру водоемы, такие, как пруд, озеро, указывают на более ограниченные области этого душевного мира. См. также слово «Вода».

Почва, суша, земля: В материальном, чувственном мире мы стоим «на твердой почве фактов», у нас есть «точка опоры». Мы делаем «шаги вперед» в измеряемом, поддаю­щемся расчету предметном мире. Образные выражения: «иметь почву под ногами», «твердо стоять па земле», «сто­ять в жизни на двух ногах».

Пустыня. Состояние оскудения и засыхания, опустошен­ность. Образные выражения: «опустошить» что-то, «жить пустынником», у него на душе «пусто и уныло».

Река (поток): Образ душевной подвижности, струящейся жизни; ср. выражение «духовное течение». Образные вы­ражения: «поток времени», «время течет».

Ручей, см. «Река».

Сад. Сфера многообразных сил роста, где высеваются семена и заботливо взращиваются и сознательно оберегают­ся жизненные ростки для того, чтобы созрели плоды. См. также «Садовник».

Трава: Это особое выражение для вегетативных сил. Сено - образ их засыхания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: