Служба и профессия

Профессии в наших сказках выражены большей частью мужскими образами, ведь они являются выражением нашей самости, нашего Я или какого-либо аспекта Я. Трудящийся человек выражает себя в них. Профессия может быть дана как таковая, чтобы выполнить в ней свою задачу, она может быть проходной ступенью или конечной целью.

Если сказка говорит о крестьянке, поварихе, дочери мель­ника, то это указывает на похожий процесс, но только с точки зрения душевного.

Дровосек. Он является в определенной степени противо­положностью садовнику, односторонне абстрактно мысля­щий теоретик, который, анализируя, расщепляя понятия, теряет из виду живое целое. Дровосек олицетворяет опреде­ленную конечную стадию в том личностном развитии, кото­рое односторонним образом последовало в интеллектуаль­ное.

Король: Быть королем — значит обладать неограничен­ной властью. В сказках положение короля указывает на достижение высшей ступени внутреннего развития. Владе­ния короля могут охватывать как внутренний мир духа (на­пример, старый король-отец в сказке об ослике), так и внут­ренний мир души (например, чужой король — отец невесты в той же сказке), то есть совокупность внутреннего челове­ка. В слове «самообладание» уже заключено это внутреннее королевство. Король может и злоупотребить своей властью, и превратиться в злого короля.

Крестьянин: Он пашет землю и собирает плоды земли. Образ человека или определенной способности в нем: физи­ческая жизненная почва, земное обрабатывается, преобра­зуется для того, чтобы собрать лучшие плоды. Это образ постижения всей мудрости, которая царит в физической сфере.

Кузнец: Как кузнец подчиняет себе в огне горнила железную руду и придает ей форму, руководствуясь своей волей, так и человек становится кузнецом своей судьбы, когда он ставит себе на службу процессы, происходящие в его крови с железом. Внутренний кузнец, используя природную силу железа в крови, формирует собственную сущность в лич­ность, в Я.

Купец: Он покупает и продает, торгует товарами, кото­рые не он сам создал. Сегодня он может быть богат, завтра беден. Оп символизирует человека, который не живет боль­ше в полноте созидательной мудрости, а использует сокро­вища традиций, которые сегодня еще имеют силу, но завтра могут обесцениться.

Мельник: Он является символом топ деятельности, кото­рая так умеет перерабатывать плод земли, радость и страда­ния земного опыта, что этим дается предпосылка для духов­ного познания. Духовное же познание - это «хлеб».

Няня (мамка): Душевные силы, пестующие и лелеющие дитя духа, выступают в сказке в образе няни.

Охотник. Он олицетворяет собой ту бодрствующую мет­кую сущностную силу, которая выслеживает и убивает вле­чения и инстинкты, чтобы помешать им взять верх. Это так­же сила, которая ухаживает за животными и в случае необ­ходимости приручает их. В широком смысле охотник явля­ется образом целенаправленного усердия в охоте за расши­ренным познанием.

Пастух: Ему доверена уже созданная в чистоте и невин­ности жизнь, за которой он должен ухаживать и которую должен оберегать от опасностей. Он символизирует способ­ность к самоотдаче и готовности сохранять и ухаживать за тем, что он принял духовно, пасти его на сочном лугу (на здоровых силах роста) и охранять от диких зверей (влече­ний).

Повар: Символ той способности познания и различения, которая добывает пищу для духа и души и делает ее «гото­вой к употреблению». Там, где повар не обладает этой спо­собностью, он становится злым поваром.

Портной. Сказка называет «портным» интеллект; подо­бно портному, интеллект берется за целое, разделяет его и по собственной мерке снова соединяет его во что-то новое. Он работает, анализируя и синтезируя. Если сказка говорит об умном и храбром портняжке, то она имеет в виду про­дуктивный, или прогрессивный, интеллект. Но нам извес­тен и чванливый портняжка (например, в сказке о великане и портном).

Разбойник. И это тоже профессия, хоть и негативная. Там, где разбойники вламываются в дом или устраивают свое пристанище, они действуют деструктивно. Человек мо­жет подпасть под влияние тех сил, которые не знают ничего иного, как только жадно-рецептивно хватать себе чувствен­ные впечатления, разграблять прекрасный мир, не испыты­вая к нему благодарности.

Работник (слуга): Работник (слуга) представляет собой прежде всего ту душевную силу, которая служит Я, как властителю, и выполняет действия, которые властитель не хочет или не может совершать.

Внутреннему миру человека необходима способность, до­полняющая правящую часть. Этот слуга во внутреннем при­обретает знания другого рода, а иногда обладает даже боль­шей мудростью, чем государствующий аспект Я.

Работник (слуга) может означать необходимую промежу­точную ступень на пути к завершенности.

Рыбак. Рыбаком человек является тогда, когда он дости­гает глубин душевного мира и может поднять наверх те мысли, которые всплывают с прадна и открываются в обра­зах. Они суть настоящая душевная пища. В противоположность рыбаку выступает образ ткача.

Рыцарь. Рыцарь закован в железо и носит оружие; он скачет на коне в бои. Ему присущи готовность вступить в бон и самоотверженность (образное выражение: «рыцарс­кое благородство»). Таким образом, рыцарь становится в сказке символом закованной в железо воли и презирающей смерть готовности вступить в бой Я, несомых силой разума (конем), «вооруженных» всеми добродетелями.

Садовник. Он образ той сущностной силы, которая внут­ри человека нежно заботится о развитии доброго, полезно­го, ценного. Тот, кто разбрасывает семя «доброго слова», вырезает «дикие» душевные ростки (влечения), кто лелеет очищающуюся душу и ухаживает за ней и поддерживает духовный рост и способствует ему, кто может терпеливо ждать, когда познание превратится в плод в соответствую­щей деятельности, — тот созрел до ступени развития садов­ника.

Сапожник. Сапожник изготовляет или ремонтирует обувь. Так лее как человек стоит и ходит по земле башмаками, так и внутренний «сапожник» должен развить в нас способность стоят в жизни уверенно, делать хорошие шаги вперед, пра­вильным образом свершать наш жизненный путь.

Солдат. Он есть символ внутреннего бойца и борца.

Ткач: Он ткет ткань из пряденной нити. В переносном смысле: отдельные пряденные мыслительные нити соединя­ются в мыслительную ткань. Ткачеству предшествует пря­дение. Под прядением язык образов понимает выстраивание мыслей в ряд друг с другом, с тем чтобы образовалась нить мыслей, нить логики. Та способность, что соединяет эти нити в общее, называется «ткач».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: