Профессии в наших сказках выражены большей частью мужскими образами, ведь они являются выражением нашей самости, нашего Я или какого-либо аспекта Я. Трудящийся человек выражает себя в них. Профессия может быть дана как таковая, чтобы выполнить в ней свою задачу, она может быть проходной ступенью или конечной целью.
Если сказка говорит о крестьянке, поварихе, дочери мельника, то это указывает на похожий процесс, но только с точки зрения душевного.
Дровосек. Он является в определенной степени противоположностью садовнику, односторонне абстрактно мыслящий теоретик, который, анализируя, расщепляя понятия, теряет из виду живое целое. Дровосек олицетворяет определенную конечную стадию в том личностном развитии, которое односторонним образом последовало в интеллектуальное.
Король: Быть королем — значит обладать неограниченной властью. В сказках положение короля указывает на достижение высшей ступени внутреннего развития. Владения короля могут охватывать как внутренний мир духа (например, старый король-отец в сказке об ослике), так и внутренний мир души (например, чужой король — отец невесты в той же сказке), то есть совокупность внутреннего человека. В слове «самообладание» уже заключено это внутреннее королевство. Король может и злоупотребить своей властью, и превратиться в злого короля.
|
|
Крестьянин: Он пашет землю и собирает плоды земли. Образ человека или определенной способности в нем: физическая жизненная почва, земное обрабатывается, преобразуется для того, чтобы собрать лучшие плоды. Это образ постижения всей мудрости, которая царит в физической сфере.
Кузнец: Как кузнец подчиняет себе в огне горнила железную руду и придает ей форму, руководствуясь своей волей, так и человек становится кузнецом своей судьбы, когда он ставит себе на службу процессы, происходящие в его крови с железом. Внутренний кузнец, используя природную силу железа в крови, формирует собственную сущность в личность, в Я.
Купец: Он покупает и продает, торгует товарами, которые не он сам создал. Сегодня он может быть богат, завтра беден. Оп символизирует человека, который не живет больше в полноте созидательной мудрости, а использует сокровища традиций, которые сегодня еще имеют силу, но завтра могут обесцениться.
Мельник: Он является символом топ деятельности, которая так умеет перерабатывать плод земли, радость и страдания земного опыта, что этим дается предпосылка для духовного познания. Духовное же познание - это «хлеб».
Няня (мамка): Душевные силы, пестующие и лелеющие дитя духа, выступают в сказке в образе няни.
|
|
Охотник. Он олицетворяет собой ту бодрствующую меткую сущностную силу, которая выслеживает и убивает влечения и инстинкты, чтобы помешать им взять верх. Это также сила, которая ухаживает за животными и в случае необходимости приручает их. В широком смысле охотник является образом целенаправленного усердия в охоте за расширенным познанием.
Пастух: Ему доверена уже созданная в чистоте и невинности жизнь, за которой он должен ухаживать и которую должен оберегать от опасностей. Он символизирует способность к самоотдаче и готовности сохранять и ухаживать за тем, что он принял духовно, пасти его на сочном лугу (на здоровых силах роста) и охранять от диких зверей (влечений).
Повар: Символ той способности познания и различения, которая добывает пищу для духа и души и делает ее «готовой к употреблению». Там, где повар не обладает этой способностью, он становится злым поваром.
Портной. Сказка называет «портным» интеллект; подобно портному, интеллект берется за целое, разделяет его и по собственной мерке снова соединяет его во что-то новое. Он работает, анализируя и синтезируя. Если сказка говорит об умном и храбром портняжке, то она имеет в виду продуктивный, или прогрессивный, интеллект. Но нам известен и чванливый портняжка (например, в сказке о великане и портном).
Разбойник. И это тоже профессия, хоть и негативная. Там, где разбойники вламываются в дом или устраивают свое пристанище, они действуют деструктивно. Человек может подпасть под влияние тех сил, которые не знают ничего иного, как только жадно-рецептивно хватать себе чувственные впечатления, разграблять прекрасный мир, не испытывая к нему благодарности.
Работник (слуга): Работник (слуга) представляет собой прежде всего ту душевную силу, которая служит Я, как властителю, и выполняет действия, которые властитель не хочет или не может совершать.
Внутреннему миру человека необходима способность, дополняющая правящую часть. Этот слуга во внутреннем приобретает знания другого рода, а иногда обладает даже большей мудростью, чем государствующий аспект Я.
Работник (слуга) может означать необходимую промежуточную ступень на пути к завершенности.
Рыбак. Рыбаком человек является тогда, когда он достигает глубин душевного мира и может поднять наверх те мысли, которые всплывают с прадна и открываются в образах. Они суть настоящая душевная пища. В противоположность рыбаку выступает образ ткача.
Рыцарь. Рыцарь закован в железо и носит оружие; он скачет на коне в бои. Ему присущи готовность вступить в бон и самоотверженность (образное выражение: «рыцарское благородство»). Таким образом, рыцарь становится в сказке символом закованной в железо воли и презирающей смерть готовности вступить в бой Я, несомых силой разума (конем), «вооруженных» всеми добродетелями.
Садовник. Он образ той сущностной силы, которая внутри человека нежно заботится о развитии доброго, полезного, ценного. Тот, кто разбрасывает семя «доброго слова», вырезает «дикие» душевные ростки (влечения), кто лелеет очищающуюся душу и ухаживает за ней и поддерживает духовный рост и способствует ему, кто может терпеливо ждать, когда познание превратится в плод в соответствующей деятельности, — тот созрел до ступени развития садовника.
Сапожник. Сапожник изготовляет или ремонтирует обувь. Так лее как человек стоит и ходит по земле башмаками, так и внутренний «сапожник» должен развить в нас способность стоят в жизни уверенно, делать хорошие шаги вперед, правильным образом свершать наш жизненный путь.
Солдат. Он есть символ внутреннего бойца и борца.
Ткач: Он ткет ткань из пряденной нити. В переносном смысле: отдельные пряденные мыслительные нити соединяются в мыслительную ткань. Ткачеству предшествует прядение. Под прядением язык образов понимает выстраивание мыслей в ряд друг с другом, с тем чтобы образовалась нить мыслей, нить логики. Та способность, что соединяет эти нити в общее, называется «ткач».