Звездные талеры

Гримм, 153

«Жила - была, маленькая девочка. Отец и мать у нее умер­ли, и была она такая бедная, что не было у нее далее камор­ки, где жить, и кроватки, где спать. Наконец осталось у нее одно только платье, что на ней было, и кусочек хлеба в руке, который ей подала какая-то жалостливая душа. Но была она добрая и скромная. И оттого, что была она всем миром покинута, вышла она, полагаясь на волю Господню, в поле. Встретился ей на дороге бедняк и говорит:

Ах, дай мне чего-нибудь поесть, я так проголодался!

Она отдала ему последний кусочек хлеба и сказала:

Благослови тебя Бог,и пошла дальше.

Шел по дороге ребенок, он жалобно плакал и сказал:

Холодно моей голове, подари мне что-нибудь, чем бы я мог ее покрыть.

Сняла она свою шапочку и отдала ему. Прошла она еще немного, и повстречался ей опять ребенок, не было на нем ничего, и весь он дрожал от холода, и она отдала ему свое платье. А потом попросил у нее другой ребенок юбочку, и отдала она ему юбочку. Наконец пришла она в лес, и уже совсем стемнело, и явился еще ребенок попросил у нее ру­башечку. И добрая девочка подумала: “Ночь темная, меня никто не увидит, можно, пожалуй, отдать и рубашечку’',и сняла она рубашку, отдала и ее. И вот стоит она, и нет у нее ничего больше, и вдруг стали падать звезды с неба, а были то не звезды, а новехонькие блестящие талеры; и хотя она отдала свою последнюю рубашку, но появилась на ней новая, да притом из самого тонкого льна. И подобрала она в подол талеры, и хватило их ей на всю жизнь».

Когда человеческая душа похожа на бедного ребенка-сироту? Когда материнские душевные и отцовские духовные силы, от которых она происходит, умерли и не стоят боль­ше за ней. Когда богатство наследства, данного человеку израсходовано и бесприютность стала его жизненным чувством, тогда душа полностью предоставлена себе самой, и она беспомощна и неопытна в мире, в котором должна жить. Она должна своими силами найти родину, цель и внутрен­нее богатство.

У ребенка нет ничего, кроме одежды на теле и кусочка хлеба в руке, который дала ему жалостливая душа. Имею­щаяся душевная пища не была дана ему в наследство, и он не добыл ее сам, это — подаренный хлеб. Но — и здесь появляется основная мысль всей сказки — девочка, полная сострадания, отдает его тому, кто испытывает голод. Здесь самоотверженность — лейтмотив.

Единственное, что еще принадлежит девочке, — это одежда, которую она носит на теле. Для того, кто больше ничего не имеет за собой, остался без имущества и родины, одежда на теле имеет особую важность. Его самоощущение зависит от этого. И для души ее одеяние, ее аура тоже приобретают величайшее значение. Чем больше должна она отдавать на пути общего нисхождения человечества, тем больше обрета­ет она другим образом; потому что ее аура полностью стала ее личной. У каждого человека есть его собственное индиви­дуальное душевное платье. Оно может стать благодатью для окружающего мира, если скромность и доброта царят в душе и если сострадание — основная сила любви — движет серд­цем.

И вот снова речь идет о шапочке. Мы говорим: я беру это на свою шапку (То есть: «Я беру это на свою ответственность». — Прим. перев.), когда мы готовы нести полную ответствен­ность за что-то. Этот образ говорит и о том, что ответствен­ность переживается там, где мы думаем, — в голове. Собственная жизнь представлений, отграничивающая челове­ка от общего духовного мира и позволяющая ему иметь свой личный внутренний мир, мышление, осуществляемое мозгом, подобна шапке, которую добыл человек. Эта внутрен­няя шапка в высшей степени ценна для современного чело­века, ведь она обусловливает весь его образ мира. В эпоху Я-развития это очень личностная жизнь мыслей, очень лич­ностный образ мира. Умение одаривать из него ближних, терпящих нужду и нуждающихся в помощи в их жизни мыслей — это шаг на внутреннем пути.

Подобное происходит и с чувствованием. Жизнь чувств современного человека тоже стала личностной, индивиду­альной. В ее ткань вплетены его мнения, она пропитана кровью его сердца. Нет и двоих людей с одинаковой жизнью чувств. Она располагается в области сердца и дыхания, в среднем человеке. Мы говорим: «Die Jacke net ihm zu eng» (Дословно: «Куртка ему слишком тесна». — Прим. перев.), когда кто-то несет потери в своем чувствовании, а также: «Er hat eine weisse Wesfe» (Дословно: «У него есть белый жилет. — Прим. перев.), когда мы хотим указать на чистоту и невинность жизни чувств. Об умении поделиться собственным миром, с любовью отдать в дар свои чувства, не требуя ничего взамен, — об этом умении рассказывает вторая встреча с мерзнущим ребенком.

Третьей по счету девочка дарит юбочку. Юбочка закры­вает нижнюю часть туловища и конечности. Там таинствен­но господствует третья основная сила, неустанно требую­щая действия: воля. Она выходит из поля наблюдения. Мы лишь знаем, что именно мы хотим и что мы хотим; как, однако, проходит процесс, что лежит между представлени­ем и исполнением, — этого мы не знаем. Мы можем, одна­ко, увидеть, насколько сильно входит воля человеку в ноги; в каждом шаге можно ясно узнать жизнь воли. Как топает ногами ребенок, когда воля захватывает его! Эта жизнь воли, несущая в каждом человеке разные порывы и устремления, имеющая определенные намерения и цели, тоже стала исключительно личностной. Умение одаривать из нее собствен­ной активностью люден, нуждающихся в этом, то есть по­могать волей там, где ее не хватает, — это означает следую­щую ступень на внутреннем пути.

Остается отдать последнее: рубашечку. В образном языке сказок мы снова и снова можем услышать об этой рубашеч­ке. В голове образуются мысли (там человек «прядет» нить), но дальше они живут и «ткут» в его подсознании и образу­ют духовную оболочку. Для обозначения этого появляется образ «рубашка». Эту рубашку девочка отдает из сострада­ния: и последним тоже жертвует душа, она раздаривает все, вплоть до жизненных сил. После этого совершенного отказа от всего она получает в дар новое сознание: рубашечку из тончайшего льна. Этот образ хочет сказать нам, что теперь мысли не будут лишь естественны и беспорядочны, а в душу вплетается ясное, упорядоченное, протекающее в соответст­вии с законами мышление. Тончайший лен указывает на высочайшую законченность в мыслительной сфере.

Золото мудрости получает она из высшего мира. Тот, кто самоотверженно отдает мышление, чувствование и воление вплоть до самого подсознания, не становится беднее, пото­му что сострадание и любовь — это высшие силы познания, и ведут они к внутреннему богатству. Это богатство прихо­дит из мира морали, из звездного мира. И детская душа может постичь и сохранить это сокровище мудрости, пото­му что оно выковано и отчеканено для ее задач на земле.

Наша сказка могла появиться в кругах мистиков, а имен­но: Мастера Эккхарта, Иоханнеса Таулера, в ХХШ — XIV веках, потому что их учение гласило: «О, человек, отка­жись от всего; чем больше ты отдаешь себя в дар, тем бога­че ты становишься».


КРАТКИЙ ОБЗОР СИМВОЛОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: