Мышление – высшая ступень познания. Отражает существенное, главное, закономерное.
Главные признаки – повторяющиеся, закономерные (для предметов данной группы).
Особенности мышления:
1. Обобщенное отражение (главных характеристик). В мышлении происходит отбор.
2. Опосредованность (косвенное отражение, не непосредственное (благодаря опыту, знанию, логике, …)).
3. Используется особый инструмент для решения задач – язык (речь).
4. Использование социального опыта.
Но, каким бы сложным мышление не было, в конечном счете оно опирается на чувственное познание.
Мышление, как особая теоретическая деятельность, опирается на деятельность практическую.
Источник мышления – практическая деятельность/практика (критерий и проверка мышления).
Сама практическая деятельность меняется в зависимости от развития мышления.
Практика становится интеллектуализированной.
Физиологические основы мышления.
Вторая сигнальная система – позволяет действовать в мыслительном плане.
|
|
Словесные раздражители. Слово – обобщает.
Вторая сигнальная система связана с первой сигнальной системой. В основе мышления лежит взаимодействие этих систем. Но вторая – главная, определяющая.
Рефлексы:
1. Ориентировочный рефлекс – связан со второй сигнальной системой (реакция на новизну, звук; любознательность, интерес, стремление к познанию).
2. Экстраполяционный рефлекс – момент предвосхищения – планы, ожидаемые действия, … Перенос чего-то выясненного на новые условия.
3. Рефлексы на отношения.
Механизм доминанты.
(открыл - Ухтомский).
Доминанта = господствующий очаг возбуждения.
Усиливается за счет работы других участков мозга.
Провоцирует на нахождение ч-то нового, легко связывает отдаленные вещи.
Доминантные очаги связаны с мыслительной деятельностью (доминирующая мысль).
Функциональная система по Анохину.
В целом, организм настраивается на получение полезного результата.
1. Момент принятия решения.
2. Акцептор результатов действия (АРД) – образ результата.
3. Оценка ситуации (по принципу обратной связи).
Блоки мозга.
По большому счету – работает весь мозг и полушария.
Но…
Отвлеченная деятельность – III блок (главная роль – передний отдел).
Участки мозга.
Лобные отделы – функционирование наиболее сложных форм мыслительной деятельности.
Теменно-затылочная область – связи, отношения (пр: книга на столе, и т.д.).
Левая височная область – восприятие и понимание речи.
Полушария.
Отвлеченная информация – левое полушарие.
Образная информация – правое полушарие (художественная деятельность).