В связи с большим скоростями скольжения витков червяка и зубьев колеса материалы червячной пары должны обладать антифрикционными свойствами, износостойкостью и стойкостью против заедания.
Червяки для силовых передач изготавливают из углеродистых и легированных сталей с последующей их термообработкой. Червяки из сталей 15ХА, 40ХН, 18ХГТ, 20Х цементируют и закаливают до твёрдости поверхностного слоя 58…63 HRCэ, а червяки из сталей 40, 45, 40Х закаливают до твердости рабочих поверхностей 45…55 HRCэ с последующей их шлифовкой.
Венцы червячных колес изготавливают в большинстве случаев из бронзы. При скорости скольжения vs<4м/с применяют безоловянистые бронзы, при vs=4…10м/с – малооловянистые, а если vs>10м/с – высокоолянистые бронзы.
Смазка.
Для червячных передач с тяжелым режимом работы необходимо применять масла большой вязкости в соответствии с допустимыми потерями мощности механизма и температурой нагрева.
Передаточное число.
При работе червячной передачи угол между векторами окружных скоростей v1 и v2 составляет 90º. В червячной передаче по сравнению с зубчатой в относительном движении начальные цилиндры не обкатываются, а скользят, и передаточное число не может быть выражено через d2 и d1. Его определяют из условия, что за каждый оборот червяка колесо поворачивается на число зубьев, равное числу заходов червяка, то есть для полного оборота колеса необходимо z2/z1 оборотов червяка u = ω1/ ω2= n1/n2=z2/z1
|
|
где ω1,ω2;n1,n2– угловые скорости и частоты вращения червяка и колеса;
z2, z1– соответственно число заходов червяка и число зубьев колеса.
КПД. КПД передачи вычисляют приближено по формуле
η3=0,95*(tgγ/(tg(γ+φ’))
где 0,95 – коэффициент, учитывающий потери мощности на перемешивание масла при смазывании элементов передачи окунанием;
φ’ – приведённый угол трения для материалов червяка и колеса.