Маленькая, даже «миниатюрная», девушка вспомнила:
- Ой! А помните этот (1), стр.82-83): «Интересный случай, подтверждающий. Каким феноменальным слухом и памятью обладал Моцарт, произошел с ним в Риме.
В этом городе только два раза в год, в знаменитой Сикстинской капелле исполнялось многоголосное хоровое произведение «Мизерере» композитора…
Она запнулась, забыв фамилию, ей подсказала ее соседка:
- (4), стр.119; (5), стр.58-62): «Певцы Сикстинской капеллы в Риме исполняли знаменитое многоголосное «Мизерере» композитора Грегорио Аллегри. Произведение это, написанное для двух хоров, объединенных в девятиголосном заключении, исполнялось лишь два раза в году, причем оба раза на страстной неделе. Рукопись его не показывали никому».
Их рассказ подхватил другой музыкант, сидящий справа:
- Да уж, (3), стр.48): «поразили итальянцев и фантастический тонкий слух Вольфганга и его гениальная память. Произведение «Мизерере» итальянского композитора XVIII века Аллегри, считалось собственностью церкви. Моцарт запомнил его и, придя домой, записал.
|
|
Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания». Какие раньше были законы!
И снова маленькая, «миниатюрная», девушка:
- (4), стр.119; (5), стр.58-62): «Вольфганг после первого же прослушивания записал всю партию по памяти и сделал это без единой погрешности против оригинала».
Продолжила ее соседка:
- (1), стр.83): «Церковь не знала, как поступить: ведь он не выносил нот и не переписывал в храме, а только запомнил!»
Закончил рассказывать историю музыкант, сидящий справа:
- (3), стр.48): «Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!»
Учительница была в восторге от такой активности учеников:
- О! Молодцы! Вы правда почти все знаете! Продолжаем!
(4), стр.118; (5), стр.58-62): А «В марте 1770 года Моцарт оказался в Больнье – центре научной музыкальной мысли Италии. Среди членов Болонской музыкальной академии самым авторитетным являлся знаменитый падре Мартини – французский монах, известный в Европе как выдающийся композитор …теоретик и педагог. …Мальчик сумел покорить его сердце: фуги, написанные Вольфгангом на заданные ему темы, привели этого выдающегося контрапунктиста в восхищение».
Давайте теперь вспомним что (3), стр. 48): «Избрание Вольфганга в члены Болонской академии было еще более необычайным фактом. Его недолгие занятия с известным итальянским теоретиком и композитором падре Мартини привели к поразительным результатам. За полчаса гениальный мальчик написал очень трудное многоголосное сочинение. Впервые в истории Академии ее членом стал столь юный композитор.
|
|
За время пребывания в Италии Моцарт значительно расширил и обогатил свои знания. Сильное впечатление оставили у восприимчивого мальчика произведения знаменитых итальянских композиторов, живописцев, скульпторов. Особенно часто он посещал оперы, концерты, народные празднества.
Тщательно изучал манеру итальянского пения, инструментальную и вокальную музыку.
Его симфонии, оперы и другие произведения, написанные в Италии и позже, свидетельствуют о глубоком проникновении юного композитора в характер и склад итальянской музыки».
(1), стр.83): «В Болонье, наравне со взрослыми композиторами, он участвовал в состязаниях филармонической академии. Ему дали одноголосную пьесу, которую он должен был развить в сложное четырехголосное произведение. Моцарт выполнил это задание за полчаса. Жюри было в восторге. И хотя по правилам в члены Болонской академии избирались только самые крупные композиторы не моложе 20 лет, ради четырнадцатилетнего гения пришлось их нарушить – Моцарта избрали академиком».
(Через письмо мы переносимся из Настоящего в Прошлое.)
- И снова я вам зачитаю письмо. (4), стр.119;(4в. Шулер Дердь. «Ели бы Моцарт вел дневник…», Будапешт, 1965г.): «Моцарт-отец описывает прием сына в Академию следующим образом: «Он (Вольфганг) (ему 14 лет) должен был явиться 8 октября 1770 года в 4 часа дня в академический зал.
Президент Академии и два цензора (все старые капельмейстеры) в присутствии всех членов Академии дали ему антифон из антифонария, который следовало переложить на четыре голоса, сидя в боковой комнате, дверь которой, после того как педель провел его туда, была закрыта.
После окончания работы она была проверена обоими цензорами, всеми капельмейстерами и композиторами, затем началось голосование при помощи белых и черных шаров. И так как все шары оказались белыми, то его вызвали, и при его появлении все присутствующие начали громко аплодировать и желать ему счастья после того, как президент Академии от имени всех присутствующих поздравил Вольфганга с принятием в члены Академии.
Он поблагодарил, и на этом все кончилось.
Я в это время был заперт в другой стороне зала, в библиотеке Академии. Все удивлялись тому, как быстро он справился со своей задачей, так как некоторые возились с одним антифоном из трех строк по три часа. Он выполнил работу немногим больше чем за полчаса».
(Голос юноши «за кадром» переносит нас