Управление фирмой. Методы и функции управления

Тема 5. Предпринимательская деятельность и ее организационно-правовые формы

Предпринимательство. Основные формы и виды организации предпринимательства

Предприятие и фирма. Классификация предприятий (фирм)

Управление фирмой. Методы и функции управления

1. Предпринимательство- это инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение выгоды. По виду деятельности выделяют: производственное, страховое, коммерческое, финансовое, посредническое); по формам собственности (государственное, муниципальное, частное); по организационно-правовым формам: ИП, партнерство, корпорация; по признаку размера бизнеса: крупный, средний, малый. Формы малого бизнеса - франчайзинг, венчурный бизнес

Индивидуальный предприниматель. На первом этапе предпринимательской деятельности (а многие люди остаются именно на этом уровне) не обязательно учиться в школах бизнеса, заканчивать институты и университеты. Достаточно иметь какие-то способности, деловую хватку, элементарные знания арифметики.

Действующее законодательство предоставляет возможность не ограниченным в своей дееспособности гражданам зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Для домохозяек, студентов, пенсионеров и других категорий граждан, имеющих профессиональные навыки в определенных отраслях производства и сферы услуг, предпринимательская деятельность может быть дополнительным и весьма существенным источником дохода, а для водителя такси, выкупившего машину в частную собственность, врача-стоматолога, специалиста по ценным бумагам и лиц множества других профессий это является основным заработком.

Индивидуальные предприниматели выступают на рынке как равноправные производители товаров и услуг. Предприниматель может иметь счет в банке, свой товарный знак, обладать правом пользования банковским кредитом. Для достижения основной цели предпринимательства – получения прибыли – индивидуальный предприниматель вправе заключать гражданско-правовые договоры на совершение различных сделок. Эта форма предпринимательской деятельности связана с самым простым финансовым и налоговым учетом.

Зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица намного проще и быстрее, чем зарегистрировать предприятие. Для этого гражданин и глава крестьянского (фермерского) хозяйства должны представить по месту постоянного проживания в орган, осуществляющий государственную регистрацию предприятий и предпринимательской деятельности, заявление и оплатить регистрационный сбор. В заявлении указываются паспортные данные, домашний адрес, срок, на который требуется оформить свиде­тельство о регистрации, точный и полный перечень всех предполагаемых видов деятельности. Срок, на который заявитель хочет получить свидетельство, можно указать любой.

Особенно ответственно следует подходить к выбору видов деятельности и отражению их в списке, ибо предприниматель может осуществлять только те из них, которые будут указаны в его свидетельстве о регистрации. В случае, если захочется заниматься новыми видами деятельности, не заявленными ранее, придется вновь пройти регистрацию с оформлением нового свидетельства и уплатой регистрационного сбора. Регистрационный сбор оплачивается в любом отделении сбербанка.

В регистрации может быть отказано, если в заявлении указаны виды деятельности, запрещенные законом, а также те, осуществлять которые разрешается исключительно государственным предприятиям. Занятие некоторыми видами деятельности требует наличия у предпринимателя лицензии или квалификационного аттестата.

Следует отметить, что весь регистрационный сбор должен быть уплачен в местный бюджет. Ставка регистрационного сбора устанавливается местной администрацией в предельно допустимых размерах, определенных местными органами самоуправления. В любом случае она не должна превышать принятого правительством минимального размера месячной оплаты труда. Местный орган самоуправления может установить отдельным категориям плательщиков (например, инвалидам, многодетным матерям) льготы по оплате регистрационного сбора, снизив его ставку.

Предприниматель-индивидуал в соответствии с пенсионным законодательством наравне с предприятиями должен зарегистрироваться в местном отделении Пенсионного фонда в качестве плательщика взносов в Пенсионный фонд (страхователя), уплата которых носит обязательный характер.

Одной из основных особенностей индивидуального предпринимательства в любой стране является неограниченная ответствен­ность владельца, которая заключается в том, что все убытки и долги от экономической деятельности могут покрываться за счет средств и имущества самого предпринимателя. Во многих странах индивидуальное предпринимательство, по сути, является семейным, где работают родственники. Особенностью данной формы предпринима­тельской деятельности считается и минимальный объем отчетности, которую необходимо представлять в различные государственные контролирующие и неконтролирующие организации.

Популярная экономическая литература, посвященная проблемам предпринимательства в развитых странах, изобилует примерами, когда тот или иной гражданин, всю жизнь проработавший в какой-либо крупной корпорации и которому остается несколько лет до пенсии, вдруг оказывается сокращенным по тем или иным причинам. Размышляя о дальнейшем своем существовании, такие люди приходят к мысли о необходимости и возможности открытия собственного бизнеса, и уже через несколько лет они имеют такой уровень доходов, которого не смогли бы никогда достичь, работая в крупной корпорации.

Относительно небольшая величина стартового капитала для индивидуального предпринимательства – это и преимущество, и недостаток. Преимущество заключается в том, что гражданин, решивший открыть свое дело, может воспользоваться как своими собственными сбережениями, так и сбережениями своих родственников. В частности, такие известные американские предприниматели, как Генри Форд или Росс Перро, начинали свою предпринимательскую деятельность, имея только свои деньги и деньги своих супруг (следует заметить, что в западных странах это широко распространенная практика).

Небольшая величина первоначального капитала ограничивает предпринимательскую деятельность. Дело в том, что предприниматель, найдя выгодную рыночную нишу, где существует большой неудовлетворенный спрос, сталкивается с проблемами расширения собственного предприятия, а следовательно, с проблемами привлечения и аккумулирования дополнительного капитала.

Дополнительный капитал, необходимый для расширения производственной деятельности, предприниматель может получить в банковских учреждениях в форме кредитов. Однако банки не всегда и не всем предоставляют кредиты. Как правило, они предпочитают работать с предпринимателями, положительно зарекомендовавшими себя на рынке и, кроме того, имеющими достаточное, по мнению банкиров, обеспечение предоставляемых кредитов. За предоставленные кредиты необходимо уплачивать проценты, которые очень часто поглощают всю прибыль предпринимателя и даже во многих случаях больше. Таким образом, этот источник для привлечения капитала, необходимого для расширения производства, во многих случаях оказывается недоступным для индивидуальных предпринимателей. В частности, Генри Форд не мог долго найти общий язык с американскими банкирами, считавшими производство автомобилей делом бесперспективным.

Во многих странах, в том числе и в России, существуют специальные государственные и негосударственные организации, осуществляющие финансовую поддержку малых предприятий и начинающих предпринимателей.

2.Предпринимательская деятельность осуществляется в определенных организационно-экономических формах на пред­приятиях. Одни экономисты проводят различие между предприятием и фирмой, а другие считают их синонимами.

Классическое определение фирмы дал Дж. Хикс: «Все, что не домашнее хозяйство, есть фирма». Следовательно, в условиях рыночной экономики предприятие и фирма – однозначные понятия. Это – самостоятельный хозяйствующий субъект, создающийся для производства определенной продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения потребностей людей и получения выгоды (прибыли).

Общая классификация предприятий происходит по следующим признакам:

по сферам деятельности различают предприятия матери­ального (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, связи и т.д.) и нематериального (культуры, здравоохранения, просвещения, сферы услуг и т.д.) производства;

моноотраслевой (специализация) и многоотраслевой (диверсификация) деятельности;

виду деятельности (производственные, торговые, финансовые, посреднические, страховые, коммерческие);

территориальному признаку (национальные, региональные, местные, международные, транснациональные и т.д.);

размерам (крупные – более 500, средние – до 500, малые – до 100 чел.);

характеру образования (договорные и уставные);

форме собственности (государственные, муниципальные, частные и коллективные).

Предприятие для эффективной работы должно иметь оптимальные размеры, т.е. предельные границы. Эти границы определяются точкой, где предельные (дополнительные) затраты использования рынка становятся равными предельным затратам. При этом оптимальный размер предприятия зависит от отрасли технологий, степени интеграции и т.д.

Вертикально интегрированные предприятия – это совокупность предприятий, включающих все стадии получения конечного продукта (от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Горизонтально интегрированные предприятия – это совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, на условиях партнерства.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность могут осуществлять физическое лицо (гражданин) без образования юридического лица и юридическое лицо – коммерческая организация (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия). К юридическим лицам относятся и некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и др.), которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служит достижению их целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Коммерческие и некоммерческие организации могут создавать объединения в форме ассоциаций и союзов.

В основе различий между субъектами хозяйственной деятельности лежит характер собственности.

ИП. Дополнительный капитал, необходимый для расширения производственной деятельности, предприниматель может получить в банковских учреждениях в форме кредитов. Однако банки не всегда и не всем предоставляют кредиты. Как правило, они предпочитают работать с предпринимателями, положительно зарекомендовавшими себя на рынке и, кроме того, имеющими достаточное, по мнению банкиров, обеспечение предоставляемых кредитов. За предоставленные кредиты необходимо уплачивать проценты, которые очень часто поглощают всю прибыль предпринимателя и даже во многих случаях больше. Таким образом, этот источник для привлечения капитала, необходимого для расширения производства, во многих случаях оказывается недоступным для индивидуальных предпринимателей. В частности, Генри Форд не мог долго найти общий язык с американскими банкирами, считавшими производство автомобилей делом бесперспективным.

Во многих странах, в том числе и в России, существуют специальные государственные и негосударственные организации, осуществляющие финансовую поддержку малых предприятий и начинающих предпринимателей.

Хозяйственное товарищество – коммерческая организация с уставным (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) учредителей (участников), осуществляет хозяйственную деятельность на основе учредительного договора. Прибыль и убытки распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.

В полных товариществах участники несут солидарно субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам.

Товарищество на вере (коммандитное, или смешанное, товарищество) состоит из двух категорий участников: 1) членов-вкладчиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность и отвечающих за предпринимательскую деятельность и по обязательствам своим имуществом; 2) вкладчиков-коммандистов, не принимающих участия в предпринимательской деятельности, но получающих прибыль и несущих ответственность пропорционально своим вкладам в складочном капитале. При этом не исключается вероятность потерь от неудачного ведения дела. Поэтому данное объединение предпринимателей называется «товарищество на вере».

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал составляется из стоимости вкладов его участников. Число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, установленного законом. Участники общества несут материальную ответственность в пределах их вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) уч­реждается одним или несколькими лицами с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) участников. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан для совместной производственной деятельности (сбыт продукции, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на личном трудовом и ином участии и объединении имущественных паевых взносов его членов. К ним относятся: жилищные кооперативы, рыболовецкие артели, артели старателей, сельскохозяйственные кооперативы и т.д. Количество членов кооператива не может быть менее пяти человек. Уставом кооператива определяются порядок и характер трудовой деятельности, распределение прибыли и убытков и т.д.

Перечисленные выше коммерческие хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы имеют общие черты: 1) общая долевая собственность, образующаяся путем объединения частных вкладов (долей) участников объединения; 2) доходы распределяются между участниками с учетом вклада каждого; 3) хозяйственная деятельность осуществляется исходя из совместных интересов членов объединения.

Акционерные общества (АО). Основной организационно-экономи­ческой формой предпринимательства в современной экономике является акционерное общество, позволяющее расширять масштабы хозяйственной деятельности за счет централизации капитала путем выпуска, размещения и продажи акций.

Акционерное общество создается на основе договора юридических и физических лиц (могут привлекаться и иностранные), определяющего порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества, размер уставного капитала, категории выпускаемых акций. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества и разделен на определенное число акций. Акции – ценные бумаги, удостоверяющие вложение ее владельцами вклада в акционерное общество и дающие им право на получение части прибыли в виде дивиденда (дохода).

Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал АО увеличивается двумя способами:

1) через публичную подписку на акции и их свободную продажу;

2) через распределение дополнительных акций среди учредителей.

В первом случае образуется открытое АО, во втором – закрытое.

В особых случаях по решению общего собрания акционеров увеличение уставного капитала может происходить путем увеличения номинальной стоимости акций.

В настоящее время акционерные общества являются не только средством централизации свободных капиталов, но и формой мобилизации сбережений населения путем эмиссии мелких акций.

Акционерная форма централизации капитала создает большие возможности для организации крупного производства, внедрения результатов научно-технического прогресса. Так, в 80-е годы XX в. на долю 500 корпораций (акционерных обществ) в США в добывающей и обрабатывающей промышленности, которые составляли 0,2% от общего числа фирм в этих отраслях, приходилось 76% численности занятых и 79% прибыли всех промышленных компаний. С разгосударствлением собственности и приватизации в Российской Федерации идет активный процесс формирования акционерных обществ.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, являющиеся коммерческими организациями, не имеют права собственности, они наделены правом хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество этих предприятий находится в государственной или муниципальной собственности и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий.

По решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Потребительский кооператив – добровольное некоммерческое объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников. Создается на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, распределяются между чле­нами в соответствии с законом и уставом.

Общественные и религиозные организации – добровольные некоммерческие объединения граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Члены общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе и на членские взносы. Правовое положение этих организаций регламентируется законом.

В современной экономике происходит объединение крупного капитала для повышения эффективности производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции. Образуются холдинговые компании, консорциумы, финансово-промышлен­ные группы, ассоциации, объединения банков, промышленные, транспортные, торговые и иные акционерные общества. К 1998 г. в России действовало около 75 финансово-промышленных групп, объединявших 1150 предприятий России и других стран, более 160 банков и других финансовых организаций.

Образование компаний-гигантов выходит за пределы той или иной страны, образуются транснациональные компании (ТНК), располагающие огромным капиталом. Примером может служить немецкая корпорация «Даймлер-Бенц», которая с образованием холдинга с американской корпорацией «Крайслер» располагала совместным капиталом 70 млрд долл. Развитие ТНК свидетельствует о формирование мировой экономики на базе национальных хозяйств.

3. Основной формой управления фирмой является менеджмент.

Менеджмент (англ. management – управление) – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение наилучшего из возможных варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.

Его возникновение связано с развитием корпоративного предпринимательства, акционерных обществ, в которых управление имуществом фирмы переходит от собственников к их представителям – менеджерам.

Менеджеры – это наемные работники, которые за плату занимаются организацией деятельности фирмы в целях получения прибыли акционерами.

Становление менеджмента относится к началу ХХ в. Его основоположниками считаются американский инженер Тейлор и француз А. Файоль.

Тейлор разработал условия, обеспечивающие рационализацию и интенсификацию труда, позволившие повысить эффективность производства. Для достижения этой цели, по его мнению, надо осуществить четыре управленческие функции: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. По мнению А. Файоля, менеджер обязан: предвидеть, организовать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. В современном менеджменте выделяют четыре функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

1. Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения. Основным элементом планирования служит бизнес-план. Это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций. Цель составления бизнес-плана – дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития.

Тщательное обоснование бизнес-плана должно создать у инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и доверие руководству компании. Бизнес-план разрабатывается на 3–5 лет. Как правило, он содержит следующие разделы:

• анализ рынка и маркетинговая стратегия;

• продуктовая стратегия;

• производственная стратегия;

• развитие системы управления фирмой и собственности;

• финансовая (экономическая) стратегия.

В зависимости от уровня своего развития отдельные фирмы по-разному относятся к разным разделам плана. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой стратегии.

Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной стратегии. Бизнес-план снабжается кратким рефератом, который предназначен для широкого круга лиц, поэтому не имеет детализаций, в которых может содержаться коммерческая тайна.

2.Организация – создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений.

3.Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.

4.Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.

Управление фирмой предполагает создание ее структуры.

Структура – это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне управления решается свой комплекс вопросов. Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:

Совет директоров.

Президент, вице-президент и другие руководители.

Функциональные штабы и службы.

Исполнители.

Главным органом является Совет директоров.

В структуре менеджмента выделяют 3 составные части: производственный менеджмент, финансовый менеджмент, рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: