Законодательная власть

Федеральное Собрание Парламент Российской Федерации
Совет Федерации Государственная Дума

По Конституции в состав Российской Федерации входили 21 респуб-лика и 6 краёв, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и её субъектами. К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их исполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и её субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука.

В Конституции большое место отведено правам и свободам граждан, человек признаётся высшей ценностью. Конституция 1993 г. признаёт многопартийность, многообразие форм собственности, провозглашает идеологический плюрализм. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

4.3. политическое развитие россии В 1994-1999 гг.

12 декабря 1993 г. состоялись первые в постсоветской истории выборы в Государственную Думу РФ сроком на 2 года. Выборы проходили как на индивидуальной основе, по мажоритарной системе, так и по партийным спискам. Более 5 % голосов избирателей по партийным спискам в масштабе страны получили 8 партий и движений. Наибольшее число мест получили «Выбор России» (96), Либерально-демократическая партия России (70), Коммунистическая партия Российской Федерации (65).

Дума, пользуясь своими конституционными полномочиями, 23 фев-раля 1994 г. амнистировала всех лиц, находившихся под следствием или содержавшихся под стражей в связи с событиями 19-21 августа 1991 г. и 21 сентября-4 октября 1993 г.

В основе работы Государственной Думы лежала законотворческая деятельность. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. Думская оппозиция своей критикой заставила правительство в 1994 г. перейти от неуправляемой «шоковой терапии» к стратегии активной стабилизации: выборочной поддержке выживших отраслей народного хозяйства, более гибкой финансовой политике, снижению темпов инфляции. Последнее происходило путём нарастающих задержек выплаты заработной платы работникам государственного сектора и связанных с ним сфер.

Экономическое положение не становилось лучше. Перебои с выплатой пенсий, пособий, зарплаты преодолевались путём налогового пресса на работающие предприятия, за счёт растущей задолженности западным банкам, распродажей государственной собственности. Авторитет исполнительной власти падал. По стране проходили массовые выступления, связанные с задержками зарплаты.

На выборы во II Государственную Думу 1995 г. общественные партии и объединения шли с чёткими требованиями в экономической, политической областях. В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. По партийным спискам в лидеры вышла КПРФ, получив 36 % общего числа мест в Думе. 12 % получило созданное В.С. Черномырдиным движение «Наш дом - Россия», воспринимавшееся как номенклатурная «партия власти», партия чиновников и зависимых от них людей, 11 % - ЛДПР, 10 % - блок Г.А. Явлинского «Яблоко», 17 % - независимые депутаты и 14 % - другие избирательные объединения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым внутриполитическим вопросам. В оппозиции правительственному курсу реформ находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок «Яблоко». Позицию парламентариев поддерживали и некоторые слои населения.

1996 г. прошёл под знаком президентских выборов. На пост президента претендовали 11 кандидатов, в том числе Б.Н. Ельцин, Г.А. Зю-ганов, Г.А. Явлинский. В первом туре (16 июня 1996 г.) наибольшее количество голосов получил Б.Н. Ельцин (35,5 %) и Г.А. Зюганов (32 %). На третьем месте оказался генерал А.И. Лебедь. Перед вторым туром Б. Ельцин назначил Лебедя секретарем Совета безопасности и своим помощником по вопросам национальной безопасности. Это позволило Б. Ельцину получить дополнительные голоса избирателей во втором туре. Таким образом, Б.Н. Ельцину удалось набрать большинство голосов избирателей и остаться президентом на второй срок. За него проголосовали 55 % общего числа избирателей, за Г.А. Зюганова - главного конкурента Б.Н. Ельцина - 40,7 %. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан продолжала поддерживать курс президента на создание рыночной экономики и правового государства.

В 1997 г. правительство продолжало искать средства для улучшения экономической ситуации. Однако существенных результатов добиться не удалось. О выполнении предвыборных обещаний никто уже не вспоминал, по существу, всю политику этого периода можно обозначить как попытку свести «концы с концами». Все более явно стали сказываться макроэкономические изменения первой половины - середины 1990-х годов. За время реформ производительность труда в российской промышленности упала более чем наполовину, тем не менее правительство не допускало банкротства неэффективных предприятий, число которых достигло 70 %, их работники подолгу не получали зарплаты, удовлетворяясь разовыми подачками. В безработных пребывало 10-15 % трудоспособного населения страны. В условиях нарастающего кризиса президент Б. Ельцин пошел на смену правительства, которое вместо В. Черномырдина возглавил С. Кириенко. Фактически новое правительство оказалось в тупике. Главной проблемой стали государственные финансовые обязательства. В августе 1998 г. разразился финансовый кризис (дефолт). Государство оказалось не в силах выплатить проценты инвесторам по так называемым краткосрочным обязательствам, благодаря которым раньше удавалось поддерживать курс национальной валюты, решать назревшие социальные проблемы. Также сказался мировой экономический кризис, охвативший сначала страны Азии и Латинской Америки, а затем и государства на территории бывшего СССР. В связи с этим резко упал курс российского рубля (в 4 раза) и выросли цены на все виды продукции, особенно импортной. Параллельно этому произошло и соответствующее сокращение реальной покупательной способности российского населения.

В целом дефолт усугубил экономическое положение России, обнажив многие проблемы и в социальной области. Во многих районах страны стали привычными задержки выплаты зарплаты и пенсий. Низким оставался уровень жизни учителей, врачей, работников жилищно-коммуналь-ной сферы. Соотношение доходов 10 % наиболее благополучных граждан и 10 % имеющих низшие доходы выросло до соотношения 20 к 1. В советское время подобное сопоставление не превышало 4,5:1. В стране формировался новый правящий класс. Меньшая часть людей, сумевших приспособиться к новым рыночным и социально-политическим условиям, постепенно превращалась в «средний класс», который в западных странах составляет большинство населения (более половины). К концу 1990-х годов в России богатые составили по разным оценкам от 3 до 5 %, средний класс от 7 до 15 %, остальное население относилось к малоимущим, бедным, нищим. Последние составляли не менее одной трети граждан России. Подавляющее большинство жителей России были «выбиты» из прежнего уклада и мучительно пытались найти своё место в жизни. В силу бедственного положения большей части россиян обстановка в стране была чревата социальными взрывами.

Все это не могло не отразиться на общем положении страны. В 1999 г. размер государственного бюджета России составил лишь 20 млрд. долл., в то время как США только на военные цели расходовали более 300 млрд. долл. Наполнение бюджета осуществлялось по большей части за счет продажи за границу нефти и газа. Страна все больше превращалась в сырьевой придаток стран Запада, основных потребителей российской нефти. Падение объемов производства привело к тому, что в 1998 г. объем выпущенной в России промышленной продукции составил только 40 % от уровня 1990 г. Под угрозой находилась банковская система России.

На этом фоне всё более отчётливо проявлялся кризис власти. Падал авторитет президента Б.Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства. В мае 1998 г. Госдума поставила вопрос об импичменте - отрешении от должности президента РФ Б.Н. Ельцина. Но ни по одному из пунктов обвинения не удалось набрать 2/3 необходимых голосов. Импичмент не состоялся. Не способствовали улучшению социально-экономического положения в стране и кадровые перестановки в правительстве. С сентября 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя правительства РФ сменилось 4 человек: С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в III Государственную Думу. Избирательная кампания вызвала значительный подъём социальной активности населения, возлагавшего на новый состав Думы большие надежды, связанные с корректировкой курса реформ и повышением жизненного уровня. В избирательной кампании приняли участие как известные партии и движения: «Наш Дом - Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», так и вновь созданные: «Отечество - вся Россия» (лидеры - Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), «Союз правых сил» (Б.Е. Немцов, С.В. Кириенко, И. Ха-камада) и проправительственное объединение «Единство» (С. Шойгу). В результате выборов в III Государственной Думе лидирующими фракциями стали «Единство» и КПРФ.

31 декабря 1999 г. первый Президент РФ Б.Н. Ельцин объявил о своём досрочном уходе в отставку. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил главу правительства В.В. Путина. На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран президентом Российской Федерации.

Президент поставил перед государством, обществом стратегическую цель - Россия должна вернуться в группу конкурентоспособных высокоразвитых держав, осуществить прорыв в будущее. С этой целью были определены важнейшие задачи на период до 2010 г.: увеличение валового внутреннего продукта в 2 раза, преодоление бедности, модернизация вооружённых сил (о реализации этих задач см. § 4.5).

4.4. Проблемы национально-территориального

устройства. Военные действия на Северном Кавказе

Распад СССР послужил толчком для обострения ситуации в межнациональных отношениях. Б. Ельцин еще в 1991 г. призвал региональных лидеров брать суверенитета столько, сколько смогут «осилить». Это вполне соответствовало стремлению местных элит установить контроль над экономическими ресурсами своих регионов. Мощным был также импульс национального возрождения во многих республиках России. В конце 1991-1992 гг. национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии провели свои съезды, на которых был поставлен вопрос о выходе этих национальных образований из состава России. Таким образом, процессы децентрализации охватили саму Россию. О своей формальной независимости объявили Чеченская республика и Татарстан, Башкирия, зрела идея образования Уральской и Дальневосточной республик и т.п.

В условиях противостояния с Верховным Советом РСФСР Б. Ельцин, стремясь обеспечить себе поддержку на местах, часто закрывал глаза на ситуацию в регионах и действия местных лидеров. Так, из Чечни российские войска вынуждены были уйти, оставив на военных базах огромное количество оружия, которым вскоре завладели сторонники президента самопровозглашенной независимой Чеченской республики Ичкерия Д. Дудаева.

Тем не менее в Москве понимали, что необходимо было всеми силами сохранить целостность России и подписать Федеративный Договор со всеми национально-территориальными единицами. Такой договор был подписан большинством субъектов Российской Федерации 31 марта 1992 г. Договор провозглашал Россию как федерацию независимых национальных государств, в которых преимущественными правами на землю и ее недра, производственные мощности и другие ресурсы пользуются титульные национальности (в Башкирии - башкиры, в Туве - тувинцы, в Татарстане - татары и т.п.). Национальным языкам в этих республиках предоставлялся статус государственного. Несмотря на такие широкие права, Федеративный Договор отказались подписать Татария и Чечня. В результате положение русского населения в Чечне, Татарстане, Туве, Горном Алтае и других национальных республиках ухудшилось. Многие вынуждены были уезжать в регионы, где русские преобладали.

В дальнейшем республики самостоятельно расширяли свои права. Так, наиболее развитые национальные республики (Татарстан, Башкирия) получили право не перечислять налоги в федеральный бюджет (вслед за ними отчисления в бюджет России прекратили Чечня, Якутия, Тува), устанавливать прямые международные связи с другими странами.

В дальнейшем ситуация с национальными республиками развивалась неоднозначно. Если в Татарстане с приходом к власти М. Шаймиева стремление к интеграции с Россией усилилось и в феврале 1994 г. Татарстан подписал Федеративный Договор, то отношения России с Чеченской республикой вылились в открытый военный конфликт. Конфликт с провозгласившей независимость республикой Ичкерия назревал. Федеральные власти были обеспокоены притеснениями и убийствами русских в Чечне, отсутствием там правопорядка, криминогенной обстановкой, растущими антироссийскими настроениями в окружении Дудаева. Не могло не вызывать беспокойство увеличение численности вооруженных сил республики и распространение среди дудаевцев радикальных форм исламского вероучения с призывами войны против неверных. Когда попытки российского правительства договориться с Д. Дудаевым ни к чему не привели, Москва перешла к угрозам и попыталась с помощью своих сторонников в Чечне захватить Грозный. Эта попытка провалилась, а среди сдавшихся дудаевцам в плен оказались офицеры российских спецслужб и солдаты российской армии. Это послужило поводом для начала открытой войны, хотя еще 10 августа общенародный съезд чеченского народа объявил о начале «священной войны» с Россией за независимость.

1 декабря 1994 г. Б. Ельцин предъявил чеченскому руководству ультиматум с требованием немедленного разоружения чеченских боевых частей. После отказа Дудаева выполнить требования президента Б. Ельцина, 10 декабря начался ввод федеральных войск в Чечню. Российское правительство, подталкиваемое руководителями силовых служб, прежде всего министром обороны П. Грачевым, директором федеральной службы контрразведки С. Степашиным, развернуло боевые действия. Началась бомбардировка и артиллерийский обстрел Грозного и других крупных населенных пунктов. Однако штурм чеченской столицы в ночь с 31 декабря на 1 января 1995 г. закончился трагедией и большими потерями со стороны российских войск. Несмотря на хвастливые заявления министра обороны П. Грачева о быстром захвате Грозного «одним полком десантников», полностью установить контроль над городом удалось лишь к концу января. Далее военные действия развернулись на всей территории Чеченской республики.

Как показали первые месяцы войны, российская армия и милиция были плохо готовы к открытому сопротивлению чеченцев: отсутствовали карты, не редки были случаи несогласованных действий соседних частей, из-за чего порой обстреливали своих, часто подводила устаревшая техника, слабым был боевой дух и т.д. Чеченские повстанцы, наоборот, под лозунгом борьбы за независимость, вели боевые действия очень эффективно. Так, в первые дни боев на улицах Грозного чеченские гранатометчики сожгли несколько десятков танков и БМП, чеченцы быстро окружали и уничтожали оторвавшиеся от основных российских сил подразделения.

Встретив столь продолжительное и упорное сопротивление сторонников Д. Дудаева, которые явно пользовались поддержкой местного населения, российские войска стали проводить устрашающие и карательные акции. Наибольшую известность получили меры восстановления конституционного порядка российскими солдатами в селе Самашки. Перед входом в село российские военные провели артподготовку, хотя собственно вооруженные чеченские ополченцы покинули село за несколько дней до этого. В результате обстрела было разрушено много домов и погибли мирные жители. Затем солдаты начали «зачистку» села, расстреливая или арестовывая всех взрослых мужчин. Подобные методы лишь вызывали ненависть чеченского населения и пополняли повстанческие войска новыми ополченцами.

Большие потери как среди солдат, так и среди мирных граждан, огромные военные расходы в тяжелых экономических условиях середины 1990-х годов привели к тому, что многие средства массовой информации и значительная часть российской общественности более лояльно относились к чеченскому сопротивлению, чем к собственному правительству. Позже не раз отмечалось, что чеченцы с самого начала одержали победу в «информационной» войне. Среди жителей России широко были распространены настроения в пользу предоставления Чеченской республике независимости.

К началу весны 1994 г. армейское командование смогло навести порядок в войсках и нанести несколько ощутимых поражений дудаевцам. К лету того же года повстанческие войска оказались блокированными в горных районах Чечни. Тогда отряд боевиков во главе с Ш. Басаевым совершил рейд в Ставропольский край и захвати почти 3 тысячи заложников в городской больнице Буденовска. Захват сопровождался убийством милиционеров и мирных жителей. Премьер-министр В. Черномырдин запретил спецназу проводить штурмовую операцию и вступил в переговоры с Басаевым. В результате боевики под прекрытием части заложников выехали на автобусах в Чечню, а федеральным властям пришлось объявить перемирие и начать переговоры со сторонниками Дудаева. Однако повстанцы воспользовались переговорами для передышки и к концу года боевые действия развернулись с новой силой. Попытки федеральных властей политическими средствами закончить конфликт, провести на контролируемой территории Чеченской республики выборы президента и создать промосковское правительство не были особенно удачными. В январе 1996 г. дудаевцы снова захватили заложников, но теперь уже в Дагестане. Федеральные части смогли окружить и блокировать боевиков вместе с заложниками в с. Первомайском. Однако основные силы чеченцев смогли ночью уйти, несмотря на три кольца окружения. Это была одна из самых неудачных операций первой чеченской кампании.

Весной 1996 г. федеральным частям специального назначения удалось убить Д. Дудаева, однако сопротивление чеченцев не ослабло. В условиях предвыборной борьбы 1996 г. российское правительство, понимая непопулярность чеченской войны, снова начало переговоры с сепаратистами, но они оказались безрезультатными. Более того, в августе 1996 г., пока вновь избранный президентом Б.Н. Ельцин готовился к вступлению в должность, чеченские повстанцы смогли захватить Грозный и блокировать или вытеснить из города российские войска. В этой ситуации Б. Ельцин приказал секретарю Совета безопасности А. Лебедю остановить войну. В конце августа 1996 г. в г. Хасавюрт (Дагестан) начались переговоры, которые завершились подписанием перемирия. По его условиям российские войска выводились из Чечни, в республике проводились свободные выборы, а вопрос о правовом статусе Чечни откладывался на 5 лет.

В итоге федеральные силы потерпели как политическое, так и военное поражение. Победа сепаратистов ставила под вопрос территориальную целостность России. Сильно упал авторитет армии в обществе. У России осложнились отношения со странами Европы из-за нарушения прав человека в Чечне, а также с мусульманскими государствами, некоторые из которых оказывали финансовую поддержку чеченским повстанцам. И самое главное, война принесла много горя и жертв. Общие потери мирного населения, чеченских повстанцев и российских солдат, по некоторым оценкам, составили более 120 тыс. человек. Соседние территории приняли огромное количество беженцев из Чечни, как правило, женщин и детей.

Первоначально казалось, что окончание войны принесет умиротворение Чеченской республике. Был избран новый президент Чечни - А. Масхадов, стали налаживаться экономические связи, российское руководство перечисляло средства на восстановление и выплату пенсий, финансовую помощь оказывала чеченская диаспора России. Однако эти позитивные тенденции вскоре сменились совсем другими. Чечня стала одним из международных центров подготовки террористов. Значительное влияние на руководство республики оказывали террористы, как правило, арабского происхождения. Некоторые из них, такие как Хаттаб, создавали свои отряды и специальные лагеря по подготовке боевиков. Среди чеченских ополченцев получило распространение радикальное ваххабитское учение, ориентирующее людей на войну с неверными. Ваххабитские секты стали появляться и на территории соседних республик Северного Кавказа, особенно в Дагестане. Боевики открыто преследовали русских. Процветал криминал. Окружение Масхадова тратило все деньги, в том числе и поступавшие из Москвы, на закупку вооружения. Огромные средства на эти же цели поступали из арабских стран. В конечном итоге в августе 1999 г. чеченские боевики вторглись в Дагестан. Но на этот раз российские вооруженные силы были готовы намного лучше и отреагировали незамедлительно. В короткий срок им удалось разбить боевиков и уничтожить ваххабитские центры в Дагестане, провести быструю и успешную наступательную операцию, захватить Грозный и другие крупные населенные пункты. В ответ сепаратисты осуществили серию террористических актов против мирных жителей в Дагестане, Москве, Ростовской области.

В самой Чечне боевики, отойдя в горы, оказывали упорное сопротивление российским войскам. Понадобилось еще несколько лет, чтобы уничтожить основные силы сепаратистов и установить более или менее стабильный контроль над республикой. Позитивную роль сыграла опора на местных сторонников России. В частности, большую роль в установлении мира на большей части Чечни сыграл президент республики А. Кадыров, а после его трагической гибели его сын - Р. Кадыров и новый президент Чеченской республики А. Алханов. Были проведены амнистии для бывших повстанцев, многие из них перешли на сторону Кадырова. Успешно действовали и российские спецслужбы, уничтожившие большинство лидеров боевиков, включая и А. Масхадова. Началось восстановление Грозного, в Чечню стали возвращаться беженцы. Правительство России разработало несколько программ помощи местным жителям.

Уже к 2003 г. открытое сопротивление угасло. Боевики отвечали террористическими актами и убийствами людей из администрации Кадырова. Самыми трагичными стали события в Москве в октябре 2002 г. и в Беслане в сентябре 2004 г. 23 октября 2002 г. группа боевиков во главе с М. Бараевым захватила театральный центр на Дубровке, где оказалось более 1000 зрителей мюзикла «Норд-Ост». Во время штурмовой операции утром 26 октября спецназовцы применили специальный усыпляющий газ, что позволило нейтрализовать большую часть боевиков. Однако этот газ стал причиной смерти и значительного числа заложников (не менее 120 человек). В Беслане боевики 1 сентября захватили школу с более чем 1000 заложников. Издеваясь над детьми, родителями и учителями, боевики угрожали взорвать заминированную школу. По неосторожности в спортзале школы, где находилось большинство заложников, взорвалась бомба. Террористы открыли огонь, а заложники под прикрытием российского спецназа покинули школу. Однако жертв было слишком много. Всего в событиях в Беслане погибло 333 человека, из них 186 детей.

В целом российскому руководству удалось вернуть Чечню под свой контроль. После событий 11 сентября 2001 г. в США борьба России с боевиками получила международную поддержку. Собственно, изменился и сам характер противостояния. Оставшиеся боевики теперь не борцы за независимость, а террористы, убивающие в основном мирных жителей. Это лишает их выгодного имиджа борцов за свободу. Гораздо более объективнее стали относиться к чеченской проблеме и в Европейских странах. Большинство современных задач, которые решаются в Чечне в последние годы, связаны не с военными, а с мирными мерами.

4.5. Основные направления внутренней политики

Российской Федерации (2000-2005 гг.)

Приход В.В. Путина к власти ознаменовал новый этап в развитии российской государственности. Главными целями своей политики он провозгласил демократическое развитие России, становление правового государства, социально-ориентированного рынка, повышение уровня жизни народа, обеспечение прав и свобод граждан.

За первые четыре года своего президентского правления В.В. Пути-ну удалось добиться ряда положительных результатов. На первом этапе президентства произошло укрепление правительства и государства. Главное, что сделал В.В. Путин, - остановил развал страны, вернул ей управляемость, восстановил единство закона на всей территории. Когда В.В. Путин пришёл к власти, Конституция страны и федеральные законы утратили во многих регионах качество актов высшей юридической силы. Региональные парламенты принимали законы вразрез с конституционными принципами и федеральными нормами. Дело дошло до того, что отдельные регионы требовали создания собственных золотовалютных резервов, собственных энергетических, таможенных систем и т.п.

Сепаратистские процессы, вызревавшие в России в течение нескольких лет, не получали адекватного ответа со стороны власти, но были активно поддержаны международными экстремистскими организациями и в конечном итоге выродились на Северном Кавказе в наиболее опасную форму - терроризм. Под ударами всех вышеперечисленных негативных факторов к концу 90-х годов Россия стала утрачивать основные признаки единого государства. В.В. Путину удалось поставить решительный заслон на пути попыток оторвать от страны те или иные регионы.

В 2000 г. начался новый этап федеральной реформы. 15 мая 2000 г. президентом подписан Указ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе». В целях укрепления роли центра было образовано промежуточное звено в системе регионального управления - семь федеральных округов (Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный), возглавили которые полномочные представители президента. Во многом благодаря деятельности полномочных представителей в стране началось формирование «единого правового поля», что выразилось в приведении в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации. В случае принятия региональными органами власти нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции страны и федеральным законам, грубо нарушающих права человека и ставящих под угрозу территориальную целостность РФ, президент РФ может распустить законодательный (представительный) орган субъекта РФ и снять с занимаемой должности руководителя исполнительной власти.

Создание округов способствовало также экономической интеграции, так как границы большинства федеральных округов совпадали с границами экономических районов и межрегиональных ассоциаций. Например, в состав Сибирского округа входят регионы Западно- и Восточно-Сибирс-кого районов и ассоциации «Сибирское соглашение».

Были внесены дополнения в федеральные законы, определяющие, что главы исполнительной власти субъектов РФ не могут занимать свои посты более двух раз с момента принятия закона (2001 г.). Устранено противоречие, когда в Совет Федерации, который является законодательным органом, входили руководители исполнительной власти субъектов РФ (2001 г.).

Вместе с тем с целью повышения степени взаимодействия федерального центра и органов региональной власти президентом РФ был образован Государственный Совет - консультативный и совещательный орган, действующий при главе государства.

Важнейший этап деятельности президента, президентской администрации, правительства и Федерального собрания - это принятие жизненно важных документов - Земельного, Трудового, Гражданского, Уголовного, Уголовно-процессуального кодексов, пакетов по пенсионной и судебной реформам, попытки дебюрократизации экономики, совершенствование налоговой системы.

Одним из главных условий достижения тех целей, которые реализует президент, являлась консолидация общественных сил. Это было возможно только при мощной политической поддержке правительственных мероприятий. Поэтому 1 декабря 2001 г. была образована политическая партия «Единая Россия», отстаивавшая внутренний и внешнеполитический курс президента. Поддерживая президента и его действия, «Единая Россия» смогла добиться и значительного политического веса, что подтвердили результаты выборов в IV Государственную Думу, состоявшихся 7 декабря 2003 г., где партия «Единая Россия» получила наибольшее количество голосов избирателей - 37,57 %. Другие партии, преодолевшие 5 %-й барьер, набрали существенно меньше: КПРФ - 12,61 %, ЛДПР - 11,43 %, «Родина» (народно-патриотический союз) - 9,02 %. Таким образом, президент В. Путин получил прочную опору для дальнейшего реформирования.

В итоге к новым президентским выборам в 2004 г. в стране был восстановлен конституционный правопорядок, укреплена, а по сути, отстроена заново вертикаль федеральной исполнительной власти. Российский парламент стал профессионально работающим законотворческим органом. Восстановлено единое правовое пространство страны. Пресечены опасные процессы деградации государственной власти, ослабления армии, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. Ослаблено влияние олигархов на власть. Произошли кардинальные по своей сути изменения в системе правосудия.

В лучшую сторону изменилась и экономическая ситуация: рост ВВП с 1999 г. составил почти 30 %. Темпы роста выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики составили 5-7 % в год, производительность труда только за 2000-2002 гг. выросла на 14 %. Особенно увеличились инвестиции в основной капитал, возрос транспортный грузооборот. Его динамику определил рост услуг железнодорожного транспорта. На динамике последнего благоприятно сказался рост промышленного производства. Эффективно работающих предприятий в стране появилось многие тысячи. На рынке начали побеждать те, кто работал более эффективно, а не те, кто наживался на экономически неоправданных льготах и преференциях. Это свидетельствовало о том, что в экономике начались структурные преобразования. Они проявлялись в развитии внутреннего рынка, в росте внутреннего потребления. Продолжалось наращивание оборота розничной торговли - в 2001-2003 гг. он увеличился на 8-9 %.

Увеличились объёмы экспорта и импорта товаров, что способствовало наполнению бюджета страны. Одним из фундаментальных достижений этого периода явилось обретение Россией финансовой независимости и стабильности курса национальной валюты - рубля. К 2004 г. проблема выплаты внешнего долга была практически решена. Только в 2003 г. Россия выплатила 17 млрд. долл., что не сказалось кардинальным образом на экономике государства. Всего же за 2000-2003 гг. Россия по внешним долгам вместе с процентами выплатила 50 млрд. долл. И в то же время золотовалютные резервы Центробанка за 4 года увеличились более чем в 6 раз и достигли к 1 февраля 2004 г. 85 млрд. долл. - рекордного уровня за всю историю страны, включая и её советский период. Стал укрепляться рубль по отношению к доллару, увеличилось доверие к рублю со стороны большинства населения страны. Реальным результатом политики, проводимой президентом и правительством РФ в экономической области, явилось сокращение оттока российских капиталов за рубеж, с 25 млрд. долл. в 2000 г. до 6-7 млрд. долл. в 2003 г.

Главным фактором роста экономики были высокие цены на российский экспорт сырья, в основном нефти и газа. Увеличение ВВП в 2003 г. в России произошло также за счёт увеличения объёмов добычи сырья. В 2003 г. было добыто 420 млн. тонн нефти, против 220 млн. тонн - в 1990-е годы. И дело даже не в том, что рост экономики носил конъюнктурный характер и его обеспечивали высокие цены, в частности, на нефть. Подниматься России пришлось с впечатляющей глубины провала, отсюда и столь эффективные показатели. Однако они недостаточны для качественного скачка, настоящего экономического прорыва. Поэтому президент поставил задачу сменить сырьевой имидж страны на инновационный.

Положительные сдвиги в экономике позволили сделать первые шаги по решению социальных проблем и укреплению жизненного уровня россиян. Инфляция сократилась в 3 раза, бюджет верстался с профицитом. Средняя месячная начисленная зарплата в стране выросла в 4 раза - с 1523 руб. в 1999 г. до 5868 руб. на начало 2003 г. В ряде отраслей экономики (горнодобывающая, нефтяная, газовая, энергетика, транспорт, связь и др.) этот показатель был значительно выше - от 10 до 20 тыс. руб. Суммарный объём вкладов населения на счетах российских банков, которые являлись важнейшим показателем роста доходов россиян и инвестиционным ресурсом отечественной экономики, составил 1,5 трлн. руб.

Росту денежных доходов способствовало повышение оплаты труда бюджетникам. С 1 октября 2003 г. их зарплата увеличилась в 1,33 раза. В 2 раза повышены стипендии студентам. Более чем в 7 раз вырос минимальный размер оплаты труда - с 83,5 руб. в 1997-1999 гг. до 600 руб. в конце 2003 г. В 2003 г. пенсии выросли на 19,7 %, средняя пенсия составляла 1749 руб. Значительно, почти на треть, сократилась безработица. Число людей с доходами ниже прожиточного минимума также сократилось на одну треть. Более чем в 3 раза увеличились размеры пособий семьям по рождению ребенка (с 1252 руб. в 1999 г. до 4500 руб. в 2003 г.). В какой-то мере это способствовало повышению рождаемости в 2003-2004 гг. В 2003 г. в 82 регионах из 89 отмечался рост рождаемости, в 17 регионах она превысила смертность. В целом по стране уменьшилась детская и материнская смертность. Это важнейшие показатели качества жизни в целом.

Такие позитивные изменения обеспечили успех В.В. Путину на выборах 2004 г. Новый президентский срок В. Путин начал со смены правительства, которое возглавил М. Фрадков. В правительстве были сохранены позиции либеральных реформаторов в лице Г. Грефа, М. Зурабова, А. Кудрина и др. Одной из заслуг правительства было создание стабилизационного фонда из профицитной части бюджета. Это позволило более уверено преступить к следующему этапу реформ. Были продолжены реформы в области ЖКХ (в 2005 г. утвержден жилищный кодекс), проведена монетизация льгот, которая, правда, вызвала выступления населения в связи с неготовностью многих регионов финансово обеспечить данную реформу. Однако в целом рожденная еще в Советском Союзе система льгот стала меняться. Многочисленные льготы, появившиеся в 90-х годах, не могли быть обеспечены финансами, проведя монетизацию и законодательно оговорив, какие льготы будут оплачиваться, правительство поступило честно, хотя эта мера и не была популярной. Существенно увеличены расходы на содержание армии, закупку новой техники и др. Дальнейшей централизации управления страной способствовало назначение губернаторов (вместо их выборов) президентом с последующим утверждением местными представительными органами.

Высокая оценка деятельности президента В. Путина и российского правительства не означает, что России удалось решить все основные проблемы. По-прежнему основная часть населения остается бедной, особенно в сравнении с жителями других стран. Так, по данным ООН, Россия занимает лишь 97 % по объему ВВП на душу населения (2610 долл.), соседствуя при этом с Сальвадором и Бразилией. Для сравнения: в Норвегии этот показатель составляет 43 400 долл. Особенно низкими остаются доходы людей, работающих в бюджетной сфере (образование, культура, здравоохранение), в торговле и легкой промышленности. Доходы бюджета, так же как и в 1990-е годы, во многом обеспечивались высокими мировыми ценами на энергоносители (нефть и газ).

Сложной остается демографическая ситуация в России. Ежегодно на 700-800 тыс. человек сокращается российское население. Несмотря на повышение рождаемости, показатели смертности в России все еще очень высокие. Население России стареет, но Россия занимает только 142 (!!!) место в мире по продолжительности жизни (средняя продолжительность составляет 67,7 лет). Причем особенно мало живут мужчины, чья средняя продолжительность жизни меньше на 14 лет продолжительности жизни женщин. Поэтому мужчин и меньше почти на 10 млн. человек. В России уже ощущается нехватка рабочих рук разной квалификации, их востребованные вакансии сейчас во многом занимаются мигрантами из соседних стран.

Тем не менее положительные показатели развития страны в 1999-2005 гг. позволяют более твердо стоять на ногах и надеяться на улучшение жизни в недалеком будущем. В своем послании к Федеральному собранию в 2005 г. президент В. Путин сформулировал несколько приоритетных задач в экономической и социальной сферах на ближайшие годы. Среди них повышение эффективности государственного управления, либерализация предпринимательского пространства и амнистия капиталов, создание условий для внутренних и внешних инвестиций, обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, повышение престижа материнства и отцовства, повышение доходов бюджетников в реальном выражении не менее чем в 1,5 раза, повышение доступности и качества социальных услуг и др.

СПИСОК ЛитературЫ

История России / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. - М., 2000.

История России с древнейших времён до наших дней: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - М., 2001.

Вяземский Е.Е. СССР - Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985-2002. - М., 2003.

Пихоя Р. Конституционно-политический кризис в России 1993 г.: хроника событий и комментарий историка // Отечественная история. - 2002. - № 5.

Шуранов Н.П. История России. 1917-1997. - Кемерово, 1998.

Эпоха Ельцина: Очерки политической истории / Под ред. Ю.М. Бату-рина, А.Л. Ильина и др. - М., 2001.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: