Экономика России в 1998-2005 гг

6.1. Система экономических отношений России в 1998-2005 гг.

6.2. Основные проблемы экономического развития страны в 1998-2005 гг.

6.1. Система экономических отношений

России в 1998-2005 гг.

Система экономических отношений в России в исследуемый период похожа на систему переходного периода XIX-XX вв. Первая и, пожалуй, главная тенденция этой системы - усиление монополизации и научно-техническая революция, переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства и, как следствие, образованию мощных монополий, охватывающих национальное экономическое управление (магистральные трубопроводы для транспортировки газа, трассы по передаче электрической и тепловой энергии и т.д.). Таким образом, в национальной экономике возник монополистический по своей сути государственный сектор.

Вторая тенденция данного периода - обострение конкуренции. Научно-техническая революция придала мощное ускорение совершенствованию технической базы производства. В связи с этим резко обострилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии. И на исходе XX столетия в России сложилась сложная ситуация: на рынке одновременно усиливают свои позиции противоположные виды собственности - государственная и частная. Что неизбежно приводит к открытому или скрытому соперничеству государства и частного капитала. Наиболее показательная ситуация - конфликт между государством и компанией «Юкос».

Также в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объеди­нений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного простран­ства. В России на это претендуют газо- и нефтедобывающие компании.

6.2. Основные проблемы экономического

развития страны в 1998-2005 гг.

За период с 1998 по 2000 гг. наша страна продвинулась к развитому рынку незначительно. Основным направлением стало исправление ошибок начала 1990-х годов. А.Б. Чубайс и Б.Е. Немцов, пытавшиеся с марта 1997 г. провести экономическую реформу, отстранены от управления. Их попытка исправить экономическую ситуацию за счет иностранных кредитов и инвестиций провалилась. Единственным успехом их деятельности можно назвать выход высокодоходных государственных краткосрочных облигаций.

В июне 1997 г. Россия впервые участвует во встрече главных индустриальных держав - «большой семерки». С этого времени она становится «большой восьмеркой». 1 января 1998 г. проходит деноминация рубля в 1000 раз[3]. Пожалуй, впервые за современную историю страны денежная реформа не вызывает паники. Однако падение курса рубля продолжается. Ухудшающуюся экономическую ситуацию пробуют спасти политическими перестановками: 23 марта отправлен в отставку премьер B.C. Черномырдин. В апреле на его место назначается молодой экономист и бизнесмен С.В. Кириенко. 17 августа он объявляет, что Россия не в состоянии расплатиться по внешним долгам и краткосрочным государственным обязательствам, так как российская экономика держится на ничем не обеспеченных ценных бумагах. Август-сентябрь 1998 г. - наиболее тяжелые месяцы в экономической истории России в исследуемый период. Углубляется экономический кризис, стоимость рубля, после заявлений С.В. Кириенко, падает катастрофически. Разорение крупных и ранее надежных банков становится обычным делом, вновь, как и в начале 90-х, появляются финансовые пирамиды.

Сильнейший удар был нанесен по мелкому и среднему бизнесу. Миллионы людей остались без сбережений, зарплата, которая проходила в основном через банки, вновь задерживается. На фоне этого развивается политический кризис: отправлен в отставку С.В. Кириенко, а на его место вновь предложен B.C. Черномырдин. Дума, однако, не утверждает его, и как альтернатива предлагается Е.М. Примаков, назначение которого премьер-министром происходит 11 сентября 1998 г. В 1999 г. экономическое положение России остается сложным, хотя рост цен постепенно замедляется. Наряду с этим восстанавливается банковская система. Однако государство и власти констатируют резкое падение жизненного уровня. 12 мая 1999 г. отправлен в отставку Е.М. Примаков, а на его место был назначен С.В. Степашин. Вслед за Степашиным премьером становится В.В. Путин.

Вся эта министерская чехарда заканчивается добровольной отставкой Б.Н. Ельцина и приходом к власти В.В. Путина. После ухода Б.Н. Ель-цина и прихода к власти В.В. Путина был взят курс на стабилизацию экономического развития в стране. В 2000 г. Министерством экономического развития и торговли был подготовлен обширный документ - «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», который определял стратегические приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г. Изначально внимание президента и правительства, руководимого премьер-министром М.М. Касьяновым, было сосредоточено на решении серии важных проблем, связанных с экономическим положением в стране. Основой стабильности должны были стать пересмотр старого законодательства в области экономики и принятие ряда новых законов.

Улучшению экономической ситуации в стране способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов. Были уменьшены таможенные ввозные пошлины. Эти меры привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов уже в 2001 г.

Процентная налоговая ставка подоходного налога была снижена с 30 до 13 % и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Однако очевиден и минус подобной цифры - одинаковым налогом облагаются и небольшие доходы бюджетников, и миллионные прибыли финансовой элиты. А между тем в большинстве западных стран ставка налога зависит от уровня доходов[4].

Одной из основных проблем, требующих немедленного решения, стала необходи­мость «равноудаления олигархов» от власти, то есть ликвидации тех нео­боснованных привилегий и, следовательно, прибылей, которые име­ли некоторые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством. В ноябре 2001 г. был учрежден новый орган - Комитет по финансовому мониторингу, который должен отслеживать движение финансовых потоков в стране и выявлять тех предпринимателей, которые не платят налоги или отмывают «грязные деньги». Началась так называемая кампания борьбы с олигархами. В 2004-2005 гг. это вылилось в открытый конфликт государства и нефтяной компании «Юкос». Ее глава М. Ходорковский был обвинен в укрывательстве налогов. Ситуация завершилась арестом и осуждением М. Ходорковского и переходом финансовых активов компании под контроль государства. Другой «опальный» олигарх Б. Березовский эмигрировал из страны и до сих пор «скрывается» от официальных российских властей.

В 2000-2002 гг. были сделаны важные шаги по углублению рыночных преобразований в тех секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрии, электроэнергетики, в системе железнодорожного транспорта, в сфере жилищно-коммунального хозяйства направлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций, что должно привести к качественному улучшению положения в этих областях.

Новым витком законодательной активности в экономической сфере стало принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закреплявшего право собственности на землю и определявшего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения. Однако уже в июне 2002 г. парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу и этой категории угодий. На улучшение ситуации в аграрной сфере были направлены льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекционистские меры. Принятие этих мер стало важнейшим аспектом не только экономической, но и политической и социальной обстановки в стране.

В 2000-2002 гг. руководством страны постоянно исследуется ситуация, которую экономисты называют «сырьевым креном» в развитии российской промышленности. Проще говоря, это ситуация приоритета добывающей промышленности в стране над остальными отраслями. В результате исследований правительством была поставлена задача добиться прогресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и производящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука находится на мировом уровне.

В результате государство стало уделять больше внимания оборонно-промышленному комплексу (ОПК), который в нашей стране традиционно считался превалирующим, но структура которого была во многом разрушена за время перестройки и начала 90-х годов Расширение финансирования и начавшиеся преобразования в ОПК направлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.

Новые инициативы экономической политики уже дали положительный эффект. В течение трех последних лет государственный бюджет принимался с профицитом (преобладание доходов над расходами), что дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.

Курс на стабилизацию, принятый правительством, оправдал себя и придал проводимой политике социальную направленность. К концу 2000 г. удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарплатам, пособиям и пенсиям. В 2001-2003 гг. несколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, были увеличены пенсии. Постепенно стали расти реальные доходы граждан. Успешно решается проблема безработицы, столь остро стоявшая в 90-х годах ХХ в., так, только в 2001 г. рабочие места получили около 700 тыс. человек. Были приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсион­ной реформе. Благодаря этой законодательной инициативе правительство сделало новый шаг к решению проблемы социальной защищённости граждан.

В то же время в экономической жизни страны стоит ряд жизненно важных нерешенных вопросов. Основной проблемой является чеченский вопрос, который в экономическом плане вылился в проблему её восстановления и выплаты служащим Чечни «боевых».

Также важной проблемой является проблема продовольственной безопасности, в том числе проблема обеспеченности Севера страны продовольствием и топливом, завозы которого ежегодно срываются.

Подводя итог, можно отметить, что до сих пор не решены традиционные экономические проблемы новой России. Рост цен все еще опережает рост доходов, и проблема повышения заработной платы, для основной массы населения, остается актуальной. Экономика страны остается ориентированной на продажу сырья, что дает быстрый доход и создает иллюзию благополучия. Не решена проблема привлечения инвестиций в экономику, и поэтому еще рано говорить о полном возрождении промышленного и сельскохозяйственного производства. Далеки от завершения начатые реформы - в сфере ЖКХ, образования, военная и пенсионная реформы.

СПИСОК ЛитературЫ

Барсенков А.С. История России. 1938-2002. - М., 2002

Белоусов Р. Первые шаги российской экономики в новом столетии // Экономист. - 2001. - № 10.

Бутенко А.П. Пятнадцать лет перемен в России: достижения и разочарования // Социальные и гуманитарные знания. - 2000. - № 1.

Вяземский Е.Е. СССР - Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985-2002 гг. - М., 2003.

Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М., 2002.

Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. Курс лекций. - М., 2002.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: