Внешняя политика СССР в период перестройки

3.1. От конфронтации к сотрудничеству с Западом

3.2. СССР и страны Восточной Европы

3.3. Международные связи СССР в 1990-1991 гг.

.

3.1. От конфронтации

к сотрудничеству с западом

Конфронтация военно-политических блоков (НАТО и ОВД) не раз приводила мир на грань ядерной войны. Догматическая логика классового подхода, односторонне рассматривавшего мир как поле непримиримой борьбы идеологий, давно перестала быть действенной в новых военно-политических реальностях. Но несмотря ни на что, то затухая, то разгораясь, в послевоенном мире шла непрекращающаяся «холодная война», а грань, отделяющая ее от войны настоящей, была весьма зыбкой. Был и еще один аспект военно-идеологического противостояния. «Гонка вооружений» СССР обходилась слишком дорого.

За 1970-1980-е годы идеологическая конфронтация добавила к военным расходам нашей страны порядка 700 млрд. рублей. Экономический кризис, развернувшийся в СССР в 1980-е годы, боязнь того, что США совершит технологический прорыв в военной сфере (например, реализует программу СОИ - стратегической оборонной инициативы, в рамках которой предполагалось сделать территорию США неуязвимой перед атакой ядерными ракетами), расходы на войну в Афганистане - заметно сокращали возможности СССР в противостоянии. Понимание этого представителями политической элиты во главе с М. Горбачевым привело сначала к существенному расширению контактов с Западом, а затем к конкретным решениям по ограничению «гонки вооружений» и сокращению ядерного оружия. Прежде всего это касалось отношений с Соединенными Штатами Америки, страной, которая на протяжении десятилетий рассматривалась в нашей стране как «вероятный противник». М. Горбачевым была разработана программа «нового политического мышления», направленная на сотрудничество с Западом и с другими странами, отношения с которыми у СССР до этого не сложились. По-новому советское политическое руководство стало рассматривать международные гуманитарные проблемы, признав приоритет международных соглашений, в том числе Всеобщей декларации прав человека, и обязавшись привести внутрисоюзное законодательство в соответствие с международным правом. В подтверждение своих намерений СССР проводил односторонние акции. В частности, СССР в течение 539 дней не проводил ядерных испытаний. 15 февраля 1989 г. был завершен вывод советских войск из Афганистана.

Главным символом сотрудничества СССР и США стала серия встреч M. Горбачева с президентами США Р. Рейганом и Д. Бушем-старшим. В результате таких встреч был разработан план сокращения ядерных вооружений. Уничтожению подверглись ракеты средней и малой дальности. Осуществлялись эти мероприятия под контролем советских и американских наблюдателей. Также были достигнуты договоренности о выводе значительного числа советских войск из Восточной Европы.

В конце 1989 г. на встрече M.С. Горбачева и Д. Буша-старшего на острове Мальта в Средиземном море советским руководителем было сделано заявление о том, что СССР готов не рассматривать США как своего военного противника. Мир пусть и медленно, но неудержимо стал меняться. Конечно, переговоры по многим военно-политическим вопросам были не простыми и не всегда завершались достижением компромиссов. Но в целом стремление к диалогу и сотрудничеству была ярко выраженным. Эти контакты не ограничивались только военно-политической сферой. Были сняты некоторые таможенные ограничения, развивались культурные и научные связи. Решающее значение имела позиция М. Горбачева в вопросе объединения Германии (подробнее см. § 3.2). М. Горбачев приобрел огромную популярность в западных странах. Его стремление к мирным способам урегулирования противоречий по достоинству было оценено мировой общественностью. За свои мирные инициативы М. Горбачев был награжден Нобелевской премией мира.

Конечно, сейчас особенно заметны были и ошибки, допущенные во внешней политике СССР. Позиция советского руководства могла быть более прагматичной, а само сотрудничество должно было строиться и на основе экономического взаимодействия. Однако военно-политические мотивы сотрудничества преобладали. Западные страны, в частности члены так называемой «большой семерки» (США, Великобритания, Япония, Франция, Канада, Италия, Германия), открыто предложили свою помощь только летом 1991 г. на саммите «семерки» в Лондоне. Лидеры развитых стран дали понять, что окажут СССР помощь в случае начала реальных рыночных реформ. Необходимо однако учесть, что такая помощь, даже если бы она и состоялась, в связи с выступлением ГКЧП явно запоздала.

3.2. СССР и страны Восточной Европы

Ситуация в Европе, сложившаяся к моменту начала перестройки, по-прежнему характеризовалась разделением континента на две части. В Восточной Европе с конца 40-х годов под непосредственным контролем или влиянием СССР сохранялись «социалистические государства». Формально большинство из них были объединены в экономический союз - Совет Экономической Взаимопомощи и военно-политический блок - Организацию Варшавского Договора. Официальная пропаганда постоянно говорила о «крепнущей дружбе народов», «развитии социалистической интеграции», «армейском братстве воинов армий ОВД» и т.п. Однако, несмотря на честную веру миллионов людей в этих странах в возможность установления отношений на принципах равноправия, реального воплощения таких принципов не произошло. В сфере экономической наши страны оказались в значительной степени оторваны от сложных реальностей мирового рыночного хозяйства, так как ориентировались на натуральный обмен. В сфере духовной, несмотря на лозунги о взаимовлиянии культур, многие лучшие достижения культур народов Восточной Европы упорно замалчивались в СССР, и наоборот. В сфере политической приоритетным для восточноевропейских стран считалось следование в русле политических установок, предлагаемых СССР. Конечно, абсолютного единообразия достичь так и не удалось. Более того, некоторые страны (Югославия, Албания, Румыния) проводили самостоятельную политику. Югославия, продолжая оставаться социалистической федеративной республикой, возглавляла наряду с Индией и Египтом движение неприсоединения. Общая обстановка в мире, отличавшаяся стремлением к конфронтации в обоих европейских военно-политических блоках, только усугубляла охранительные стремления руководства СССР и восточноевропейских стран.

Оставили свои тяжелые последствия акции СССР и его союзников по подавлению выступлений в Берлине в июне 1953 г., в Будапеште в ноябре 1956 г., в Праге в 1968 г. Уже в 1970-х - первой половине 1980-х годов многие жители восточноевропейских стран видели причину более низкого уровня в их странах в приверженности к социалистической системе. Усилившиеся экономические контакты со странами Запада наглядно показывали, что экономика рыночных стран динамично шагала вперед, в то время как социалистические экономики, достигнув определенного пика в 1960-х годах, переживали застой. Более того, кризисные явления в политической и экономической жизни СССР и восточноевропейских стран нарастали.

Неуклонное падение доверия к руководству, политическая слабость правящих партий, несмотря на их значительную формальную численность, низкая эффективность экономических структур, их невосприимчивость к научно-техническому прогрессу, нарастание оппозиционных настроений в народных массах - все это означало объективную слабость существовавших политических режимов при внешней непоколебимой монолитности. В Польше, Чехии, Венгрии росло недовольство жестким контролем со стороны СССР, нарушением суверенных прав восточноевропейских стран путем размещения военных контингентов и баз. Все это готовило изнутри процесс реформирования этих стран, которые стимулировались и начавшейся в СССР перестройкой.

Тенденции взаимовлияния СССР и Восточной Европы в течение десятилетий были как бы обоюдоострыми. С одной стороны, реформы в Восточной Европе блокировались из-за боязни вмешательства со стороны СССР, а с другой - каждый раз такое вмешательство (в 1956 и 1968 гг.) приводило к замедлению или прекращению намечавшихся реформ в СССР. Необходимо было разорвать этот порочный круг, изменить отношение мирового сообщества к политике Советского Союза. Это стало возможным после провозглашения М. С. Горбачевым «нового мышления». Одной из основ новой внешнеполитической доктрины стало провозглашение невмешательства во внутренние дела соседних стран. Это послужило важнейшим фактором произошедших в 1989 г. политических изменений в Восточной Европе.

Доказательством того, что советское руководство уважает важнейшие международные принципы, стало его отношение к антикоммунистическим революциям, которые разразились в Восточной Европе в 1989 г. В каждой стране они имели свои особенности. В одних странах они проходили мирно и бескровно («бархатные революции»), как в Венгрии и Чехии, в других сопровождались военными действиями и людскими жертвами. Но общий характер событий можно обозначить как антитоталитарные массовые движения, приведшие к падению старых государственно-партийных правящих структур. Главным лозунгом этих движений было восстановление демократических свобод и борьба за права человека. В этом же контексте стоит рассматривать и падение Берлинской стены, формирование нового правительства в ГДР и последовавшее затем объединение Германии. В этих условиях СССР как держава, несущая ответственность за судьбы Европы, наряду с другими державами-победительницами во второй мировой войне, принял активное участие в решении этого вопроса. При этом следовало учесть, что даже в высшем партийном руководстве открыто высказывались сомнения в возможности решения германской проблемы. Однако идея о том, что, несмотря на привычку немалого числа людей к сложившийся германской реальности, следует исходить из того, что искусственное разделение великой нации не может служить источником безопасности, взяла верх.

Курс «нового мышления» М. Горбачева, Э. Шеварднадзе и их единомышленников в руководстве страны привел к тому, что СССР не стремился подавить силой антикоммунистические массовые движения в Восточной Европе. Ясно, что, начнись подобные действия, они могли бы с большей долей вероятности привести к развертыванию в Европе гражданских войн и международных конфликтов. Стремление М. Горбачева к тому, чтобы способствовать демократизации бывших социалистических стран, лояльное отношение к новым правительствам внесли существенный вклад в присуждение ему Нобелевской премии мира за 1990 г.

Развал социалистической системы в Восточной Европе неизбежно привел к прекращению деятельности таких структур, как Организация Варшавского Договора и Совет Экономической Взаимопомощи.

В то же время ни М. Горбачев, ни правительство СССР не смогли предугадать, что эти события приведут к нарушению сложившихся экономических связей СССР и Восточной Европы. СССР в итоге недополучил многие виды товаров, что привело к еще большим осложнениям на внутреннем рынке.

Восприятие происходящих в Восточной Европе событий было в нашей стране далеко не единодушным. Часть общества приветствовала их, тем более что было ясно, что именно перестроечные процессы стимулировали изменения в Восточной Европе. Другая часть советского общества восприняла события в Восточной Европе негативно. Военные рассматривали уход советских войск как свидетельство резкого сокращения влияния Советского Союза. Консервативная часть партийцев видела в демократических революциях в странах Восточной Европы и в распаде социалистического лагеря предвестие краха коммунистического режима в СССР. Таким образом, падение коммунистических режимов в Восточной Европе имело неоднозначные последствия для СССР и во многом предопределило сложный характер отношений России (после распада СССР) со странами Восточной Европы в последующем.

3.3. международные связи ссср в 1989-1991 гг.

Активность советской внешней политики в конце 1980-х годов распространялась не только на отношения с США и развитыми странами Запада, но и со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Даже традиционно далекая Австралия не осталась без внимания советской дипломатии. Открытость миру в рамках курса «нового мышления», готовность вступать в диалог, искать взаимоприемлемые решения - таковы принципы, на которых базировались эти взаимоотношения.

Длительное время «азиатский фланг» дипломатических усилий явно недооценивался ни политически, ни экономически. В то же время динамичное развитие Японии, Тайваня, Южной Кореи, Китая, Сингапура, Таиланда вынуждало искать пути сотрудничества с этими странами. Однако почти в каждом случае имелись определенные препятствия для этих действий. Так, Япония ставила вопрос о передаче ей четырех островов Курильской гряды. Южная Корея долго рассматривала СССР как союзника Северной Кореи. Наконец, с Китаем, в котором быстрыми темпами шла экономическая модернизация, сохранялись идеологические разногласия, слабыми были экономические связи, не были урегулированы проблемы пограничных территорий. После долгих лет недоверия, взаимных подозрений и даже военных приготовлений в 1989 г. в ходе визита М.С. Горбачева в Китай удалось обсудить большинство насущных вопросов. В итоге началась нормализация отношений с Китаем. Стали происходить не только регулярные политические контакты и встречи, но и активно расти экономические связи.

В целом советская внешнеполитическая доктрина характеризовалась усилением внимания ко всем странам азиатско-тихоокеанского региона. В первую очередь советское руководство стремилось использовать экономический потенциал стран этого региона для активизации экономического развития Дальнего Востока и Сибири. Особенно привлекательным было создание совместных предприятий на территории СССР с применением высоких технологий, разработанных в Японии, Южной Корее, Тайване и других государствах. Однако в 1990-1991 гг. происходило лишь осторожное обсуждение перспективных планов. Для их реализации требовался переход к рыночной экономике и создание соответствующей законодательной базы. Тем не менее стоит отметить, что эти международные контакты не ограничивались одними декларациями. Так, были наконец-то установлены дипломатические отношения с Южной Кореей. Следствием этого стало подписание контрактов на поставку в СССР бытовой техники и продуктов.

Специальной сферой внимания Советского Союза оставалась ситуация в Афганистане. После вывода советских войск, закончившегося в феврале 1989 г., там сохранялась исключительно сложная ситуация, продолжалась гражданская война. Еще перед уходом СССР оставил правительству Наджибулы достаточно большое количество военной техники и оружия, что позволило Наджибуле контролировать почти 80 % страны. Параллельно с этим советская дипломатия предпринимала усилия с целью активизировать мирный процесс в Афганистане, проводила консультации с Соединенными Штатами и другими странами по этой проблеме. В сентябре 1991 г. была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан.

Советский Союз стремился внести свой вклад в нормализацию отношений на Ближнем Востоке. После длительного пе­риода, характеризовавшегося почти полным отсутствием контактов с Израилем, возобновились культурные и отчасти экономические связи с этим государством. СССР продолжал поддерживать дружественные связи и с рядом арабских стран. В то же время наша страна решительно выступает против агрессивных действий на Ближнем Востоке. Советское государство заняло ясную осуждающую позицию по отношению к оккупационной политике Ирака, захватившего Кувейт.

Возросла активность советских дипломатических служб в Африке. Советские дипломаты приняли участие совместно с дипломатами ряда западных стран в переговорах по югу Африки, в результате чего появилось новое, независимое государство Намибия, находившееся ранее в полуколониальной зависимости от Южно-Африканской Республики. В самой ЮАР интенсивно шел процесс демократических преобразований, ликвидации системы расовой сегрегации. Происходящие изменения позволили нашей стране вступить в дипломатические контакты с этой страной.

Не отказывалась советская дипломатия и от возможностей в той или иной форме содействовать установлению мира в центрально-американ-ском регионе, развитию контактов со странами Латинской Америки, в том числе с Бразилией, Аргентиной, Чили.

Открытое обсуждение в СССР проблем взаимоотношений с развивающимися странами привело к обнародованию немалого числа фактов, цифр, связанных с тем, что в предыдущие годы характер советской помощи странам «третьего мира» был весьма односторонним, с упором на военную помощь, причем поставки вооружений исчислялись миллиардами рублей и долларов при весьма проблематичной перспективе возврата долгов. Многие представители советской общественности, дипломаты ставят вопросы о необходимости сбалансировать, по сути, безвозвратные поставки, изменить характер этих взаимоотношений, сделать их по-настоящему взаимовыгодными, поставить эти связи под строгий парламентский контроль. Процесс изменений начался и в этой сфере внешнеполитической деятельности.

Отказ от поддержки диктаторских режимов, прикрывающихся «левой» фразеологией, стал важным шагом в переосмыслении места страны в мире.

Позитивное взаимодействие СССР со странами Азии, Африки и Америки во многом тормозилось внутренним кризисом в СССР (особенно резким падением темпов экономического развития). К тому же не всегда советские представители в странах «третьего мира» могли сразу изменить сложившийся характер отношений. Отказываясь от поставок оружия и военной техники, СССР чаще всего не мог предложить другой продукции, которая могла бы заинтересовать развивающиеся страны. Как следствие, стало сокращаться не только экономическое, но и политическое влияние Советского Союза. Распад СССР нанес сильнейший удар по внешнеполитическому престижу нашей страны и привел к резкому сокращению сотрудничества со странами «третьего мира».

СПИСОК ЛитературЫ

Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление. - М., 1991.

Боффа Дж. От СССР к России: история незаконченного кризиса. 1964-1994 гг. - М., 1996.

Верт Н. История советского государства. - М., 1991.

Вяземский Е.Е. СССР - Россия. От М.С. Горбачева до В.В. Путина. 1985-2002. - М., 2003.

История России с древнейших времен до наших дней / Под ред. А.С. Орлова, В.А., Георгиева и др. - М., 1997.

Наринский М.М., М.С. Горбачев и объединение Германии. По новым материалам // Новая и новейшая история. - 2004. - № 1.

Новейшая история Отечества. XX в. В 2-х т. Т. II / Под ред. А.Ф. Кисе-лева и Э.М. Шагина. - М., 2002.

Шуранов Н.П. История России (1917-1997 гг.). - Кемерово, 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: