Концептуальная модель. Моделирование экономических процессов в виде СМО с однородными заявками

Моделирование экономических процессов в виде СМО с однородными заявками

Пример СМО с однородными заявками – модель бензоколонки. Предприниматель собирается вложить деньги в строительство новой бензоколонки и хотел бы ориентировочно знать, какова должна быть оптимальная структура бензоколонки и на получение какой прибыли он может рассчитывать.

Представление модели бензоколонки как СМО.

  • Имеется поток клиентов, желающих быть обслуженными (в данном случае это поток автомашин, желающих заправиться бензином).
  • Имеются устройства или агрегаты, которые обеспечивают удовлетворение заявок клиентов (в данном случае одна или несколько раздаточных колонок).
  • Имеется определенный набор правил обслуживания клиентов (в данном случае можно, например, считать, что все клиенты равноправны, т.е. никто не имеет права на заправку вне очереди).

Концептуальная модель.

Пусть имеется СМО с переменным числом каналов , которое может принимать любое значение в диапазоне от одного до . Входной поток заявок – простейший, следовательно, время между соседними заявками имеет показательное распределение с известным математическим ожиданием (средним значением) . Время обслуживания заявки в любом канале – величина случайная, имеющая показательное распределение с известным средним временем обслуживания . Все заявки однородны и независимы. Правило (дисциплина) обслуживания состоит в том, что очередная заявка поступает в тот канал, который раньше других освободился. Если время ожидания начала обслуживания превышает заданную величину , то заявка покидает СМО необслуженной. Период функционирования СМО характеризуется величиной .

Входные характеристики модели.

  • Число каналов (1, …, ).
  • Среднее время между соседними заявками .
  • Среднее время обслуживания заявки .
  • Максимально допустимое время ожидания .
  • Период работы СМО .
  • Число случайных реализаций моделируемого процесса .

Выходная характеристика модели: среднее число обслуженных заявок .

Выбор показателя и критерия эффективности.

В качестве основы для формирования показателя эффективности работы СМО будем рассматривать среднюю прибыль, определяемую по формуле:

,

где – чистая прибыль, полученная в результате обслуживания одной заявки;

– издержки обслуживания всех заявок, зависящие от числа каналов.

Разделив обе части равенства на величину , получим следующее выражение для расчета показателя эффективности:

,

где средняя относительная прибыль.

Величину (отношение издержек обслуживания к чистой прибыли, полученной в результате обслуживания одной заявки) будем рассматривать как функцию числа каналов, для которой необходимо подобрать подходящую аппроксимацию. Примем следующую аппроксимацию:

.

Окончательно имеем следующее выражение для показателя эффективности:

.

В качестве критерия выбора наивыгоднейшей структуры СМО примем оптимальное число каналов, обеспечивающее максимум средней относительной прибыли:

,

где – оптимальное число каналов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: