Ценовая политика

Ценовая политика — это поведенческая философия или общие принципы деятельности, которых фирма собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары или услуги. В область ценовой политики предприятия входят вопросы оптовых и розничных цен, все стадии ценообразования, тактика определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы, маркетологи устанавливают на товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы.

В зависимости от реализационной цепочки можно выделить несколько видов цен. Оптовые цены предприятий - цены, по которым предприятие продает продукцию оптовому покупателю. Эта цена состоит из себестоимости продукции и прибыли предприятия. Оптовые цены торговли - цены, по которым оптовый посредник продает товар розничному продавцу. Цена включает в себя себестоимость, прибыль и снабженческо-сбытовую скидку (издержки оптового поставщика). Розничная цена - цена, по которой товар продается конечному потребителю. Она включает в себя также торговую скидку (издержки розничного торговца).

К внешним факторам процесса ценообразования относятся:

- потребители. Это фактор всегда занимает доминирующее положения в современном маркетинге;

- рыночная среда. Этот фактор характеризуется степенью конкуренции на рынке. Здесь важно выделить является ли предприятие аутсайдером или лидером, принадлежит ли к группе лидеров или аутсайдеров;

- Участники каналов товародвижения. На этом этапе на цену влияют как поставщики, так и посредники. Причем важно заметить, что наибольшую опасность для производителя представляет повышение цен на энергоносители, поэтому эту отрасль старается контролировать государство;

- государство влияет на цену путем косвенных налогов на предпринимательство, установлением антимонопольных и демпинговых запретов;

Стратегия ценообразования — это выбор предприятием стратегии, по которой должна изменяться исходная цена товара с максимальным для него успехом, в процессе завоевания рынка. Следует выделить различные стратегии в зависимости от товара (нового или уже существующего).

Стратегия «снятия сливок» (skim pricing) предполагает сначала продажу товара по очень высокой цене для того слоя общества, который не заботится о финансовом крахе, далее цена постепенно снижается до уровня среднего класса, а потом и до уровня массового потребления.

Также существуют стратегии прочного внедрения (penetration pricing), скользящей цены (slide-down pricing) и преимущественной цены (preemptive pricing).

При определении цены, при прогнозе ее дальнейшего изменения, при ее корректировке предпринимателю очень важно не только не прогадать, но и не завысить цену, что может прямым образом отразиться на спросе и отношении к фирме покупателей. Поэтому анализируются все изменения и разрабатываются стратегии к установлению и корректировке цен, что способствуют повышению прибыльности и эффективности.

72.Управление сбытом химической продукции предприятия.

Сбыт – это продажа готовой продукции на рынок, потребителю. Сбыт продукции представляет систему мероприятий, которые проводятся после отгрузки товарной продукции с предприятия. К этим мероприятиям относятся: транспортировка, складирование, хранение, доработка, перепродажная подготовка и продажа товара. Основными элементами сбытовой политики являются следующие: транспортировка продукции — её физическое перемещение от производителя к потребителю;доработка продукции — подбор, сортировка, сборка готового изделия и прочее, что повышает степень доступности и готовности продукции к потреблению; хранение продукции — организация создания и поддержание необходимых её запасов; контакты с потребителями — действия по физической передачи товара, оформлению заказов, организации платёжно-расчетных операций, юридическому оформлению передачи прав собственности на товар, информированию потребителя о товаре и фирме, а также сбору информации о рынке. По организации системы сбыта подразделяют на :Прямой сбыт. Этот вид сбыта характеризуется реализацией продукции производителя непосредственно потребителю. Наличествует прямая связь между фирмой и покупателем. Косвенный сбыт. В этом случае между производителем и потребителем присутствует некое звено, которое выполняет посреднические функции. Обычно цепочка сбыта в таком случае состоит из производителя, организаций оптовой или розничной торговли и конечного потребителя. При выявлении возможных вариантов каналов распределения товаров необходимо определиться с типом используемых посредников. Классификация посредников проводится на основе сочетания двух признаков:-от чего имени работает посредник,- за чей счет посредник ведет свои операции. Типы посредников: Дилер – это независимый мелкий предприниматель, специализирующийся обычно на продаже товаров длительного пользования, которые требуют значительного сервис. Дистрибьютор – это оптовый и розничный посредники, занимающие положение м/д производителем товара и дилером. Комиссионер – это человек, имеющий склад с товарами, которые он продает от своего имени, но за счет предприятия, производящие эти товары. Агент – это посредник, выступающий в качестве представителя или помощника другого основного по отношению к нему лица.Брокер – это посредник при заключении сделок, сводящие контрагентов.

72.Управление сбытом химической продукции предприятия.-2вариант

Основными задачами отдела продаж являются изучение спроса и установление тесных контактов с потребителями продукции; поиск наиболее эффективных каналов и форм реализации, отвечающих требованиям потребителей; обеспечение доставки продукции потребителю в нужное время; контроль над ходом реализации продукции в целях снижения коммерческих (внепроизводственных) издержек и ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Структура отдела продаж на предприятии включает как управленческие, так и производственные подразделения. К управленческим подразделениям относятся отделы сбыта. Отдел сбыта включает следующие такие секторы: заказов, изучения спроса, плановое, товарное (оперативное), рекламное, наладки и технического обслуживания поставляемой продукции.

Планирование сбыта включает на предприятии: изучение внешних и внутренних условий; определение целей; разработку прогнозов конъюнктуры и спроса; подготовку прогнозов реализации товаров; составление планов поставок готовой продукции; планирование оптимальных хозяйственных связей; выбор каналов распределения товара; планирование дополнительных услуг, рекламной деятельности; составление сметы расходов на управление сбытом и распределением, планирование доходности.

Организация сбыта на предприятии включает: организацию сбора информации о спросе; заключение с потребителями хозяйственных договоров на поставку продукции; выбор форм и методов реализации продукции, способов доставки ее потребителю; подготовку продукции к отправке потребителю; технологию товародвижения; организацию информационно-диспетчерской службы, отчетности; организацию торговой коммуникации, правовой и претензионной работы; организацию стимулирования спроса и рекламной деятельности.

Контроль и координация работы отдела сбыта предприятия предполагает: оценку соответствия реализации сбытовых функций программе маркетинговых исследований; анализ действия сбытовой службы, а также разработанных мероприятий по координации сбытовой деятельности и повышению ее эффективности; контроль и оценку эффективности стимулирования сбыта и рекламных мероприятий; тактический контроль; контроль над поставками продукции, осуществлением внешнеторговых операций, соблюдением договорных обязательств, своевременностью оплаты счетов; предъявление потребителям претензий за нарушение договорных обязательств и несвоевременную оплату счетов.

Коммерческий директор осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью предприятия в области сбыта продукции (продажи товаров, оказания услуг). Координирует разработку и составление перспективных и текущих планов материально-технического обеспечения и сбыта продукции. Дает рекомендации и консультации менеджерам и специалистам по финансовому планированию, сбыту, продаже; контролирует их. Так же коммерческий директор работает с крупными клиентами.

Начальник отдела продаж осуществляет организацию сбыта продукции компании, разрабатывает и предоставляет планы продаж на утверждение коммерческому директору. Контролирует состояние дебиторской и кредиторской задолженностей клиентов. Решает рекламационные вопросы по товару с клиентами, составляет необходимую документацию. Координирует деятельность складов готовой продукции, руководит работниками отдела.

На предприятие существует несколько агентов по продажам, которые занимаются:

· реализацией продукции по городу;

· реализацией продукции по району;

● агент по работе с дистрибьюторами.

Таким образом, управление сбытом ООО «ТД Савой» это в первую очередь заключение договоров реализации и поставки продукции. Для того чтобы реализовать продукцию необходимо привлечь внимание потенциальных потребителей, вызвать их интерес к продукту, желание купить данный продукт, а также стимулировать потребителей к покупке. Так же сбытовая политика предприятия направлена на повышение эффективности фирмы, так как в сфере сбыта окончательно проявляются все усилия маркетинга по повышению прибыльности, приспосабливая сбытовую сеть под потребителя, предприятие имеет больше шансов выстоять в конкурентной борьбе, именно в данной сфере предприниматель находится ближе к покупателю. Эффективное управление сбытом продукции является одним из главных факторов успеха фирмы. Проблемы, возникающие со сбытом продукции, могут привести к значительным финансовым потерям и частичной или полной остановке производства. Система сбыта продукции любого предприятия должна быть предельно эффективна и ориентированна на потребности рынка.

73.Методика комплексной оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Комплексная оценка хозяйственной деятельности представляет собой ее характеристику, полученную в

результате комплексного исследования, т. е. одновременного и согласованного изучения совокупности показателей, отражающих все (или многие) аспекты хозяйственных процессов, и содержащую обобщающие выводы о результатах деятельности производственного объекта на основе выявления

качественных и количественных отличий от базы сравнения (плана, нормативов, предшествующих периодов, достижений на других аналогичных объектах, других возможных вариантов развития).

Для того чтобы комплексная оценка была действенным орудие хозяйственного управления, необходимо разрабатывать практические методы ее конструирования, которые можно было бы использовать в ежедневной работе экономистов-аналитиков.

Комплексная оценка служит инструментом учета, анализа и планирования; индикатором научно-технического состояния хозяйственного объекта в изучаемой совокупности; критерием сравнительного оценивания коммерческой деятельности предприятий и их подразделений; показателем эффективности

принятых ранее управленческих решений и полноты их реализации; основой выбора возможных вариантов развития производства и показателей ожидаемы результатов в будущем: стимулятором производства.10573

В настоящее время, к сожалению, существуют препятствия как методологического) так и организационного характера тому, что бы комплексная оценка удовлетворяла этим требованиям. Поэтому нередко возникают ситуации, когда полученные тем или иным приемом обобщающие оценки производственно-хозяйственной деятельности не соответствую экономической действительности или на практике не оправдывают усилий, затраченных на сбор и обработку данных.

При малом числе оцениваемых параметров и относительно небольшом количестве объектов балансовые комиссии как основные звенья на предприятиях, занимающиеся обобщением результатов работы, удачно

справляются с поставленными перед ними задачами выявления комплексной оценки.

При увеличении количества объектов и особенно показателей критериев оценки решение задачи усложняется. Теоретически следует, что надо оценивать достижения предприятий или их подразделений по одному какому-либо показателю, синтезирующему все стороны деятельности этог объекта. Однако сложность производственно-хозяйственной деятельности не позволяет выделить из числа обобщающих результативных показателей какой-либо один в качестве основного.

Задача сводится к определению комплексной оценки хозяйственной деятельности на основе системы показателей с агрегированием различных приемов качественного и количественного анализа. При этом эффективность производственно-хозяйственной деятельности одного хозяйственного объекта может сравниваться с эффективностью деятельности других объектов. В данном случае принято говорить о превращении комплексной оценки в сравнительную комплексную оценку производственно-финансовой

деятельности. Причем саму процедуру комплексной сравнительной опенки можно типизировать и расчленять на следующие относительно самостоятельные этапы:

1. конкретизация целей и задач комплексной оценки;

2. выбор исходной системы показателей;

3. организация сбора исходной информации;

4. расчет и оценка значений частных показателей (мест, балльных оценок, коэффициентов по исходным показателям и т.д.);

5. обеспечение сравнимости оцениваемых показателей (определение коэффициентов сравнительной значимости);

6. выбор конкретной методики, т. е. разработка алгоритмов программ расчета комплексных сравнительных оценок;

7. расчет комплексных оценок;

8. экспериментальная проверка адекватности комплексных, обобщающих оценок реальной экономической действительности;

9. анализ и использование

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Количественное соотношение экстенсивности и интенсивности экономического развития выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов. Ранее мы подробно рассматривали показатели экстенсивности и интенсивности развития.

Здесь мы будем говорить о взаимосвязи этих показателей. Например, фондоотдача N: Р обобщает в себе такие показатели интенсивности, как амортизациоотдача -- N: А и оборачиваемость основных производственных фондов в годах -- Р: А. Покажем эту взаимосвязь на примере моделирования фондоемкости:

где N -- выручка от реализации продукции;

P -- среднегодовая величина основных производственных средств;

А -- величина амортизации, предназначенной для полного восстановления основных производственных средств.

Объем производства в стоимостном выражении (с учетом качества продукции) и выручка от реализации есть результат воздействия всех видов ресурсов. Повышение качества продукции - это, в конечном счете, и вопрос ее количества, экономии ресурсов, более полного удовлетворения общественных потребностей. Значит, показатели качества -- это показатели интенсификации производства, получающие отражение, как в результатах производства, так и в затратах ресурсов.

Каждый синтетический показатель использования ресурсов воплощает в себе, сумму действий более мелких факторов (факторов второго и следующих порядков). Например, производительность труда зависит от экстенсивной величины -- количества рабочего времени, а также от интенсивных величин -- нагрузки за рабочее время и производительной силы труда, определяемых организационно-техническими, природными и социальными условиями производства. Следовательно, каждый синтетический качественный показатель использования ресурсов лишь в общем отражает интенсивность этого использования. Для выявления интенсивности в чистом виде следует провести углубленный экономический анализ. Так, в случае анализа производительности труда лучшим показателем интенсивности развития будет часовая выработка рабочего, а не годовая в расчете на одного работающего. Тем не менее, для целей комплексного анализа с некоторой долей условности можно считать годовые показатели производительности труда, фондоотдачи основных производственных средств, материалоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств показателями интенсивного развития.

74.Конъюнктура рынка: спрос и предложение.

Конъюнктура рынка труда – это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структуру рынка. Она складывается в зависимости от состояния экономики (подъем или спад); отраслевой структуры хозяйства; уровня развития технического базиса; благосостояния и уровень доходов населения (в том числе душевого); развития рынка товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; состояния социальной и производственной инфраструктуры; степени развития многоукладности экономики; меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и другие факторы.

Объектом рынка труда является труд. Субъектами выступают работодатели, безработные, наемные работники, самостоятельно занятые работники.

Важнейшими элементами, характеризующими конъюнктуру рынка труда, являются: соотношение спроса и предложения в количественном (уровень безработицы или дефицита кадров) и качественном (структурном, в первую очередь профессионально – квалификационном) аспекте, заработная плата, прибыль, цена и т. д. В рыночных условиях основные потребности человека, семьи могут удовлетворяться посредством труда, получения заработной платы или дохода в денежной форме и их обмена на жизненные средства и услуги, а с другой стороны, в первую очередь, механизмом спроса и предложений труда как конкурентной формы реализации определенных потребностей и интересов. Со стороны работодателей формируется спрос на рабочую силу. Со стороны работников – предложение труда, зависящее от уровня заработной платы, условий труда, соответствия профессионально – квалификационной структуры рабочей силы и рабочих мест, налоговой системы, общей культуры и т. д.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов. Первый тип – трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда. Второй тип – трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда. Третий тип – равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, отраслями и секторами экономики.

Основная часть совокупного предложения и спроса на труд в каждый данный момент удовлетворена, что и обеспечивает функционирование общественного производства (удовлетворенного спроса). Меньшая его часть в силу естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест – выбытия людей из трудоспособного возраста и вступления в трудоспособный возраст, увольнений и переходов на новое место работы, выбытия старых и ввода новых рабочих мест – оказывается свободной (вакантной) и нуждается в соединении предложения и спроса. Эта часть совокупного рынка труда соответствует понятию текущего рынка труда, емкость которого определяется количеством вакансий и количеством лиц, занятых поиском работы. В своем единстве совокупный спрос и совокупное предложение определяют емкость совокупного рынка труда.

Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного взаимодействия и взаимосвязи спроса и предложения как реакции на информацию рыночной цены труда и конкуренцию.

Таким образом, конъюнктура рынка труда – соотношение спроса и предложения рабочей силы, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды трудовой деятельности и уровень занятости.

Конъюнктура рынка – это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию на определенной части рынка.

Целью проведения конъюнктурного анализа является выявление закономерностей развития рыночной ситуации и составление прогноза развития этой ситуации на перспективу (долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную)..

75.Экономико-технологическая модель производственного процесса.

В процессе производства используются (преобразуются в конечную, товарную продукцию) три основных вида взаимонезаменяемых ресурсов, три совокупных фактора производства: живой труд, средства труда и предметы труда.

Ресурс «живой труд» - это персонал предприятия, рабочая сила, определяемая как способность человека к труду. Рабочая сила потребляется в форме затрат живого труда и измеряется рабочим временем. На рынке труда представляет собой специфический товар, обладающий стоимостью, что и позволяет выражать объем затраченного труда в денежной оценке.

Ресурс «средства труда» предприятия составляет его основной капитал. В натурально-вещественном виде это основные производственные фонды, а в денежной оценке - основные средства.

Ресурс «предметы труда» - это необходимые для нормального хода производства запасы сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов (полуфабрикаты, комплектующие изделия и др.), а также запасы товаров, обеспечивающие бесперебойный процесс реализации. Они образуют вещественную часть оборотного капитала предприятия. Кроме них сюда входят средства в расчетах, свободные денежные средства и некоторые другие виды финансовых активов.

Издержки по факторам производства (живой труд, средства и предметы труда) трансформируются в себестоимость продукции. Себестоимость должна быть ниже стоимости (цены, денежной выручки), получаемой от реализации продукции. Денежной выручки должно быть достаточно, чтобы обеспечить расходы собственника по следующим направлениям:

– на возмещение затрат по обеспечению простого или расширенного воспроизводства;

– для удовлетворения личных потребностей (фонд потребления);

– во внешнюю по отношению к предприятию среду (уплата налогов, погашение кредита и процентов по нему, платежи во внебюджетные и специальные фонды и др.).

Все эти связи отражаются в принципиальной экономико-технологической модели производственно-хозяйственного процесса, в направлениях потоков ресурсов, затрат и результатов. Если ее составные элементы представить в денежной форме и формализовать их взаимодействие, то она может использоваться как имитационная модель для изучения (анализа) и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия

2.2. Экономико-технологическая модель производственного процесса

Коммерческая деятельность любой организации может быть представлена как процесс преобразования некоторого набора исходных ресурсов в конечный результат, в процессе производственной деятельности в качестве исходного момента можно рассматривать обеспеченность ресурсами в необходимом для нормального хода производственной деятельности сочетании (пропорциях), в основу деления ресурсов положен принцип их невзаимозаменяемости.

Выделяют три основных вида ресурсов, факторов производства: живой труд, средства труда и предметы труда.

К ресурсам живого труда, которыми располагает любое предприятие, относится персонал, рабочая сила, то есть работники. Рабочая сила в процессе производства потребляется в форме затрат живого труда, измеряемых рабочим временем, как естественной мерой целенаправленной деятельности работников.

Ресурсы средств труда, которыми будет располагать предприятие, являются с точки зрения их денежной оценки ее основным капиталом (основные средства). Ресурсы предметов труда ООО “СУВЕНИР” - это необходимые для нормального хода производственных процессов запасы сырья, материалов, топлива и иных материальных ресурсов, включая полуфабрикаты.

В рамках совокупности технологических процессов производства издержки, связанные с использованием факторов производства, трансформируются не только в общую сумму издержек, но и в стоимость произведенного продукта, которая должна превышать общую сумму издержек, в размерах, по крайней мере, удовлетворяющих интересы Учредителей.

Производственный процесс на предприятии ООО “СУВЕНИР” будет носить тип единичного производства, что будет характеризоваться широкой номенклатурой изготовляемых изделий, не­большим объемом выпуска, а также малой повторяемостью. При этом производственный процесс будет осуществляться с применением большой доли ручного творческого труда.

Производственный процесс изготовления продукции будет состоять из трех основных стадий: подготовительной, обрабатывающей и заключительной. Подготовительная стадия механизированная: сушка материалов, изготовление заготовок.

На обрабатывающей стадии производственного процесса изделие приобретет законченную форму. Заключительная стадия подразумевает нанесение декоративных покрытий, а также сушку изделия и упаковку.

Производственный процесс сувенирной продукции будет характеризоваться большими затратами времени на обрабатывающей стадии.

Производственный процесс экологически чистый, что вызвано применением в качестве технологического топлива электроэнергии, экологически безопасного сырья и материалов. В резуль­тате технологического процесса никаких вредных выбросов в атмосферу производиться не будет.

76.Анализ соотношения между темпами роста производительности труда и средней заработной платы персонала предприятия.

Опережение темпов роста производительности труда по сравнению с темпами роста заработной платы обеспечивает снижение себестоимости продукции, увеличение рентабельности и повышение эффективности производства. Поэтому каждое предприятие должно соблюдать принцип опережения роста производительности труда при планировании показателей по труду.

Для определения результатов соотношения в росте производительности труда и средней заработной платы исчисляется коэффициент опережения Коп который определяется отношением индексов двух показателей:

Коп = I1 / I2

где I1 — индекс производительности труда; I2 — индекс среднегодовой заработной платы.

Анализ коэффициента опережения позволяет выявить его влияние на рентабельность предприятия. При опережающих темпах роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы предприятие получает относительную экономию фонда заработной платы, снижающую себестоимость продукции. В обратном случае предприятие допускает перерасход фонда заработной платы, растет себестоимость продукции, снижаются прибыль и рентабельность.

Коэффициент отставания Коп является величиной обратной коэффициенту опережения. Он характеризует замедление темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда. Коэффициент отставания, отражающий изменение удельных затрат заработной платы на одного работающего промышленно-производственного персонала, используется в практике планирования.

Систематический рост средней заработной платы - закономерное явление. Однако темпы роста заработной платы вместе с выплатами из фонда поощрения должны сопровождаться опережающими его темпами роста производительности труда.

В качестве примера соотношения производительности труда и заработной платы приведена таблица.

Как видно из данных таблицы, рост производительности труда опережал повышение средней заработной платы в отчетном году по сравнению с планом на 4,9% (106,2 — 101,3), а по сравнению с предыдущим годом — на 5,9% (108,5—102,6). Плановый уровень роста среднегодовой выработки превышает уровень Среднегодовой заработной платы, что является 'положительным фактом. Однако эти показатели отражают только величину разрыва, но не характеризуют соотношения между производительностью труда и средней заработной платой. Для характеристики соотношения между этими двумя показателями надо исчислить процент прироста средней заработной платы на каждый процент прироста производительности труда. Для этого необходимо процент прироста средней заработной платы разделить на процент прироста производительности труда

Показатели 2005 г., руб. 2006 г., руб. 2006 г., %

по плану факт по плану фактически

Спеднегодовая выработка на одного работающего 85150 87068 92422 106,2 108,5

Среднегодовая заработная плата (с учетом выплат из фонда материального поощрения) 1216 1231 1247 101,3 102,6

Процент прироста средней заработной платы на каждый процент прироста производительности труда составляет (см. табл. 32): в отчете к плану 0,21 (1,3: 6,2), по отчету к предыдущему году 0,31 (2,6::8,5).

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что соотношение между ростом производительности труда и средней заработной платой изменилось в худшую сторону (так как процент прироста средней заработной платы увеличился).

При допущении опережения роста средней заработной платы над темпами роста производительности труда к предприятию применяются санкции при образовании фонда материального поощрения.

77.Формирование и использование оборотных средств предприятия.

Для нормального функционирования предприятия необходима наличие оптимального количества оборотных средств. Оборотные средства – это средства необходимые для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения обеспечивающий непрерывный кругооборот денежных средств. Оборотные фонды – это предметы труда (сырье, полуфабрикаты, энергия, топливо) орудия труда в виде малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Эти фонды обслуживают сферу производства и полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции. Фонды обращения – средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, отгруженные, но не оплаченные товары, а так же средства на расчетных счетах и кассе предприятия. Объем оборотных средств должен быть достаточным для производства необходимого количества продукции в ассортименте и количестве запрашиваемых рынком, и в тоже время минимальным, чтобы не привести к увеличению издержек производства за счет превышения нормативных запасов.

Оборачиваемость оборотных средств – это продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия. Эффективность использования оборотных средств характеризуется рядом взаимосвязанных показателей: Коэффициент оборачиваемости, т.е количество оборотов совершенное оборотными средствами за год (Коб);Коб=Vрп/Оос,где Vрп – объем реализованной продукции, Оос средний остаток оборотных средств. Продолжительность одного оборота (Тоб);Тоб=Тд/Коб, где Тд – число дней в году, Коэффициент закрепления оборотных средств, т.е. величина оборотных средств, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции.(Кз)Кз=1/Коб=Оос/Vрп Кроме указанных показателей может быть использован показатель материалоотдачи (МО)МО=Vп/М, гдеVп–объем производства продукции, М–затраты на сырье, материалы, топливо, энергию тыс/руб. Эффективность использования об.ср. основных производственных фондов опред по форм. Фо(фондоотдача)=V(объем производства прод.)/Ф (стоимость основных производственных фондов) достигается путями ускорение оборачиваемости оборотных средств и может быть достигнуто на любой фазе кругооборота. Путями ускорения оборачиваемости оборотных средств является сокращение производственного цикла, совершенствование материально-технического снабжения и сбыта продукции, снижение норм расхода материальных ресурсов, улучшение порядка расчетов за материалы, энергию и продукцию.

78.Показатели эффективности управления химическим предприятие

Рассмотрим в общих чертах понятие «эффективность» – наиболее важное понятие в экономике. Оно происходит от слова «эффект». В экономике эффект означает конкретный положительный результат какой-либо деятельности. Это может быть прирост прибыли, или сумма сэкономленных средств, или сокращение продолжительности производственного процесса благодаря новой технологии. Соотношение результатов и затрат это и есть содержание эффективности как управленческой категории. В общем виде эффективность управленческой деятельности (Э) выражают следующей формулой: Э=Р/Згде Р – результат функционирования системы управления (результирующая составляющая);3 – затраты на управленческую деятельность или объем использованных ресурсов (затратная составляющая).Если управленческая деятельность решает поставленные задачи, обеспечивает реализацию целей, причем на основе оптимального использования имеющихся ресурсов, то она считается эффективной. Иными словами, эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, и в этом смысле проблема эффективности управления является составной частью экономики управления, частью эффективности производства.На уровне отдельных предприятий в различных отраслях экономики используются разнообразные группы показателей экономической эффективности. Однако на каждом предприятии оценивается экономическая эффективность использования материальных ресурсов, основных производственных фондов и оборотных средств, капитальных вложений, деятельности персонала, а так же рассчитывается обобщающий показатель, характеризующий экономическую эффективность предприятия в целом.

78.Показатели эффективности управления химическим предприятие Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оценниваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Показатели, используемые при оценках эффективности аппарата управления и его организационной структуры, могут быть разбиты на следующие три взаимосвазанные группы.

1. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации, и затраты на управления. При оценках эффективности на основе показателей, характеризующих конечные результаты деятельности организации, в качестве эффекта, обусловленного функционированием или развитием системы управления, могкт расматриваться обьём, прибыль, себестоимость, обьём капитальных вложений, качество продукции, сроки внедрения новой техники и т.п.

2. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса упроавления в том числе неподсредственные результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, экплуатацию тахнических срадств, содержание зданий и помещений, подготовку и переподготовку кадров управления.

При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениветься как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективностии ограничений, когда организационная структура изменяется в напрвлении улучшения одного или группы показателей эффективности без изменения (ухудшения) остальных. К нормативным харакьеристикам аппарата управления могут быть отнесены следующие: производительность, экономичность, адаптивность, гипкость, оперативность, надёжность.

(a) Производительность аппарата управления может определяться, как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработонной в процессе управления информации.

(b) Под экономичностью аппарата управления понимаются относительные затраты на его функционирование. Для оценки экономичности могут использоваться такие показатели, как удельный вес затрат на содержание аппарата управления, удельный вес управленческих работников в численности промышленно-производственного персонала, стоимость выполнения единицы объёма отдельных видов работ.

(c) Адаптивность системы управления определяется её способностью эффективно выполнять задачные функции в определённом диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно шире этот диапазон, тем более адаптивной считается система.

(d) Гипкость характеризует свойство органов аппарата управления изменять в соотведствии с возникающими задачами свои роли в процессе принятия решений и налаживеть новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.

(e) Оперативность принятия управленческих решений характеризует современность выявления управленческих прблем и такую скорость их решения, которая обеспечивает максимальное достижение поставленных целей при сохранении устойчивости налаженных производственных и обеспечивающих процессов.

(f) Надёжность аппарата управления в целом характеризует его безотказным функционированием. Если считать качество определения целей и постановки проблем достаточным,т.е. способностью обеспечивать выполнение заданий в рамках установленных сроков и выделенных ресурсов.Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться уровень выполнения плановых заданий и соблюдение утверждённых нормативов, отсутствие отклонений при исполнении указаний.

3 Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и её техническо-организационной уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации функций управления, принятые нормы управляемости, сбалансированность распределения прав и ответственности.

Для оценки эффективности управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

79.Банкротство и его процедуры.

Банкротство (несостоятельность) — признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетворять требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после констатации арбитражным судом признаков неплатежеспособности должника.

Признаками банкротства являются:

1. Наличие задолженности денежного характера.

- Для юридических лиц свыше ста тысяч рублей;

- Для индивидуальных предпринимателей свыше десяти тысяч рублей;

2. Неспособность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев.

3. Превышение суммы обязательств над стоимостью принадлежащего имущества.

Предметом денежного обязательства является уплата кредитором должнику денежной суммы. Основанием возникновения таких обязательств могут быть возмездные договоры, по которым сторона в качестве встречного представления за товары, работы, услуги обязана уплатить денежные суммы, иные основания, предусмотренные ГК РФ (например, причинение вреда). Под обязанностью по уплате обязательных платежей понимается обязанность по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Дело о банкротстве юридического лица возбуждается Арбитражным судом путем подачи заявления в отношении должника. Должником является лицо, обязанное совершить определённые действия, исполнить денежные обязательства в пользу кредитора. Кредиторами в соответствии с Федеральным законом признаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий, об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.

Процедура банкротства – это совокупность мер в отношении должника направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидации.

Данная процедура имеет несколько стадий. Первой стадией является наблюдение.

Наблюдение — это первая из возможных процедур банкротства действующего предприятия. Наблюдение вводится арбитражным судом по заявлению должника или после признания требований заявителя (кредитора или уполномоченного органа). На этой стадии банкротства Арбитражным судом назначается временный арбитражный управляющий.

Ведение наблюдения означает, что исполнительные действия приостанавливаются, снимаются все аресты и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника. Требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника не отстраняются, они продолжают осуществлять свои полномочия, но уже с ограничениями, установленными ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, а также сделки, связанные с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, переводом долга, могут быть совершены только с согласия временного управляющего. Задача временного управляющего — в срок не более чем семь месяцев изучить финансовое состояние должника.

Для этого временный управляющий выявляет кредиторов должника, выясняет размер их требований, проводит инвентаризацию имущественного комплекса должника, анализирует информацию и документы, касающиеся деятельности должника, принимает меры по сохранности имущества.

Основными целями наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника и изучение финансового состояния предприятия.

Следующая процедура банкротства — это финансовое оздоровление. Эта стадия длиться не более 7 месяцев. Финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Данная процедура применяется по инициативе лиц, которые считают, что реабилитация предприятия возможна.

Для ведения процедуры финансового оздоровления арбитражным судом назначается административный управляющий.

На этой стадии банкротства, учредитель должника, либо третье лицо обращаются к собранию кредиторов с графиком погашения задолженности должника и сведениями о предлагаемом ими обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с этим графиком погашения задолженности. В случае если должник не исполнит график погашения задолженности, лицо, предоставившее обеспечение, обязано будет исполнить неисполненные обязательства должника. После этого лицо, предоставившее обеспечение, становится кредитором должника наравне с другими имеющимися кредиторами.

Другие последствия введения финансового оздоровления. Также как и в предыдущей процедуре приостанавливается исполнение исполнительных документов, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, требования кредиторов к должнику могут быть предъявлены только после проверки арбитражным судом их обоснованности. Руководитель должника и иные органы управления должника также не отстраняются, но могут осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Ряд сделок, уменьшающих или могущих привести к уменьшению имущества должника, могут быть совершены исключительно с согласия административного управляющего или собрания кредиторов.

При любом результате финансового оздоровления должник обязан подготовить отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности.

На основе этого отчета арбитражный суд может принять один из следующих судебных актов:

1. Определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует).

2. Определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника).

3. Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Третьей стадией банкротства является внешнее управление. Это реабилитационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия и назначаемая арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов и осуществляемая на основании передачи функции по управлению предприятием внешнему Арбитражному управляющему. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Основанием для введения внешнего управления является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность должника для продолжения его деятельности путем исполнения плана внешнего управления.

План внешнего управления может предусматривать такие меры по восстановлению платежеспособности должника как:

• перепрофилирование производства;

• продажа части имущества должника;

• уступка прав требования должника;

• исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

• увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

• размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

• продажа предприятия должника;

Завершающей стадией процедуры банкротства является - конкурсное производство.

Конкурсное производство – система мероприятий, проводимых под контролем арбитражного суда, целью которых является, проведение ликвидаций должника – юридического лица, соразмерное удовлетворение требований кредиторов должника с последующим исключением предприятия из реестра действующих.

Конкурсное производство начинается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и означает невозможность восстановления финансового состояния.

По общему правилу конкурсное производство не может продолжаться более года. В решении арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства указывается срок, в течение которого оно должно быть осуществлено. Арбитражный суд вправе продлить этот срок на шесть месяцев. Срок, на который продлевается конкурсное производство в этом случае, должен быть определен применительно к конкретным обстоятельствам конкурсным управляющим, одобрен собранием кредиторов, утвержден арбитражным судом. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства влечет для должника ряд последствий, направленных на обеспечение интересов кредиторов и завершение конкурсного процесса.

Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве, на любой стадии его рассмотрения, в целях прекращения производства дела о банкротстве путем достижения соглашения между кредитором и должником.

80.Система налогообложения и расчет основных налогов

Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. Налоговая система - это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов. Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами:1. уровнем экономического развития, 2. общественно-экономическим устройством общества, 3. господствующей в обществе экономической доктриной, 4. государственным устройством общества (унитарное или федеративное), 5. историческим развитием налоговой системы. Решающей качественной характеристикой любой системы налогообложения является его тяжесть, то есть мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества. Однако общепринятая методология ее исчисления в настоящее время отсутствует.

В структуре налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ за основными бюджетообразующими налогами являются: налог на добавленную стоимость, 18% который формирует 1/4 от общего объема налоговых доходов бюджета, налог на прибыль организаций 24% (условный расход (доход) по налогу на прибыль = бухгалтерская прибыль (убыток) x ставка налога – 1/5, налог на доходы физических лиц 13% – 1/8, акцизы – 1/9. В составе бюджет образующих налогов наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы.

81.Управление акционерными обществами.

Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем: они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов; распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций; участие акционеров в управлении обществом; право акционеров на получение дохода (дивиденда); дополнительные возможности стимулирования персонала. Мировой опыт управления акционерным обществом базируется на трех принципах:1) принцип разделения владения и управления капиталом: акционер, с одной стороны, не обязан, а с другой - не вправе вести дела общества. Для этого он должен быть избран в исполнительный орган общества на равных основаниях с другими кандидатами на эту должность, которые не обязательно являются акционерами.2) принцип разделения властей: предполагает невмешательство общего собрания акционеров в осуществление исполнительным органом своих полномочий по ведению дел общества. Общее собрание акционеров является волеобразующим органом управления, носителем так называемой законодательной власти в обществе, определяющим стратегию развития общества (осуществляет стратегическую функцию). Исполнительный орган является волеизъявляющим органом управления общества и носителем так называемой исполнительной власти в обществе. Исполнительный орган в рамках реализации утвержденной общим собранием акционеров стратегии (решений) ведет дела общества, в том числе представляет его интересы в отношениях с третьими лицами (осуществляет операционную функцию).3) принцип ответственности исполнительного органа за ведение дел общества: ответственность исполнительного органа призвана уравновешивать ту степень свободы, которая предоставлена исполнительному органу для осуществления операционной функции. Тем самым общество приобретает право требовать от членов исполнительного органа возмещения ущерба, причиненного обществу вследствие их неразумных и недобросовестных действий (бездействия). С учетом мирового опыта и национальной специфики построения отношений на фоне рыночной экономики, Российский Закон «Об АО» определяет структуру органов управления АО следующим образом: главным органом акционерного общества является общее собрание акционеров, формирующее исполнительные и контрольные органы. Исполнительным органом может быть правление, дирекция - коллегиальные исполнительные органы, или директор, генеральный директор - единоличный исполнительный орган. Текущая деятельность исполнительных органов находится под контролем создаваемым общим собранием акционеров советом директоров (наблюдательного совета).

82.Методика проведения технико-экономического анализа деятельности предприятия и выявления резервов повышения эффективности производства.

Технико-экономический анализ - это научный способ познания сущности производственных процессов, результатов хозяйственной деятельности, экономических явлений, их взаимосвязей, основанный на многосторонней оценке исследуемого объекта посредством расчленения его на составные части и изучения этих частей во всем многообразии связей и зависимостей. Информационной основой проведения технико-экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта являются разнообразные показатели, зафиксированные в унифицированных формах учета и отчетности. Технико-экономический анализ, представляя собой комплексное изучение хозяйственной деятельности строительной организации, проводится с целью выявления производственных резервов и повышения экономической эффективности

её деятельности. Он способствует определению положительных сторон в работе организации, позволяет оценить инновационную политику топ-менеджеров, а также соответствие уровня организации производства и управления современным требованиям рыночной экономики. В ходе анализа выявляются также недостатки и упущения, разрабатываются мероприятия по ликвидации причин, которые их

порождают, определяются виновники и возможности возмещения причиненного ущерба.

Обеспечение эффективной работы строительных организаций во многом определяется умением менеджеров анализировать их деятельность, так как с помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и

управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производств, оцениваются результаты деятельности предприятий, вырабатывается экономическая стратегия их развития и так далее. При этом, предприятие рассматривается как управляемая система, состоящая из ряда взаимосвязанных подсистем управления (снабжения,

строительного производства, маркетинга, трудовых и материальных ресурсов, финансирования и кредитования, субподрядных работ, реализации строительной продукции и т. п.).

Анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам. Большое значение имеет классификация технико-экономического анализа по объектам управления. Если анализируются экономические процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования или производственных структур в его составе, то такой анализ классифицируют как микроэкономический. Именно

микроэкономический анализ проводится в соответствии с заданием на выполнение настоящего курсового проекта. В проведении технико-экономического анализа участвуют планово-экономический и производственно-технический отделы, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия и другие структурные подразделения органов управления строительной организацией, которые анализируют выполнение программы ввода в действие производственных мощностей объектов, выполнение строительно- монтажных работ, оценивают эффективность строительного производства, использование фонда заработной платы, материально-техническое обеспечение и использование материалов, финансовое состояние строительной организации. Экономическая сущность резервов увеличения эффективности производства состоит в наиболее полном и рациональном, использовании все возрастающего потенциала ради получения большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции. Большое значение для организации поиска резервов имеет их группировка по стадиям жизненного цикла изделия. По этому признаку резервы бывают на стадиях предпроизводственной, производственной, эксплуатации и утилизации изделия.

На предпроизводственной стадии изучаются потребность в изделии, свойства, которыми она обладает, разрабатываются конструкция изделия, технология его производства, проводится подготовка производства. Здесь могут быть выявлены резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешевого сырья и т.д. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции. И чем более полно они выявлены на этом этапе, тем более высокая эффективность этого изделия вообще.

На производственной стадии происходит освоение новых изделий, новой технологии и затем осуществляется массовое производство продукции. На этом этапе величина резервов снижается за счет того, что уже проведены работы по созданию производственных мощностей, приобретению необходимого оборудования и инструментов, налаживанию производственного процесса. И коренное изменение этого процесса уже невозможно без больших потерь. Поэтому на этой стадии жизненного цикла изделия выявляются и используются в качестве резервов те излишки потерь ресурсов, которые не затрагивают производственного процесса. Эти резервы связаны с улучшением организации труда, повышением его интенсивности, сокращением простоев оборудования, экономией и рациональным использованием сырья и материалов.

Эксплуатационная стадия делится на гарантийный период, когда исполнитель обязан ликвидировать выявленные потребителем неполадки, и послегарантийный. На стадии эксплуатации объекта резервы более производительного его использования и снижения затрат (экономия электроэнергии, топлива, запасных частей и т.д.) зависят главным образом от качества выполненных работ на первых двух стадиях.

Значит, чтобы получить больший эффект, необходимо проводить поиск резервов беспрерывно и систематически на всех стадиях жизненного цикла изделия и особенно на первых более ранних его стадиях, где скрыты наиболее существенные резервы.

По стадиям процесса воспроизводства резервы бывают в сфере производства и в сфере обращения. Основные резервы находятся, как правило, в сфере производства, но много их есть и в сфере обращения (предотвращение разных потерь продукции на пути от производителя к потребителю, а также уменьшение затрат, которые связаны с хранением, перевозкой, продажей готовой продукции, и приобретением производственных запасов).

83.Финансы и кредит: сущность, роль и принципы финансирования и кредитования капитальных вложений. При рассмотрении функций кредита следует учитывать отличие их от роли кредита. Если функция — есть проявление сущности, выражение общественного назначения кредита, то через роль раскрываются резуль­таты его использования на основе выполняемых функций. Но несмотря на различие понятий функций и роли, они взаимосвяза­ны. Посредством использования функций кредита экономические субъек­ты и общество в целом добиваются эффективности производства, ускоре­ния обращения и роста доходов. В силу этого выяснение функций креди­та имеет большое практическое значение для обеспечения таких условий, при которых они проявлялись бы наиболее эффективно.

Сущность кредита выступает в его трех функциях:

1) распределения на возвратной основе денежных средств (распреде­лительная функция);

2) создания кредитных средств обращения и замещения наличных де­нег (эмиссионная функция);

3) осуществления контроля за эффективностью деятельности эконо­мических субъектов (контрольная функция).

Распределительная функция кредита обнаруживается как при аккумуля­ции средств, так и при их размещении, т.е. посредством кредита происхо­дит распределение денежных средств на возвратной основе. Эта функция четко проявляется в процессе предоставления на время средств предпри­ятиям и организациям (так же, как сбережений населения) для удовлетво­рения их потребностей в денежных ресурсах. Таким образом, хозяйства обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для ин­вестиций. Важная функция кредита — создание кредитных средств обращения и замещения наличных денег (эмиссионная функция). Проявляется она в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т.е. обороту предоставляются деньги как в наличной, так и в безналичной формах. Данная функция кредита обнаруживается и тогда, когда на основе заме­щения наличных денег происходят безналичные расчеты. Хотя функция кредита — категория объективная, существующая неза­висимо от воли и желания людей, кредитная система может создавать условия, позволяющие полнее использовать кредит для достижения по­ставленных целей. С учетом этого банкам и заемщикам рекомендуется использовать различные виды ссуд.

К принципам кредитования относятся:

а) возвратность и срочность кредитования;

б) дифференцированность кредитования;

в) обеспеченность кредита;

г) платность банковских ссуд.

Рассмотрим подробнее каждый из принципов.

1. Возвратность является той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита, его атрибутом.

Срочность кредитования представляет собой необходимую форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в нем находит конкретное выражение фактор времени.

2. Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны однозначно подходить к вопросу о выдаче кредита своим клиентам, претендующим на его получение. Ссуда должна предоставляться только тем хозорганам, которые в состоянии его своевременно вернуть. Поэтому дифференциация кредитования должна осуществляться на основе показателей кредитования, под которыми понимается финансовое состояние предприятия, дающее уверенность в способности и готовности заемщика возвратить кредит в обусловленный договором срок.

3. Обеспеченность кредита закрывает один из основных кредитных рисков - риск непогашения ссуды. Если бы не принимался во внимание этот принцип, то банковское дело превратилось бы в спекулятивное занятие, где высокий риск ведения операций привел бы к резкому росту процентных ставок.

4. Платность банковских ссуд означает внесение получателями кредита определенной платы за временное пользование для своих нужд денежными средствами. Реализация этого принципа на практике осуществляется через механизм банковского процента. Ставка банковского процента - это своего рода «цена» кредита. Платность кредита призвана оказывать стимулирующее воздействие на хозяйственный (коммерческий) расчет предприятий, побуждая их на увеличение собственных ресурсов и экономное расходование привлеченных средств. Банку платность кредита обеспечивает покрытие его затрат, связанных с уплатой процентов за привлеченные в депозиты чужие средства, затрат по содержанию своего аппарата, а также обеспечивает получение прибыли для увеличения ресурсных фондов кредитования (резервного, уставного) и использования их на собственные и другие нужды.

При рассмотрении вопроса размера пла


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: