Вера как нравственная категория

Вера может быть оценена как нравственная категория только с религиозной позиции. Вера включает сознание, приятие и переживание факта существования Бога, Его бытия творческого и господствующего по отношению ко всякому иному бытию, Его промыслительной связи со всяким творением и, прежде всего, личностной связи со всяким личностным (то есть имеющим свободу и самосознание) бытием. Со стороны личности эта связь с Богом и со всеми Божественными реальностями обеспечивается именно религиозной верой, которая, в силу этого, имеет и нравственное содержание. Апостол Павел называет веру одним из духовных даров. Как всякий другой дар духовный она является одновременно плодом духовной работы. Но в начале вера раскрывается как некое богодарованное свойство – готовность к узнаванию сверхземных объективных реальностей, готовность, превышающая искаженный земной разум и чувства. В этом отношении любая вера, готовая принять небесный религиозный опыт, без его актуального переживания, представляет собой интеллектуально-психологический подвиг. Ибо земному уму естественно соглашаться только с земными реальностями. Здесь же проявляется и любовь: в готовности отвергнуть то, что противоречит веры, ради Того, в кого веришь. Вера есть орган мистической интуиции, которым познается Бог и осуществляется онтологическая связь с Богом. Психологизм не является ее сутью. Религиозное сознание признает прежнее безрелигиозное как умственно и нравственно ущербное. И это не только потому, что вера возрождает нравственную жизнь несравненно более высокого качества, но и потому, что сама вера отчасти вызывается к жизни нравственными предпочтениями. Познание Бога верою осуществляется с соблюдением заповедей (1Ин.2,3). Этические понимания и жизненные реализации их как бы раскрывают и расширяют орган души, ответственный за веру. И когда вера из потенциального дара открывается как действующая, разум начинает работать творчески, извлекая из любой ситуации ее верный духовный и нравственный смысл. (исцеленный слепорожденный (Ин.9:1-38); равноапостольский князь Владимир). Со стороны человека вера является главным условием по-настоящему духовного и нравственного возрождения, совершаемого Богом. Речь идет не о душевной вере (психологизм) или интеллектуальной. Подлинно плодотворная вера в Бога может стать духовно и нравственно значимой, когда это живая вера в Бога, открывшегося человекам, то есть в Пресвятую Троицу, открытую, прежде всего, через Иисуса Христа. Такая вера может родиться и возрастать только на основании правды Божией, преимущественно возвещенной в Евангелии. Вера как уверенность есть согласие без сомнений с догматическим учением Церкви. Доверие Богу открывается как несомненное переживание того, что в Боге все – правда и поэтому – готовность исполнить все, что Богом предлагается лично (Ной, Авраам). Верность – это предельная самоотдача, преданность, достигающая высот только в религиозной жизни. Вера является еще и условием спасения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: