Апостольство, святительство

Апостолами называются непосредственные ученики Христовы, проповедавшие Его учение. Почти все апостолы знали Господа лично во время Его земной жизни. Число апостолов во всей христианской истории было весьма невелико (включая даже святых, признанных Церковью равноапостольными). Главное содержание их святости – проповедь Евангелия – вполне включается в святительский подвиг. Их отличие в этом отношении заключается в том, что они проповедовали преимущественно среди языческих народов; святительское же служение совершается преимущественно внутри Христовой Церкви.Святителями принято называть святых, носивших высший священный сан. Известны два вида святой деятельности, за которые прославляются святители. Во-первых, личное духовное руководство Церковью (то есть пастырство над пастырями и над их овцами). Во-вторых, духовное писательство, в котором они раскрывали догматическое и нравственное учение Церкви. Некоторые святители имели оба вида делания (например, Василий Великий, Иоанн Златоуст, из поздних – Филарет Московский).Общий тропарь святителям раскрывает обе стороны святительского делания, называя святителя «правилом веры и образом кротости». Не все епископы непременно занимались литературной деятельностью, но быть для своей паствы правилом веры (то есть предлагать нормы православного учения) и образом кротости (то есть являть своей жизнью нравственный образец) было безусловной внутренней обязанностью каждого святителя. Не грамотный руководитель или искусный администратор, но христоподобная личность, сплачивающая верных святостью жизни и учения – таков истинный архиерей. В посланиях ап. Павла епископу предписываются следующие свойства: «святой, непричастный злу, непорочный... и превознесенный выше небес» (Евр.7:26), «непорочен как Божий домостроитель..., страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова» (Тит.1:7-8). Ему следует быть «образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1Тим.4:12).Таким образом, святительство есть, прежде всего, святое и примерное пастырство, полагающее «душу свою за овец» (Ин.10:11). Иными словами, это есть образец жизни для других, жизни ради многих, вверивших ему себя, чтобы спастись. Это делание, в котором «полагающий свою душу» пастырь ежедневно отдает свою жизнь ради «овец», ничего не оставляя для себя («любовь не ищет своего» (1Кор.13:5)). При этом пастырь не имеет права ошибиться ни в слове (в учении), ни в деле (в жизни), потому что любое его преткновение может стать гибельным соблазном для пасомых. Чтобы пастырь мог привлекать всех, он должен иметь безукоризненную совесть и чистоту жизни. Он должен с такой силой и ясностью проповедовать слово Божие и правду Православия, чтобы ни одно из его чад не заблудилось, помраченное наваждениями чуждых учений. И, наконец, по образу своего Пастыреначальника каждый пастырь-святитель должен, видя все свое стадо в целом, одновременно быть чутким и внимательным к конкретной нужде каждой своей овцы. История Церкви явила миру поразительные примеры такого святого пастырства-святительства. Примеры: свт. Мир Ликийских Николай, свт. Иоанн Златоуст, свт. Филарет (Дроздов) Московский (и пастырство и литературные труды), свт. Тихон патриарх Московский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: