Плоть и грех

В христианской традиции плотью называется падшая душевно телесная природа человека, на которую действуют мир и диавол, возбуждая в ней непрестанный поток помыслов; кроме того, источником помыслов оказывается ее собственный строй. В природе могут возникать три вида греховных действий: а) желания нравственно нейтральные, но по причине автономности становящиеся греховными; б) естественные желания, но количественно чрезмерные; в) желания безнравственные, противоречащие естеству человека и разрушительные по своей природе. К последним относятся грехи плоти: блуд и чревоугодие, пьянство, наркомания и т.п. Их действие на человека очевидно разрушительное. Специфика грехов плоти состоит в том, что они направлены на удовлетворение низших желаний человека. Их действие на личность, особенно в случае неудовлетворения этих страстей, агрессивно и вызывает агрессивные реакции. Они лежат в основе большинства уголовных преступлений. Человек, подчиненный сильным влечениям плоти, обычно не может насытиться, удовлетворяя эти плотские переживания. Плоть ненасыщаема. Плотские стремления имеют инстинктивную природу и получают особо сильное развитие в тех людях, для которых не существует духовных ценностей и стремления к подлинной свободе. Такие представители человечества являются материалом для естественно-научных антропологических теорий. Когда говорят о плоти как источнике греховной жизни, то под этим понимается «горизонтальность» вектора духовной жизни, т.е. его отсутствие, ибо он должен быть направлен к небу. Проявление этого является и непомерная забота о здоровье, культ здорового образа жизни в культуре. Плотской характер жизни ограничивает ее лишь земным бытием, горизонтальным измерением. Ум, живущий земной правдой, не только не принимает правды небесной, но и осуждает тех кто стремится жить по ней и оправдывает себя. Поскольку человек состоит из духовного и плотского начал, разрушение любого из них ведет к разрушению личности. Но личность разрушается и при дисгармонии этих начал, когда разрушается ее иерархический строй и плоть порабощает дух. Тело есть оболочка, соответствующая внутреннему содержанию личности (желания, мысли, переживания небесного характера) и связанная с этим содержанием. Если же содержание определяется оболочкой, то оно, становясь животным, лишает и само тело, заложенного в него высокого назначения быть храмом Святого Духа. Плоть вместо этого становится проводником греха. Тонкое действие плоти на личность проявляется в том, что высшие духовные начала либо вовсе не реализуются, либо создается видимость реализации через душевность, которая подменяет духовность (ре-сублимация – раскрытие духовных начал в виде чистых автономных психологизмов). Душевность тоже находится в горизонтальной плоскости. Ее цель – повышение порога чувствительности, но на материале земном. В нравственном плане она бесплодна, порождает сентиментальность и самодовольство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: