Этика общественного служения

Суть служения противоречит искаженному состоянию человека, так как он стремится господствовать над людьми, и в этом находит удовлетворение. Для того, чтобы находить радость и удовлетворение в обратном, в служении, необходимо покаянное изменение строя души. Служение требует жертвенности, а жертвенность невозможна без непрерывного и глубокого покаяния. Сравнительно легко служение осуществляется, например, в семье. Или когда служение предполагается профессиональной деятельностью (как, например, у медсестры), оно протекает естественно и требует сравнительно небольших усилий. Когда речь идет об общественном служении, имеют в виду, главным образом, исполнение тех функций, при которых человек вынужден заниматься координационной, руководящей и другими видами обширной общественной деятельности. Большей частью в существующей реальности от самой идеи служения остается немногое: техническая сторона и необходимость отдавать делу много времени и сил. Само же служение по смыслу слова предполагает не возвышение над другими, но унижение, которое, правда, ведет, по евангельскому слову, к нравственному возвышению («унижающий себя возвысится» (Лк. 18, 14)). В общественной деятельности такое унижение себя невозможно, если только человек не является сознательным христианином. У этики общественного служения есть и еще один аспект. Она не ограничивается нравственными особенностями человеческих отношений, а включает в себя также и нравственную оценку самого рода деятельности. Прежде всего, это относится к различным видам политической деятельности. Содержание и техника такой работы неизбежно связаны с большими соблазнами, такими как соблазн власти, тщеславия, материальных благ. Стремление к служению выражает движение к последнему месту, стремление к власти – к первому. Власть как бы предполагает обладание и манипулирование людьми; служение же, напротив, – готовность к подчиненному положению. Это мнимое противоречие разрешается примером общественного служения Господа Иисуса Христа, Который именно этим словом – «служение» – и обозначил свою деятельность. И у тех, кто проводит свою деятельность в духе Христовом, это мнимое противоречие также устраняется. Ибо дело, на которое они избираются, осуществляется как Божественное поручение, исполняется как воля Божия – ответственно, но без автономного упоения самодеятельностью, со стремлением раскрыть в нем его духовное содержание. Делатели общественного долга стараются действовать в первую очередь ради Бога, а затем и ради Церкви, народа, общества, государства, не особенно обращая внимание на возникающие при этом привилегии. В некотором смысле, любой вид деятельности, если только он не безнравственен в своей основе, совершается ради других людей. Но если обратиться к непосредственному личному мотиву деятельности человека, то в подавляющем большинстве случаев он будет иметь нравственно-нейтральный, или эгоистический характер. Но когда речь идет о каком-либо виде общественной деятельности, то непосредственным ее мотивом может быть лишь стремление принести пользу людям. Чувство долга с особой силой действует у того, кто полностью отдал себя общественной деятельности. Вступающий на путь истинного общественного служения должен приготовить себя к беспочвенной хуле и бездоказательным обвинениям, совершаемым публично, чтобы сносить их со спокойным достоинством. При настоящем делании, имеющем нравственные мотивы, делателя ожидает глубокое одиночество, а нередко и почти всеобщее непонимание. Поскольку эта деятельность протекает на виду у общества, общественный деятель должен проявлять особую щепетильность не только в плане ответственного исполнения своих обязанностей, но и в следовании нравственным нормам. Недопустимы ложь, раздражительность, мелочность, злобность и т.п. Тем более когда ими руководятся в делах общенародного масштаба. Кроме этого нравственные особенности лидера оказывают воздействие на окружающих. Подлинное служение потому и оказывается таким редким, что оно может совершаться либо только сознательными христианами (которые, как правило, не очень-то любят общественную деятельность), либо людьми жертвенного духа, интуитивно или осознанно ориентированными на христианский нравственный строй. Острие духовной борьбы направляется при этом против тех пороков, которые являются главной помехой в деле общественного служения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: