Декалог(1-4заповеди)

Декалог – по своей нравственной высоте несомненно Божественного происхождения. Он есть Откровение Бога миру. Декалог состоит из двух частей. Первая содержит четыре заповеди, регламентирующие отношения человека к Богу, вторая – шесть заповедей, устанавливающих строй человеческих взаимоотношений. Наиболее величественная по смыслу и значению – первая заповедь: «Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2-3). Эта заповедь, по сравнению с другими, имеет более онтологический, чем этический характер. Она устанавливает между Богом и человеком раз и навсегда личностный тип взаимоотношений, то есть отношений между двумя личностями: «я – ты». Это – высочайшее в истории падшего человечества религиозное достижение богоизбранного народа, дарованное ему в Откровении. Установление Самим Богом личностных отношений, при которых слышится как возможная полнота единения и взаимодействия: «Я – твой, ты – Мой», – говорит о более чем нравственном союзе. Эти слова свидетельствуют о приятии Богом человека и требуют от человека приятия Бога как Бога. Здесь слышится и уважение Богом человеческой личности. Эти отношения определяются самим Богом для человека как зависимые, потому что к этому обязывает само понимание Бога как Господа, то есть Личности высшей по сравнению с человеком. Но Бог устанавливает их так, что они приобретают личностно свободный характер. И потому и эта заповедь относится к области нравственной жизни как обращенная к свободе человека. От того, насколько человеческая личность принимает этот предлагаемый Богом тип личностных отношений, зависит весь строй нравственной жизни, устанавливаемый Декалогом. Другие боги ко всему прочему эти отношения разрушают. Отношения личности к Богу, в остальных трех заповедях находят завершающую полноту верности. «Не делай себе кумира и никакого изображения... Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» (Исх.20,4-5). Заповедь предлагает, во-первых, понимание Бога как исключительно духовной, а потому и неизобразимой личности, а во-вторых, устанавливает невозможность поклонения кому бы то ни было и чему бы то ни было, кроме Бога. Таким образом, поклонение реальной Божественной Личности – нравственно, а не нравственно – поклонение любой нереальности или реальности недуховной, материальной. Иными словами, не нравственно в жизни духовной совершать подмены. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20,7). Несерьезное, суетное отношение человека к Богу препятствует созиданию или разрушает личностные отношения. «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх.20,8). Эта заповедь дана, чтобы освящать время. Это освящение практически может быть осуществлено в делах молитвы, богомыслия, чтения и проч., возводящих душу в созерцание живого Бога. Нравственная суть и значение этой заповеди в том, чтобы начатки времени вообще и своего времени в частности посвящать Богу; чтобы суета житейских дел не отняла у человека этого времени; в нем, в этом освященном и посвященном Богу времени, и реализуется живая связь личности и Бога. Эти четыре заповеди раскрывают содержание главной заповеди, которая и в Ветхом и в Новом Заветах определяется как: «Возлюби Бога» (Втор.6:5; Мф.22:37).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: